Ксения Осипова
Детские страхи на физкультурных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Осипова Ксения Владимировна
воспитатель
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №93 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Детские страхи на физкультурных занятиях
Аннотация: занятие физической культурой укрепляет дух и тело. Но порой в своей работе мы сталкиваемся с нежеланием воспитанников выполнять определенные упражнения. Это может быть связано со страхами ребенка перед тем или иным действием, физкультурным инвентарем. Данная статья поможет разобраться с обозначенной проблемой путем ознакомления с причинами ее зарождения.
Публикация «Детские страхи на физкультурных занятиях» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Страх и детская тревожность
- Темочки
В современном мире на среднестатистического ребёнка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных нарушить развитие потенциальных возможностей личности. В том числе – детские страхи. На занятиях физической культурой нередко возникают ситуации потенциального риска. Дело в том, что спорт нельзя сделать абсолютно безопасным, даже при хорошем надзоре, некоторый риск, несомненно, присутствует. Основная причина появления чувства страха у дошкольников – это неспособность ребёнка действовать в панической ситуации, боязнь новизны или внезапности возникновения ситуации с повышенным риском.
Значимость данной проблеме придаёт большое количество исследований на тему явления страха у человека (Томкинс, Рейнгольд, А. И. Захаров). А также создание множества пособий по выявлению страхов у детей (Р. Тэммпл, В. Амен, М. А. Панфилова).
Что же такое страх? Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль.
Устойчивые страхи – это страхи, с которыми не может справиться ни ребенок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, о конфликтных отношениях в семье. Для того, чтобы воздействовать на ребенка, помочь избавиться ему от страхов, родителям необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему. Но это дело не из лёгких, чаще всего необходима помощь специалистов [1, с. 68].
Возникновение страхов отмечается у эмоционально чувствительных детей как отображение особенностей их психического и личностного развития. Необходимо организовать комплексную работу, направленную на профилактику эмоциональных нарушений и коррекцию страхов в рамках психологического сопровождения. Использование проективных методов и психотерапевтических игр, основанное на богатом воображении детей, снижает эмоциональное напряжение за счет восприятия страхов, как фактически существующих, реальных, опасность которых дети могут проанализировать в жизнерадостной атмосфере общения со сверстниками, чувствуя поддержку с их стороны и одобрение психолога [2, с. 21].
Чувство страха перед физическими упражнениями имеет свою специфику. Оно включает три компонента.
Первый компонент — это чувство страха перед предметом и объектом физкультурной деятельности: перед водой, пространством, препятствием под ногами, руками.
Второй — это чувство страха перед технической стороной выполнения физического упражнения. Это так называемый операциональный страх.
Третий — чувство страха перед людьми — товарищами, учителями, зрителями, болельщиками.
В рамках исследовательской работы был проведен опрос в группе второго курса специальности «Дошкольное образование», в котором участвовали 20 человек.
Мы выяснили, что большинство студентов не испытывало в детстве страх к спортивным снарядам, но всё же 30% опрошенных иногда испытывали боязнь новых спортивных снарядов. А вот перед выполнением физических упражнений абсолютное большинство испытывало страх перед технической стороной выполнения физического упражнения. Только 10% респондентов проявляли смелость, выполняя задания педагога на физкультурных занятиях или уроках по физической культуре. Таким образом, мы можем убедиться, что данная проблема действительно актуальна. Ни один из опрошенных не чувствовал страх перед людьми — товарищами, учителями, зрителями, болельщиками.
Как отмечают ученые, в некоторой мере, страх даже полезен, ведь он служит сигналом для человека об опасности, тем самым оберегая нас. Но не стоит полностью поддаваться этому чувству. Бояться чего-либо – это нормально, пока страх не начинает нам мешать.
Чем больше преодолено опасностей, тем устойчивее смелость и сильней воля. Самовоспитание, активизирующее сознание, преодоление своих страхов имеет очень большое значение в воспитании воли. Сила воли ребёнка на занятиях физической культурой выражается уверенностью в своих силах и в способности преодолевать опасность. Укреплять волю — это значит воспитывать устойчивость центральной нервной системы к различным раздражителям, вызываемых опасностью. Волевое усилие, как чрезвычайно важное качество сознания, становится большой силой при систематическом и методически правильном преодолении чувства страха.
Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Как известно, эмоциональное развитие в основных чертах заканчивается к 5 годам, когда эмоции уже отличаются известной зрелостью и устойчивостью. В связи с интенсивным развитием мышления в этом возрасте, страх становится более сложно психологически мотивирован, и несет в себе большой познавательный заряд. Он основан на инстинкте самосохранения и имеет защитный характер. В то же время их наличие в детском возрасте нельзя оставлять без внимания, так как это может стать фактором нарушения развития личности [3, с. 52].
Решению проблемы наличия излишнего страха способствует развитие решительности. Повышение решительности происходит по мере овладения упражнениями, уверенность в своих силах. Для быстрейшего возникновения этого чувства и снятия боязни на первых этапах обучения новичков целесообразно использовать страховку и помощь.
Список источников:
1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? Учебно-методическое пособие. – СПб. : Речь, 2008. – 283 с.
2. Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности: Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста // Начальная школа. – 2003. - №1. – С. 20-27.
3. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб. : СОЮЗ, 2000.