Наталья Бершинская
День экскурсии в степь «Ковыль степная»
▼ Скачать + Заказать документы
День экскурсии в степь - «Ковыль степная»
Цель экскурсии : сформировать у учащихся представление о степи; изучить ярусное расположение растений и биологическое значение этого явления; познакомить учащихся с приспособлением степных растений к росту в условиях недостаточного увлажнения; изучить редкие виды растений; познакомить учащихся с отрицательными последствиями к которым приводит выпас скота, постоянное сеноскашивание, вспашка и тому подобное; сформировать умения и навыки выполнения самостоятельных наблюдений в природе.
Публикация «День экскурсии в степь „Ковыль степная“» размещена в разделах
Место проведения: пришкольный лагерь и территория окрестностей с. Бобриково.
Ход мероприятия
1. Просмотр презентации «Растительность степи окрестностей с. Бобриково.
2. Инструктаж перед походом в природу
3. Экскурсия в степь на «Панский бугор»
4. Рисуем степь и растения степи.
Ход экскурсии
В течение экскурсии воспитатель рассказывает о степи, растительности степи, приспособлениях растений к недостатку воды и ковыля к опылению, к распространению ветром.
Степь - специфический ландшафт зоны умеренного климата с типичной растительностью, в составе которой преобладают многолетние травы.
Степь - это обширная равнина, что характеризуется не повышениями рельефа, а углублениями (оврагами, оврагам) где растут деревья, кусты (дуб, ива, лоза, терн, шиповник, боярышник, барбарис, лох узколистный, акация, бузина черная и т. д.).
Растительность степи характеризуется ярусностю:
- Первый ярус представлен различными видами ковыля, шалфеем поникшим, желтушника серым;
- Второй ярус - растения меньшей высоты - лапчатка серая, лапчатка серебристая, зопник колючий, шалфей степной;
- Третий ярус - это более низкорослые растения - чабрец Маршала, лапчатка распростертая;
- Четвертый ярус - мох, лишайники, сине-зеленые водоросли.
Виды растений:
- Лекарственные: подорожник, чабрец, тмин, душица, боярышника;
- Медоносы: чина, синяк, донник, астрагал, клевер;
- Кормовые: клевера, чина, веки, злаки.
- Декоративные: тюльпаны, ирисы, чина;
- Ефиромаслянични: чабрец, мята
Степь характеризуется недостаточной увлажненностью. Месяцами здесь не бывает дождя. В летние месяцы температура может достигать 35 градусов и выше. Достаточное увлажнение степи имеют только весной и в самом начале лета. Естественно, что растения в степи должны иметь специфические приспособления, чтобы не только существовать в подобных условиях, а и размножаться и распространять свои семена.
Прежде всего ковыль, как и другие степные растения, образует большую крепкую корневую систему; она в десять, но и то и даже в двадцать раз превышает наземную массу растения!
Корневая система ковыля имеет вид широкой густой бороды, пронизывающей весь слой почвы вглубь на 70 -80 см.
Однако в разные годы корневая система ковыля работает по-разному. В засушливые - она перехватывает влагу и развивает для этого большое количество корневых волосков а во влажные образуются относительно толстые корни, в которых откладываются запасные питательные вещества, которые затем будут использованы растением в голодное время. Даже при неблагоприятных условиях года, когда и надземные части растения не образуются, жизнь продолжается за счет накоплений в подземной части. Они отрастут, только обстоятельства изменятся к лучшему. И нехватка воды в степи ощущается почти постоянно, поэтому степные растения имеют и постоянные приспособления к уменьшению испарения воды листьями. Идеальным примером в этом отношении считают листья ковыля. Как и в большинстве злаков они имеют линейную форму. Нижнее сторона гладкая, а верхняя покрыта характерными бороздками. Устьица располагаются только на верхней стороне вдоль ребрышек, которые разделяют бороздки. В зависимости от погоды такой листок может сворачиваться и разворачиваться вдоль скручиваться в трубку. При сворачивании в сухую погоду все устьица оказываются в замкнутой камере, где накапливается влажный воздух, замедляет испарение. В сырую погоду пластинка листа разворачивается и устьица способны «дышать полной грудью». Этот механизм работает за счет изменений внутриклеточного (природного) давления в определенной группе клеток листовой пластинки. Интересно, что в зависимости от окружающих условий, он «включается на тот промежуток времени, который именно надо.
Строение цветка, приспособления к опылению и распространению семян в ковыля - тоже связаны с условиями степи. Обычное явление в степи - ветер. Поэтому и имеют цветки ковыля так называемую ость. Это очень длинный, коленчатосогнутый придаток (вырост) одной, большей по размеру цветочной чешуи. Во время развития зерна эта цветочная чешуя плотно охватывает ее и вместе с ней после созревания отделяется от материнского растения. У большинства видов ковыля верхнее колено ости покрыто короткими, перисто расположенными волосками. У зерна, которое выпало из колоса, ость играет, роль парашюта. Даже легкий ветерок подхватывает ее. Ость-парашют обеспечивает перенос зерна на значительные расстояния. Когда ветер стихает, зерновка, которая является центром тяжести в этой системе, плод -ость, обеспечивает приземления своим заостренным концом. И этот кончик не только заострен, но и покрытый кольцом коротких упругих волосков, которые выступают как якорь. Но на этом хитрости ковыля не заканчиваются. Оказывается, зерновка имеет на поверхности что-то вроде резьбы винта, и вот она начинает завинчиваться в почву. Ведь в жару, а тем более в зимние морозы на поверхности почвы она очень быстро погибла. Механизм, обеспечивающий углубление зерновки в почву, опять же есть та самая ость: нижняя часть лишена волосков имеет такую особенность, во время сухой погоды она спирально закручивается, а при увлажнении - раскручивается благодаря своей гигроскопичности. И в том и в другом случае зерновка ввинчивается все глубже и глубже. Так удается ковыль преодолеть зависимость своего семени от капризов погоды степи. Но оказывается этот механизм действует не только на почве. Когда семя попадает на овечью шерсть, ость сразу же зацепляется всеми своими волосками. При изменении влажности воздуха семя начинает ввинчиваться сквозь шерсть и достигает кожи. Острый конец легко прокалывает кожу и, поскольку механизм действует, впивается в нее до мышц. Нетрудно и представить какую боль испытывают животные. Ведь это мгновенный укус комара! Если в шерсть набирается много таких «вооруженных» семян ковыля, то их «завинчивания» может привести к гибели животного.
Род ковыль имеет латинское название Stipa L. Она происходит от греческого слова «стюпе», что означает «паклю». Это связано с опушкой остей в большинстве видов.
В заключение хочу сказать об одной особенности ковыля : она так хорошо приспособилась к сложным условиям степи, оказалась бессильной перед вмешательством человека. Выпас скота, в первую очередь овец, показал неприспособленность ковыля к изменениям, которые он вызывает, особенно о так называемом «перевыпасе». Ковыль исчезает с травой и уступает место типчака, который хорошо выдерживает выпас. Но особенно негативно реагирует ковыль на вспашку. После разорения целинной степи все виды ковыля практически исчезают. И даже не появляются на залежах после якобы «зацилення» степи. Если учесть, что сейчас распаханы практически все площади, где росла ковыль, становится понятным, особенно большое значение степных заповедников и соблюдения их неприкосновенности
1. Отгадайте загадки
Тут, куда ни кинем взгляд,
Травы ровные стоят
И колышутся волнами
Под душистыми ветрами. (Степь)
Я в степи расту высокой,
Колосистой, гладкой.
Птиц пою росой и соком
И кормлю лошадку. (Трава)
Голова на ножке, в голове горошки.
Солнце жжет макушку,
Сделать хочет погремушку.
(Мак)
Я - травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
(Ирис)
Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми.
(Гвоздиками)
Белое шило землю прошило, всю иссушило.
(Пырей)
Кормовая та трава,
Листья есть и "голова".
Ей подвластен и наш север -
Плодовит тот летом. (клевер)
Узколистный злак степной,
Взгляд любуется волной :
Ветер поднимает пыль
И волнуется. (ковыль)
2. Внимательно посмотрите вокруг и найдите растения медоносы.
3. А теперь найдите лекарственные растения.
4. Посмотрите внимательно, что бы вы могли нарисовать по приходу в лагерь.