Борис Галактионов
Детская инициатива в двигательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного воспитания отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности». Данный материал может быть полезен для воспитателей и инструкторов физической культуры.
Публикация «Детская инициатива в двигательной деятельности» размещена в разделах
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения этапа дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:
• проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
• способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• ребенок способен к волевым усилиям;
• пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
• способен к принятию собственных решений.
Согласно ФГОС образовательная среда рассматривается как зона ближайшего развития ребёнка. В своей деятельности мы строим предметнопространственную среду так, чтобы дать возможность каждому ребенку наиболее эффективно развивать его личностные способности с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Организация поддержки детской инициативы при составлении комплекса и проведении утренней гимнастики
Совокупность разнообразных форм физического воспитания в дошкольных учреждениях создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.
Одной из таких форм являются физкультурно-оздоровительные мероприятия, включающие утреннею гимнастику, физкультурные минутки и закаливающие процедуры. Давно известен тот факт, что ежедневно выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых навыков, так же вырабатывается полезная привычка начинать день с утренней разминки. Утренняя гимнастика укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, благоприятно влияет на обмен веществ, помогает развитию правильной осанки.
Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов – зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, повышает жизнедеятельность организма в целом.
Для развития инициативы в двигательной деятельности у детей мы предлагаем использовать кубики со схематичными изображениями упражнений на сторонах, из ранее изученных. Мы их назвали «Кубики здоровья». Данный метод подойдет для детей старшего дошкольного возраста.
Кубики делятся на нескольких видов:
• с упражнениями для шейного отдела;
• с упражнениями для пояса верхних конечностей;
• с упражнениями для туловища;
• с упражнениями для пояса нижних конечностей;
• с упражнениями, где участвуют основные группы мышц всего тела, выполняемые при большей амплитуде.
Так же кубики различаются по цветам. Цвет кубика соответствует виду упражнений и помогает определить ребенку очередность упражнений.
Ребенок бросает кубики, получается небольшой готовый комплекс. Определив, очередность выполнения упражнений, ребенок проговаривает название упражнения и показывает правильное выполнение. Затем под счет упражнение выполняет уже вся группа. Дозировка определяется воспитателем. В конце утренней гимнастики можно пофантазировать над названием комплекса. Кубики можно использовать не только для утренней гимнастики, но и для комплекса ОРУ на занятии.
Таким образом, кубики помогают решить задачу повышения инициативы, а так же повышают общий интерес к занятиям физической культуры. Способствуют целостному формированию потребностей в сохранении и укреплении здоровья, осознанной мотивации на здоровый образ жизни, самовоспитанию и дисциплине.