Регина Владимировна Карпейчик
Детский совет как форма проявления и поддержки детской инициативы
▼ Скачать + Заказать документы
Принятый ФГОС ДО направлен на «сохранение уникальности и самоценности детства». Особое внимание ФГОС ДО уделяет поддержке детской инициативы, социализации ребенка, все это отражено в основных принципах дошкольного образования, реализовать которые позволяет форма «Детский совет». Данная форма предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе, основанном на «субъект-субъектном» подходе, создает условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.
Публикация «Детский совет как форма проявления и поддержки детской инициативы» размещена в разделах
Детский совет– общее собрание группы детей вместе с педагогом, где каждый участник получает возможность рассказать о событиях в своей жизни, поделиться интересной информацией, а также получить новую от других, где планируются предстоящие занятия, проводятся разные виды детской деятельности.
Выделяют следующие задачи «Детского совета» :
-Создать эмоциональный настрой на весь день – «задать тон».
-Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.
-Развивать эмпатию.
-Формировать умение выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.
-Развивать умение формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.
-Выбрать тему нового проекта / подвести итоги проекта. Разработать план действий.
-Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и др.
Как работает «детский совет»? Данная форма проходит утром - в начале образовательной деятельности.
При этом, очень важна организация РППС.
В группе должно быть место или уютный уголок, где можно доверительно общаться. В определенное время может звучать мелодичная музыка, воспитатель занимает свое место, дети спокойно собираются и общаются. Вместе с детьми определяются правила, которые помогают осуществлять образовательный процесс без многочисленных замечаний.
В целом детский совет может длиться, в зависимости от возрастной группы и ситуации, от 5 до 20 минут. Жесткой рамки нет. Все будет зависеть от того, насколько детский совет идет живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и важна, что и составляет главную задачу: выбор темы, планирование или текущее самоопределение детей в делах и действиях дня. Однозначно закрепленной структуры детского совета нет. Детский совет НЕ занятие. Участие в нем НЕ может быть принуждением.
Есть некоторые смысловые части, использование которых целесообразно, но их можно варьировать. К таким смысловым частям можно отнести:
1. Ритуал. Дети по своей природе ритуальны. Они любят свою чашечку, свое место за столом, определенным образом приготовленную еду. Поэтому введение в образовательный процесс ритуала, позволяет объединить детей на совместную деятельность и не тратить усилий на дисциплину.
2. Беседа на свободную тему. Это очень важная часть. Как правило дети стремятся к общению со взрослыми. Большинство из них приходят в детский сад с огромным карманом новостей, которые переполняют ребенка и побуждают вступить в диалог. Очень важно педагогу внимательно выслушивать, понимать информационный посыл и правильно реагировать на него. На «детском совете» могут быть заданы такие вопросы:
- какое у вас настроение?
- кто хочет поделиться новостями?
Обмен новостями - эта часть, пожалуй, наиболее насыщена содержанием. Он позволяет слышать друг друга, слышать разных людей, отличающихся не только по характеру, темпераменту, интересам, но и по способу выражения мысли, по темпу и стилю речи. В обмене новостями участвуют не только дети, но и взрослые (воспитатели, специалисты ДОО) — это обеспечивает широкий диапазон событий. В процессе беседы самым естественным образом формируются коммуникативные навыки, то, без чего нельзя успешно общаться и учиться: умение слушать и слышать, вести диалог, строить монолог, умение аргументировать своё суждение. В выборе информации они свободны, поэтому разговор становится открытым и искренним, что стимулирует участников к этому занятию.
3. Мотивирование детей на изучение темы и работу над проектом можно по-разному. И взрослые, и дети привыкли к тому, что все темы занятий в детском саду определяются воспитателями. Детские интересы просто «учитываются». Но чтобы их учесть, нужно чтобы они были озвучены, а ещё лучше, чтобы они были зафиксированы. «Детский совет» предоставляет такую возможность. Более того, он имеет прямую цель стимулировать инициативу и активность детей в предложении тем, в выборе дел и действий.
4. Выявление инициатив и образовательных запросов детей. Выявить инициативы и образовательные запросы детей поможет понимание того, что дети знают, а что хотят узнать о ком-либо или чем-либо. В своей педагогической деятельности по вовлечению детей среднего дошкольного возраста в проектирование мы используем технологию Лидии Васильевны Свирской «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Что сделать, чтобы узнать?»
5. Совместное составление плана работы над проектом. Планирование осуществляется совместно с детьми. В плане учтены идеи и вопросы детей. Воспитатель помогает сформулировать в плане, что хотят сделать дети. План совместно составляется, где отмечаются, в каких центрах дети хотят работать (Центр творчества, Центр книги, Центр природы, Центр конструирования и т. д.).
Так форма «Детский совет» позволяет эффективно осуществлять деятельность в соответствии с ФГОС ДО. Она предоставляет возможность развивать познавательную инициативу детей дошкольного возраста, строить партнерские отношения между детьми, помогать им социализироваться. В процессе у ребят формируются учебные умения, и эти умения функциональны, то есть сформировались и используются детьми не как теоретические знания и умения, а как востребованные в жизни прикладные знания и умения.