Карина Демидова
Конспект занятия «День славянской письменности и культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: День славянской письменности и культуры
Возрастная направленность: старший дошкольный возраст
Форма проведения: тематическое занятие в свободной деятельности
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Публикация «Конспект занятия „День славянской письменности и культуры“» размещена в разделах
- День славянской письменности (Кирилл и Мефодий), 24 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Цель: знакомство с историей празднования Дня славянской письменности и культуры.
Задачи: познакомить с историей создания славянской письменности, ее создателями святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, помочь понять и осмыслить новую информацию, вызвать интерес к культуре, просвещению, учить умение внимательно слушать воспитателя, обсуждать, высказывать свое мнение и отвечать на вопросы в пределах своего опыта; способствовать проявлению активности в изобразительной деятельности, любознательности, развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику через раскрашивание; обогащать кругозор, воспитывать чувство гордости, уважения к культуре, людям культуры и просвещения, развивать творчество детей, учить доводить до завершения предложенное задание.
Планируемый результат:
Целевые ориентиры Достигнутый результат
Познавательное развитие
• ребенок проявляет любознательность
проявление активности в изобразительной деятельности
Социально-коммуникативное развитие
• обладает установкой положительного отношения к другим людям и самому себе
проявление чувства гордости, уважения к культуре, людям культуры
• активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми
умение внимательно слушать воспитателя, обсуждать, высказывать свое мнение и отвечать на вопросы в пределах своего опыта
• способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности умение довести до завершения предложенное задание
Художественно-эстетическое развитие
• ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности умения аккуратного раскрашивания
Оборудование: на доске оформлен разворот книги, подготовлены вырезанные буквы красного и синего цветов, музыкальный центр, иллюстрации, фотографии по теме занятия, гимн святым Мефодию и Кириллу (Fonogramma_na_den_goroda__Gimn_v_chest_svyatyh_Kirilla_i_Mefodiya, раскраски (буквы азбуки (с имитацией под старославянскую азбуку, инициалы в рукописных книгах).
Ход занятия:
Название этапа занятия, продолжительность, задачи этапа Содержание совместной деятельности
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Проблемная ситуация. Постановка и принятие детьми цели занятия (Дети сидят полукругом рядом с воспитателем)
- Ребята, скажите, можно ли представить нашу жизнь без электричества? Конечно, трудно! Но известно, что раньше людям приходилось читать и писать при свечах и лучинах – зажженных тонких длинных щепочках из сухого дерева.
А можно ли представить себе жизнь без книги? Тоже трудно. Ведь тогда не будет библиотек, писем и даже электронной почты и «эсэмэс».
В книгах отражается весь мир, вся наша жизнь в разные времена. И, читая написанные или напечатанные тексты, мы как будто садимся в машину времени и можем перенестись в недавние времена и в далекое прошлое.
- Но писать люди умели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысяч лет.
А знаете ли вы, кому мы должны быть благодарны за наше письменное слово, на котором написаны наши любимые книжки?
Сегодня я хочу рассказать вам об этих людях.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Восприятие и усвоение нового
Рассказ воспитателя:
-Больше тысячи лет назад в городе Салоники очень древней страны под названием Греция в семье успешного офицера росли семеро сыновей. Но только двоим из них – братьям Кириллу и Мефодию – выпало счастье стать славными и известными на долгие-долгие годы.
Кирилл сам научился читать в раннем возрасте, владел пятью языками. Мефодий был младше своего брата на 12 лет.
В начале своего пути они пошли разными дорогами. Кирилл увлекался наукой и культурой, был хранителем библиотеки, занимался преподаванием. Мефодий выбрал дорогу военного.
Но так случилось, что однажды по зову своего сердца Мефодий забросил военную службу и стал служителем церкви. А через 10 лет он встретил своего брата Кирилла, который оказался в том же городе с группой ученых. Там и появилось у них общее желание помочь народам, у которых были свои языки, но не было своего письма.
Так они стали создателями славянской азбуки (алфавита, которой до той поры не было.
Чтобы написать письмо, надо знать слова. А слова состоят из букв. Все буквы объединяет азбука. Азбуку, которой мы пользуемся сейчас, и придумали больше тысячи лет назад братья Кирилл и Мефодий. И до сих пор она осталась почти в том же виде. Только сначала в кириллице было 43 буквы. Но без некоторых из них можно было вполне обойтись, поэтому букв осталось 33.
Буквы тогда назывались не так, как сейчас. Например, «а, б, в» звучали как "аз, буки, веди" в переводе: я буквы ведаю (т. е. знаю). «Г, д, е, ж» - "глаголь, добро, есть, живете" в переводе: хорошо жить по-доброму. Конечно, сразу заметно, что начальные буквы слов как раз и составляют нашу азбуку.
Учили азбуку раньше вслух все вместе. Была даже такие пословицы: "Азбуку учат, во всю избу кричат", «Кто знает «Аз» да «Буки» тому книги в руки».
-Мы хорошо знаем с вами букву А. Давайте поиграем с ней.
Динамическая пауза «А – начало алфавита»
А- начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
(Дети стоят, широко расставив ноги, руки вдоль туловища. На каждый счёт руки поочерё дно: на пояс, к плечам, вверх, хлопок вверху; к плечам, на пояс, вниз, хлопок внизу. Повторяется с ускорением темпа).
-Братья перевели с греческого на славянский язык много книг, в основном церковных, вели службу в церкви на славянском языке.
Но были у них и враги, которые не хотели, чтобы у славянских народов была своя письменность. На это братья отвечали: "Разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не ко всем должно прийти Слово Божией истины и на том языке, на котором говорит человек?"
Буквы славянской азбуки (их стали называть кириллицей по имени одного из братьев) стали такими удобными и такими нужными для людей, что после смерти братьев Кирилла и Мефодия стали считать святыми (и так считают до сих пор). Они изображены на иконах, им молятся люди.
До сих пор в честь братьев строят церкви и храмы.
Совсем недавно в 2015 году построен храм в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (так их теперь называет церковь) и в нашем городе Саранск, а рядом с ним братьям установлен памятник.
Праздник святых братьев Кирилла и Мефодия празднуется в день, когда в наших школах раздаются последние звонки, 24 мая. Этот день называют Днем славянской письменности и культуры.
В этот день в церквях звучит гимн в честь Кирилла и Мефодия. Давайте и мы с вами его послушаем.
Слушание гимна в честь святых Кирилла и Мефодия.
-Верующие люди чтят великих братьев, посвящают им стихи (читает) :
Святой Кирилл и брат Мефодий
Создали письменность славян.
Кириллицей зовут в народе,
Родной язык у многих стран.
И это – чудо! Посмотри ка:
Всегда доступная для нас
Опорой в жизни стала Книга,
В беде поможет, не предаст.
Листая бережно страницы
Вдруг ощущаешь связь времен,
Яснее представляешь лица
Уже знакомых нам имён…
(Елена Леонова)
( Вариант: Лик с иконы смотрит строго,
Мудрость дремлет на челе.
Пусть звучит во славу Бога
Ваше слово на Земле.
Сердца каждого коснется,
Пламя веры разожжет.
Славные первопроходцы,
Заслужили Вы почет.
Славным подвигом в народе
Труд подвижников прослыл,
Святый отче наш Мефодий,
Верный божий раб Кирилл.
(Сергей Александров)
-Совсем немного времени осталось до той поры, когда вы пойдете в школу и будете глубоко знакомиться с азбукой, научитесь читать, писать. И я думаю, что после моего сегодняшнего рассказа вы с чувством уважения и гордости будете вспоминать братьев Кирилла и Мефодия, которые подарили нам буквы азбуки.
Имена Кирилла и Мефодия стали символом духовного подвига. И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти святые имена первых славянских просветителей — братьев Кирилла и Мефодия.
Я хочу предложить вам раскрасить буквы, которые, может быть, пока не всем из вас хорошо знакомы, или украсить их так, как сделали бы это художники, тысячу лет назад оформлявшие книги, написанные от руки (по выбору детей).
Образцы:
Буквы азбуки (с имитацией под старославянскую азбуку).
Инициалы (начальные буквы строк) в рукописных книгах:
Практическая работа детей.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬ-НАЯ ЧАСТЬ
Итог занятия.
Рефлексия -Понравился ли вам мой рассказ? Если вы узнали из него много нового, прикрепите к странице книги на доске буквы красного цвета. Если рассказ был для вас неполным, вы хотите больше узнать о братьях Кирилле и Мефодии, прикрепите к страничке буквы синего цвета.
А раскрашенные буквы вы можете унести с собой домой и рассказать о том, что сегодня узнали, своим родным и друзьям.
Литература:
1. Гимн святым Мефодию и Кириллу (скачан с сайта ipleer.fm)
2. Детям о святых Кирилле и Мефодии и нашей азбуке. Источник: https://happy-school.ru/publ/50-1-0-275
3. Краткое содержание, краткая биография и хронологическая таблица, интересные факты:Кирилл и Мефодий. Источник: https://kratkoe.com/kirill-i-mefodiy-kratkoe-soobshhenie/
4. Стихи на День славянской письменности. Источник: https://ja-pozdravljaju.ru/prazdniki/206-stikhi-na-den-slavyanskoj-pismennosti.html