Людмила Рогожкина
День толерантности (код 092012)
▼ Скачать + Заказать документы
«Калейдоскоп. Игры народов России»
Досуг для детей старшего дошкольного возраста
Дата проведения: 16 ноября 2011 г.
Авторы сценария: Гуськова Н. В. Инструктор по физическому воспитанию
высшей квалификационной категории, Гоц Л. В. музыкальный руководитель первой квалификационной категории, Протопопова И. В. Педагог-психолог Первой квалификационной категории
Место проведения: Музыкальный зал детского сада № 370, участники досуга, дети и их родители располагаются в по периметру музыкального зала.
Публикация «День толерантности (код 092012)» размещена в разделах
- День толерантности, 16 ноября
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Украшение зала: оформление центральной стены – солнышко с драпировкой тканью, лентами – «радуга», шарами и рисунками детей. Каждый игровой уголок оформлен в соответствии с традициями страны, название которой написано на плакате (фото, предметы быта, игрушки, национальный костюм).
Предшествующая работа:
- написание сценария педагогами-специалистами, отбор музыкального материала, спортивного оборудования, литературного материала,
-обсуждение сценария досуга с воспитателями групп, старшим воспитателем, распределение обязанностей в подготовке досуга;
- работа воспитателей с родителями (информирование о предстоящем событии, воспитателя с детьми (беседы о многонациональности России и знакомство с народными играми);
- работа инструктора по физическому воспитанию с детьми подготовительных к школе групп (выявление детей, обладающих определенным набором физических качеств – умеющих быстро бегать, прыгать и др.);
- работа музыкального руководителя (выявление детей с музыкальными способностями – ритмично двигаться в соответствии с музыкой, чисто интонировать мелодию и др., консультация музыкального руководителя для родителей «Особенности изготовления национального костюма»
- работа педагога-психолога по развитию эмоционально-личностного восприятия и чувства эмпатии, как одного из основных психологических механизмов формирования толерантности у дошкольников, гостиная психолога для родителей «Россия – большая семья»;
- осуществлялся подбор литературы по проблематике межнациональной толерантности. На основе психолого-педагогических и морально-эстетических критериев, педагогами-специалистами были отобраны следующие художественные произведения: Н. Носова «Незнайка»; А. Л. Барто «Не одна», «Всё на всех»; Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка»; сказки народов мира «Айога», «Гора смешливая, справедливая», «Белый слон»; стихи посвященные теме толерантности, сострадания, сочувствия «Толерантность» А. Калининой, «Встреча» Б. Заходера, «Ах, сколько на свете детей.» С. Черного.
- совместная работа инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя, педагога-психолога, воспитателей групп, родителей по оформлению музыкального зала, изготовлению национальных костюмов (или элементы костюма, подготовке атрибутов и спортивного оборудования, музыкального оформления к проведению досуга;
- проведение досуга «Калейдоскоп. Игры народов России» для детей подготовительных к школе групп детского сада.
Материал:
- музыка для проведения досуга «Васильковая страна» (неизв. автора) студии «Волшебники двора», «Про песенку» студия «Талисман», народные инструменты (бубен, ложки, трещотка, колокольчики, считалки и приговорки разных народов России, игры народов России, рисунки детей на тему «Моя семья», «Страна, где я живу»
Цель:
воспитывать в детях уважение к национальным культурам разных народов России; вызвать эмоциональный отклик, доставить радость взаимодействия ребенка и взрослого в игре.
Задачи:
- воспитывать в детях дружелюбие, стремление к самовыручке, умению радоваться успехам других, развитие эмпатии, сострадания;
- создать положительный эмоциональный настрой у детей и родителей, веселое бодрое настроение, почувствовать радость движения;
- развивать двигательные навыки: силу, ловкость, быстрота, гибкость, выносливость, координацию, коммуникативные навыки общения детей между собой и с взрослыми людьми;
- расширение кругозора дошкольника, представление об окружающем мире;
- формирование гармонически развитой активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое
совершенство.
- знакомство детей с различными национальностями, их обычаями, традициями, культурой, понимать и уважать обычаи, взгляды и традиции других людей;
- правильно воспринимать и понимать единство человечества,
Сценарий мероприятия
Дети входят в спортивный зал под музыку «Васильковая страна»
группы «Волшебники двора», выполняют перестроение,
повторяют движения за ведущим.
Ведущий:
Нет в мире детей, которые не любили бы играть.
Некоторые игры общеизвестны и знакомы вам. Но есть у каждого народа и свои народные игры. Сегодня мы будем играть, и знакомиться с любимыми играми детей народов.
Ребенок:
И пусть мальчишки и девчонки,
Вся озорная детвора
Сегодня скажут звонко-звонко:
«Добро пожаловать, игра!»
Ребенок:
Нас солнце луч смешит и дразнит,
Нам нынче весело с утра,
Зима нам дарит звонкий праздник,
И главный гость на нём – игра.
Ребенок:
Она наш друг большой и умный,
Не даст скучать и унывать,
Затеет спор весёлый, шумный,
Поможет новое узнать.
Ребенок:
Расскажет про героев книжных,
На юг, на север поведёт.
С ней даже космос как-то ближе,
Она на всё ответ найдёт.
Ребенок:
Она всегда по-детски
Зовёт вперёд, вперёд, вперёд,
И в жизнь большую поведёт.
Ребенок:
Ребята подрастают на севере, на юге,
Поют они, играют и помнят друг о друге.
Украинцы и русские, давайте играть,
В Эстонии и Грузии, давайте играть,
Ребята на Кубани, на Днепре голубом.
Играйте вместе с нами, а мы вам споем.
Дети исполняют песню «Про песенку» театр песни «Талисман»
Ведущий:
Нам пора уже начать игру, но сначала мне ребята понадобится ваша помощь… Кто из вас знает считалки и может нас посчитать для участия в играх.
Ребенок проводит считалку
Дети играют в русскую народную игру «Кот и мышь».
Правила игры:
Играющие встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход-нору. В одном ряду стоят коты, в другом мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие, встают в ряд. Начинают игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей. Коту нельзя забегать в нору. Кот и мыши не должны убегать далеко от норы.
Ведущий: А кто из вас знает русские национальные праздники?
(ответы детей – «Рождество Христово», «Масленица», «Семик», «Троица», «Осенины»)
Молодцы! Как вы хорошо знаете традиции русского народа
Ведущий: А теперь вас ждет русская музыкальная игра «Селезень», и для этого нам понадобятся помощники – музыканты.
Родители, не принимающие участия – аккомпанируют на музыкальных инструментах. Дети и взрослые играют в русскую народную игру «Селезень»
Правила игры: играющие стоят в кругу, держась за руки. Девочка – «утка»– в центре, мальчик – «селезень» – за кругом. Поют песенку, «селезень» пытается догнать «утку»:
Селезень утку загонял,
Молодой серу загонял:
«Ходи, утица, домой,
Ходи серая домой,
У тя семеро детей,
Восьмой селезень,
А девятая – сама
Поцелуй разок меня!
Играющие помогают «утке», пропуская ее то внутрь круга, то наружу, и мешают «селезню», опуская руки, и не выпуская его. Когда «селезень» поймает «утку», они обнимаются и выбирают новую пару.
Ведущий: Ребята, а знаете ли вы, что в Украине дети с большим удовольствием играют в игру, которая называется «Хромая уточка». Давайте познакомимся с традициями и играми Украины.
дети играют в украинскую игру «Хромая уточка»
Правила игры:
В ходе игры обозначаются границы площадки, выбирается «хромая уточка». Остальные игроки размещаются произвольно на площадке, стоя на одной ноге, а согнутую в колене другую ногу придерживают сзади рукой. После слов «Солнце разгорается, игра начинается» «уточка» прыгает на одной ноге, придерживая другую ногу рукой, стараясь, дотронутся до кого-нибудь из играющих. Пойманные, помогают ей поймать других. Последний не пойманный игрок становится «хромой уточкой». Игрок, ставший на обе ноги или выпрыгнувший за пределы площадки, считается осаленным
Ведущий: Ребята, посмотрите какой красивый национальный костюм, носят украинские девушки.
рассматривание куклы в украинском костюме
Ведущий: Пришел черед поиграть в татарскую народную игру «Ловишки»
.
Ребенок проводит считалку
Дети играют в Татарскую народную игру «Тимербай»
Правила игры:
Играющие взявшись за руки делают круг выбирают водящего «Тимербая». (Играет музыка предают татарскую тюбетейку. На ком музыка закончилась, тот «тимербай»). Он становится в центре круга и говорит:
Пять детей у Тимербая
Дружно, весело играют,
В речке быстрой искупались
нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
и красиво нарядились.
Не есть, не пить не стали
В лес под вечер прибежали.
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами «вот, так» водящий делает какое либо движение, все должны повторить его. Затем выбирается другой водящий.
Правило игры:
Движения, которые показывали повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, платочки, ленточки)
Ведущий: Вот и закончилось наше веселое путешествие по традициям и играм народов России
Мы сегодня поиграли
Много новых игр узнали.
А теперь скорей бегите
И другим всем расскажите.
Под музыку «Подари улыбку мира» А. Варламова, дети с родителями
за взрослым выходят из музыкального зала.
Приложение
Считалки:
-Щадра, бодра,
Подай ведра.
-на что ведро?
-Коров поить,
Тебе водить!
-Заяц белый куда бегал?
- в лес дубовый.
-что там делал?
- лыко драл.
-куда клал?
-под колоду.
-кто украл?
- Родион.
- выйди вон!
- Я пойду, куплю дуду,
Я на улицу пойду.
- Громче, дудочка, дуди.
Мы играем, ты води!
Шел баран по крутым горам.
Вырвал травку, положил на лавку.
Кто травку возьмет,
Тот вон пойдет!
Ходит свинья по бору, и рвет траву лебеду,
И рвет и секет, по беремечку кладет,
Чух свинья – вон!
Приговорки:
Солнце обогрело
Лето повелело:
Трижды окунуться,
Нырком пройти
Из под воды вон уйти.