Папки-передвижки

Дошкольное образование в Германии

Евгения Никонова
Дошкольное образование в Германии
▼ Скачать + Заказать документы

«Дошкольное образование в Германии»

Дети – это будущее нации. Именно по этой причине немцы много внимания уделяют воспитанию самых юных членов общества. И вовсе не случайно первые дошкольные заведения для детей появились именно в этой стране с легкой руки немецкого педагога Фридриха Фрёбеля.

Первый сад для малышей появился в стране в 1840 году. Именно тогда известный немецкий теоретик дошкольного воспитания Фридрих Фрёбель вместе с группой единомышленников разработал систему занятий, в основе которой были песни, игры, общение с окружающей средой и другими детьми. Термин «сад» тоже был придуман им. В нем заложено представление немецкого ученого о ребенке как о молодом деревце, нуждающемся в уходе и заботе. Так все дошкольные учреждения стали называться «детскими садами».

Темочки:

Система дошкольного воспитания существует уже более 170 лет. Однако проблема недостаточного количества мест для малышей сегодня стоит очень остро. Нехватка мест, являются чрезвычайно актуальной социальной проблемой, решить которую государству пока не удается.

Система дошкольного образования в Германии существенно отличается от системы дошкольного образования стран Восточной Европы.

Подготовка к школе в Германии не является обязательным этапом, а цены на получение дошкольного образования порой достигают астрономических размеров. Именно поэтому многие немцы предпочитают нанять няню для своего ребенка, чем водить его в садик.

Многим немцам знакома проблема со свободными местами в детсадах. В очередь на место в саду порой приходится становиться с рождения ребенка. И даже это не дает гарантии поступления ребенка в ясли или детский сад. Во многих землях, кстати, предусмотрены определенные льготы для детей иммигрантов.

Институты дошкольного образования в Германии

Все дошкольные учреждения Германии можно разделить на три типа:

государственные – финансируются федеральными властями.

Объем выделяемых средств в разных регионах может отличаться;

частные – открываются отдельными лицами, иногда могут

содержаться за счет добровольных взносов родителей;

католические – создаются при костелах, дают детям азы

религиозных знаний.

В Германии существует 4 института дошкольного образования.

Ясли (Kinderkrippe). Самая первая ступень системы образования в Германии. Ясли могут посещать дети от 2 месяцев до 3 лет. В них малышей приучают к горшку, учат говорить, тренируют моторику, регулярно кормят с соблюдением режима.

Детский сад (Kinderg rten). Сеть дошкольных учреждений образования, работающая с детьми от 3 до 6 лет. Чем-то Kinderg rten похожи на детские сады в Беларуси или России. Но есть в них и несколько существенных отличий.

Во-первых, большинство из них представлено частными учреждениями со своими правилами и порядками. Владелец такого заведения сам имеет право установить режим работы, а также определяет размер оплаты и внутренний распорядок дня.

Во-вторых, детские садики в Германии не относятся к министерству образования. Главная их цель – присмотреть за детьми, пока родители заняты. А образовательные программы – это дополнительный бонус, за который чаще всего приходится доплачивать.

Другими словами, в таком детском садике ребенок никак не может подготовиться к поступлению в школу, если родители дополнительно не оплатят работу педагогов.

Дошкольные классы (Vorklassen). В дошкольных классах как раз занимаются подготовкой ребенка к поступлению в школу. В них разучиваются базовые знания и навыки, которые требуются при вступительном экзамене. Обычно в них занимаются дети от 5 лет.

Детский сад при школе (Schulkinderg rten). Практически, этот институт занимается тем же, чем и предыдущий. Отличие между ними одно, но довольно существенное. Schulkinderg rten работают при конкретных образовательных учреждениях. И в основном готовят детей к поступлению в конкретную школу.

Например, родители отдают своего ребенка в детский сад при школе №6. После успешного окончания этого детского садика ребенок может автоматически поступить в школу №6, без предварительных испытаний. В детских садиках при школах также обучаются дети 5-6 лет.

Оба этих института, Vorklassen и Schulkinderg rten, примыкают либо к дошкольному сектору образования, либо к начальному. Это зависит от особенностей законодательства каждой земли. Чаще всего их посещение также необязательное. Но в отдельных землях существуют законы, которые приписывают с определенного возраста сделать обучение для отстающих детей в этих институтах обязательным.

Процедура поступления

Ясли. Несмотря на поддержку со стороны государства, сегодня яслей в Германии критически не хватает. Многие семьи записываются на получение места еще во время беременности.

Для поступления в ясли необходимо связаться с администрацией образовательного учреждения и договориться о встрече. На встрече нужно предоставить пакет документов: справки с места работы родителей, сертификат о прививках, медицинскую карту (различные учреждения могут потребовать дополнительные документы). После этого ребенок вносится в длинный список ожидания на свободное место. Теоретически, можно подать документы сразу в несколько яслей, но в некоторых землях делать это запрещено.

Детский сад. С детскими садами ситуация не намного лучше, чем с яслями. Учреждений такого типа не очень много. А вот желающих – предостаточно. Для записи в детский сад понадобится путевка (Betreuunggutschein (ваучер на сопровождение, которую по заявлению предоставляет местный орган по попечению несовершеннолетних. Для получения путевки необходимо заполнить заявление (Antragsformular(бланк заявления, в котором кроме паспортных данных указывается также и причина – почему вашему ребенку необходимо место в детском саду.

Определенные категории семей имеют привилегии при поступлении в детский сад:

семьи с детьми с особенностями физического или психического

развития, неполные и проблемные семьи;

беременность матери ребенка;

безработные родители;

родители-иммигранты и прочее.

Распорядок дня

В ясельных группах детей приводят в 8.00 утра. Затем распорядок дня в яслях строится таким образом :

- завтрак, который родители приносят вместе с детьми;

- затем смена памперсов, которые меняются каждые пять часов или по мере необходимости;

- развивающие игры; лепка, рисование.

Воспитатель детского сада в Германии, в особенности в яслях, следит, прежде всего, за детьми, чтобы с ними не произошло неприятностей, вовремя были сменены памперсы и малыши были сыты.

Младенцы в 12.30 обедают, чистят зубы и ложатся спать. К двум часам дня родители должны забрать детей из яслей.

В старших группах распорядок выглядит несколько иначе. Детей приводят в детский сад, который открыт уже с 7.00, затем завтрак, после чего садятся в круг и начинают приветствовать друг друга, а также отвечать на вопросы воспитательницы.

В помещении детского сада есть несколько специальных игровых зон: - кукольная комната, где уютно устроились разные игрушки;

- место для чтения, где расположен шкафчик с книгами;

- строительный уголок, где находятся разные познавательные игры;

- зона отдыха.

В таких садах нет кухни и столовой, дети питаются тем, что приносят из дома, в лучшем случае можно разогреть. Детский сад работает до 16.00, после чего детей должны забирать родители, обычно к этому времени они располагаются в свободной зоне, где стоят стулья, столы, диваны.

Прогулка

И в яслях и в детских садах для детей обязательна прогулка. В яслях малышей выводят на воздух в 10.00, прогулка продолжается около 1,5 часа. Малыши в свободной зоне под присмотром воспитателей проводят время на свежем воздухе в течение отведённого времени.

Как построена система воспитания в садах

Особенность дошкольного образования в Германии заключается ещё и в том, что каждое отдельное учреждение вольно выбирать само, по какой воспитательной системе они будут работать.

Концепций воспитательного процесса в немецких дошкольных учреждениях довольно много. Все они базируются на целях, которые ставит перед собой педагогический коллектив, и на качествах, которые планируется развить у ребенка.

Вот несколько из них:

Методика воспитания по системе Монтессори.

Основной ее принцип – «Помоги мне сделать это самостоятельно». В таких садах детям не навязывают модели поведения, не давят на них гендерным признаком (например, «ты же мальчик», не заставляют делиться игрушками (это дает ребенку понимание своих и чужих границ). Каждый ребенок может сам выбрать, сколько будет длиться занятие, и в какой форме оно будет проходить. Вмешательство воспитателя в образовательный процесс происходит только в том случае, если об этом его просит воспитанник.

Особенности детских садиков Германии такой направленности базируются на принципе самостоятельности и полной свободы воспитанника. В таких садах малыши решают сами, что они будут делать, в какие игры играть, когда спать, а когда кушать. Правила в детском саду устанавливаются самими детьми в ходе специальных конференций. В таких учреждениях акцент делается на развитие творческих способностей, проведение экспериментов, организацию экскурсий на природу.

Waldkindergarten (лесной детский сад) – сады, расположенные в лесу. Такой вид дошкольного учреждения пришел сюда из Скандинавии. Данная организация воспитательного процесса позволяет детям много времени проводить на свежем воздухе, в окружении природы. Здесь они изучают деревья, различные растения, мастерят своими руками поделки из подручных материалов. Все это призвано привить бережное отношение к окружающему миру.

Bauernhofkindergarten (фермерский детский сад) – детский сад при крестьянском дворе, ферме. Учреждения такой направленности воспитывают у подрастающего поколения любовь к животным и физическому труду. Здесь дети в силу своих возможностей помогают выращивать овощи, ухаживать за животными.

Reggio-Kindergarten – данная концепция берет начало в итальянском городе Режио-Эмилио. Детский сад имеет вид города с главной площадью и улочками, ведущими в разные зоны. Воспитателем в нем является непосредственно сама городская среда. По утрам все воспитанники и их наставники собираются в холле, обсуждают планы на день, распределяют обязанности и расходятся выполнять поставленные задачи.

Интеграционные учреждения – совместные группы для полноценных детей и малышей с какими-либо отклонениями. Это позволяет детям воспитывать в себе терпимость и уважение.

Цена вопроса

Цена посещения любого из вышеперечисленных дошкольных учреждений образования в Германии во многом зависит от социального положения семьи, ее материального благосостояния, наличия различных льгот. Поэтому разбежки в стоимости посещения дошкольного учреждения образования для разных семей, даже при посещении одного и того же заведения, могут отличаться. Многое также зависит и от законодательства конкретной земли – объемов дотаций и налогов.

Посещение яслей стоит от 50 до 500 евро в месяц. Но при наличии определенных льгот вполне реально добиться права на бесплатное посещение.

Детский сад стоит от 30 евро на одного ребенка. Но в отдельных землях цены достигают 200 евро. Отдельные частный детские садики могут выставить цену более 1000 евро.

И хотя посещение детского сада в Германии не является обязательным, право на это получает каждый малыш при достижении им трехлетнего возраста.

Отличительной чертой воспитания юного поколения является отсутствие у взрослых стремления начать забивать им головы всевозможными знаниями как можно раньше: немцы полагают, что учить малышей будут в школе, а задача воспитателей на ранних этапах – развить у ребенка мышление, помочь ему научиться принимать решения, привить любовь к прекрасному, к спорту. По этой причине к школе ребенок подходит без особых знаний арифметики или письма, зато с полным восприятием себя как личности и гражданина.

Вывод: хотя Германия является родоначальницей дошкольного воспитания, сейчас мест в детских садах страны недостаточно, чтобы удовлетворить потребности всех семей. По этой причине здесь функционируют разные типы дошкольных учреждений, которые позволяют немцам комбинировать варианты досуга ребенка в их отсутствие. Например, утром малыш может находиться в детском саду, после обеда его отвозят к “домашней няне”, а вечером он находится под присмотром бебиситтера.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Дошкольное детство, прощай!» Оформление музыкального зала к выпускному«Дошкольное детство, прощай!» Оформление музыкального зала к выпускному «Ну, вот и всё – Настал тот час, Которого все ждали. Мы собрались в последний раз В уютном нашем зале…» Сколько раз уже приходилось расставаться.

Мое высшее образованиеМое высшее образование Уважаемые коллеги и друзья! Хочу поделиться с вами дорогие мои, незабываемым событием которое произошло в моей жизни. Сегодня я получила.

«Наше празднование 72 годовщины освобождения Крыма от фашисткой Германии» (фотоотчет) Видео«Наше празднование 72 годовщины освобождения Крыма от фашисткой Германии» (фотоотчет) Видео Вероломное нападение гитлеровской Германии прервало мирный труд советских людей!В конце сентября 1941 года немецко-фашистские войска вторглись.

Фотоотчёт «Выпускной вечер «Чудесная страна — дошкольное детство»Фотоотчёт «Выпускной вечер «Чудесная страна — дошкольное детство» Сегодня нас ждет необычное, волнующее торжество! Наши дети прощаются с детским садом и готовятся к новому жизненному этапу – поступлению.

Фотозарисовки «Путешествие «колокола мира» из Германии в Великий Новгород»Фотозарисовки «Путешествие «колокола мира» из Германии в Великий Новгород» Доброго всем вечера, уважаемые коллеги. Сегодня в моем родном поселке был настояший переполох. Необычное зрелище увидели жители и гости.

Рождественская Ярмарка-2017 в Посольстве Германии. ФоторепортажРождественская Ярмарка-2017 в Посольстве Германии. Фоторепортаж Каждый год в Посольстве Германии в Москве проходят Рождественские ярмарки. В конце ноября, начале декабря, на Рождественском базаре, можно.

Видеоотчет о выпускном «Вот и промчалось дошкольное детство» в подготовительной группе Под музыку"Кружится пусть вальс. " входят дети. Наш любимый, наш красивый, Наш чудесный детский сад! Ты сегодня в путь счастливый Провожаешь.

Сценарий выпускного «Вот и промчалось дошкольное детство»Сценарий выпускного «Вот и промчалось дошкольное детство» 1 ведущая: Как зал наш красив, как наряден и светел, Как будто встречает почетных гостей. А гости – родные, любимые дети, Которые стали.

Выставка рисунков «Дошкольное творчество» (нетрадиционное рисование). ФотоотчётВыставка рисунков «Дошкольное творчество» (нетрадиционное рисование). Фотоотчёт Добро пожаловать в мир творчества и созидания, мир, хорошо вам знакомый, если вы хотя бы раз пробовали что-нибудь изобразить мелками на.

Эссе «Дошкольное образование: будущее и перспективы развития»Эссе «Дошкольное образование: будущее и перспективы развития» Дошкольное образование будущее и перспективы развития. «Время есть величайший из новаторов», — говорил английский философ Френсис Бэкон.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дошкольное образование в Германии
Опубликовано: 5 января 2021 в 12:41
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дошкольное образование в Германии» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Никонова (УИ 1856465) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД