Светлана Сергеевна Дущенко
Мероприятие «День рождения А. П. Чехова»
ценарий праздника к Дню рождения А. П. Чехова
«Путешествие no Чеховским произведениям»
(Под песню А. Кудряшова «Таганрог» дети входят в зал и рассаживаются на приготовленные для них места).
Ведущая: Ребята, скажите, как называется город, в котором мы живем?
(ответы детей)
В ярких лучах южного солнца, широкой дугой раскинулся на берегу Азовского моря старинный портовый город Таганрог.
Ребенок читает стихотворение И. А. Федорчук «Таганрог»
Вот и солнце встает над водой.
Публикация «Мероприятие „День рождения А, П, Чехова“» размещена в разделах
Город-песня всегда со мной.
Вновь стою на высоком мысу
И гляжу на залив и косу.
В трудный час ты мне силы даешь,
Песню вольную сердцу поешь.
Расплескался вокруг залив.
Как прекрасен морской прилив!
Тихий шелест воды у ног-
Это все мой родной Таганрог!
Ведущая: Гостеприимством и уютом встречает наш город каждого желающего познакомиться с его достопримечательностями. Таганрожцы бережно хранят в памяти имена замечательных людей, которые жили и бывали здесь. Сегодня мы с вами поговорим о великом русском писателе Антоне Павловиче Чехове. А. П. Чехов наш земляк, он родился в городе Таганроге 159 лет назад.
Когда-то ваши родители, мы воспитатели, были такими же детьми как и вы. Вот и А. П. Чехов - был маленьким, озорным мальчишкой, который рос в большой и дружной семье, где было шестеро детей, все дети были очень умными и талантливыми. Ребята, а как вы думаете, как звали ласково А. П. Чехова, когда он был маленьким (дети называют имя. Священник Фёдор ласково называл мальчика Антоша Чехонте) .
Ребята, а вы хотите узнать, каким был маленький Антоша? Я предлагаю вам совершить путешествие во времени. Сейчас я открою книгу произведений Чехова и мы с вами перенесемся в эпоху, где жил маленький Антоша.
Антон Чехов родился зимой, 29 января 1860 года, в небольшом домике (видео или иллюстрация в книге) в центре города на Полицейской улице, которая сейчас названа его именем - улица А. П. Чехова.
(Звучит спокойная музыка выходят дети старшей группы и читают) стихотворение М. Борисовой – Иппокреной «Домик Чехова»
1 ребё нок: Чеховский домик – уютный, пленительный,
Где обитала большая семья.
В маленьких комнатках дух удивительный,
В них так свежа, так жива старина!
2 ребё нок: Здесь собирались вечерями длинными, -
Шутки, остроты и Библии глас.
Были те года Антоши счастливыми, -
Сколько добра в них, невинных проказ.
3 ребё нок:
Ветры судьбы ткут узорами странными,
На перекрестках случайных дорог,
Чудился домик с зелеными ставнями,
Тихий, желанный, родной Таганрог.
4 ребё нок:
Домик, тропинка, в цветах подоконники,
Низкая дверь, невысокий порог.
Тянутся в дом восхищенно поклонники,
В дом, куда сам он вернуться не смог.
Ведущая: Представляете, в этом домике побывали люди из разных уголков мира, из разных стран. Но после рождения маленького Антоши, семья Чеховых переехала на самый край города в двухэтажный дом (иллюстрация, в котором прошли 5 лет жизни будущего писателя.
Ведущая: Ой, что случилось! (страницы высыпаются на пол)
Что же теперь делать? Все перепуталось!
Как же нам теперь правильно собрать страницы?
Ребята, нам с вами придётся побывать в театре!
Ой, звенит звонок, сейчас начнется представление. (выбегает собачка)
Каштанка: Ой! Ой! Ой! Я потерялась, я опять потерялась!
Ведущая: А как тебя зовут?
Собачка: Каштанка.
Ведущая: А где же ты живешь?
Каштанка: Я живу в произведении А. П. Чехова, на страницах книги.
Ведущая: А. П. Чехов написал много детских рассказов, один из них «Каштанка». В этом рассказе показаны действительные события, происходившие в городе. У одного из друзей гимназиста Антона Чехова была рыжая собака по кличке Каштанка. Историю собаки выступающей в цирке, а затем встретившей там своего хозяина, рассказал писателю цирковой артист, дрессировщик Владимир Леонидович Дуров. История, описанная в книге, произошла в действительности с В. Л. Дуровым. Он подобрал на улице собачку, стал ее дрессировать и выступал с ней в цирке. И также прежний хозяин узнал Каштанку во время выступления и потребовал у Дурова ее возвращения. Однако Владимир Леонидович, не желая расставаться с талантливой артисткой, заплатил ее хозяину большую сумму денег и еще много лет Каштанка радовала зрителей.
Собачку звали Запятайка. Знаменитая артистка Дурова - собачка математик, географ: на географической карте показывала разные моря и страны.
Все понятно, оказывается, Каштанка потерялась опять, потому, что перепутались страницы книги. Ребята, давайте поможем Каштанке, соберем страницы по порядку. (берет первый лист) Что же здесь написано?
1 страница: Выходит Ванька Жуков, садится перед хохломским столиком, берет перо и пишет письмо.
Ванька: Дорогой дедушка! Забери меня отсюда, Мне здесь очень плохо, Я целый день работаю, А ночью укачиваю хозяйского ребенка. Отдыхать мне не дают. Хозяйка все время ругается, бьет меня. Житья мне нет совсем.
Забери меня отсюда, дорогой мой дедушка.
(запечатывает письмо и подписывает «На деревню дедушке»)
Ведущая: Здравствуй мальчик. Как тебя зовут?
Мальчик: Ванька, а фамилия моя — Жуков.
Ведущая: А из какого ты произведения Ванька?
Ванька: «Ванька»
Ведущая: Скажи нам Ваня, а вот эта собачка в твоем произведении живет? Ванька: Нет, в моем произведении такой собачки нет.
Ведущая: Ребята, а как называется произведение А. П. Чехова, в котором главный герой – Ванька? (Ответы детей)
Ну что, тогда пойдем дальше, посмотрим следующую страницу.
2 страница: Наступила зима, выпал снег.
Танец снежинок на музыку П. И. Чайковского
(после этого вбегает щенок с волчатами)
Щенок: Давайте в снежки поиграем, столько снега выпало! (играют)
Ведущая: какие волчата замечательные и щенок с ними такой смешной, а лоб у него белый, и играют они так весело, а из какого же они произведения?
Дети: «Белолобый»
Ведущий: Каштанка, может это твои друзья? Может, ты здесь живешь? Каштанка: Нет, мне они не знакомы, это не моё произведение.
Ведущая: Ну что же, давайте дальше складывать страницы Чеховской книги. Что же здесь написано?
3 страница: Выходят дети из произведения «Детвора», (играют в лото)
Ведущая: Здравствуйте ребята, а что вы делаете? Что это за игра у вас такая?
Дети: «Лото».
Ведущая: А из какого вы произведения?
Дети: «Детвора».
Ведущая: скажите, а у вас, в рассказе вашем нет Каштанки?
Дети: Нет. (Каштанка плачет)
Ведущая: Каштанка, ты не расстраивайся, мы обязательно найдем твое произведение, ведь еще не все страницы собраны. Вот еще страница, посмотрим, что же на ней?
Ребё нок: Цирк! Цирк! Цирк! В цирке очень хорошо!
Всюду празднично, светло!
Здесь звенит веселый смех!
Приглашаем в гости всех!
(Под музыку Д. Дунаевского «Парад Алле» входит Клоун Лёшик с чемоданом).
Клоун Лё шик:
Здравствуйте, уважаемая публика, а вот и я!
Привет, велосипед! Я клоун Лёшик! И у меня в кармане ежик!
(Достает игрушечного ежика, как бы уколовшись, перекидывает его детям).
Ведущая: Нет, так представляться нельзя.
Ведь твой ежик всех ребят иголками поранит.
Клоун Лё шик: Меня зовут все клоун Лёшик!
В моем кармане пара ложек!
(Достает ложки и играет на них. Передает ложки ведущей).
Ведущая: Нет, так тоже не пойдет…
Меня зовут все клоун Лёшик,
И у меня есть десять ножек…
(Пробует сосчитать ноги, но путается).
Меня зовут все клоун Лёша, и я могу скакать как лошадь… (Показывает.)
Что-то у меня не получается рассказать вам о себе.
Лучше вы скажите, как вас зовут! А ну-ка! Раз, два, три, своё имя назови!
(дети называют свои имена хором)
(Выходят свинья, кот и гусь)
Каштанка: Да вот же мои друзья, я с ними в цирке выступала.
Кот: Здравствуй, Тетка! Вот мы все и встретились. Я – Фёдор Тимофеевич!
Так меня зовёт наш хозяин.
Гусь: А я – Иван Иванович! Так давайте покажем представление!
Свинья: Я - Хавронья Ивановна! Мы – звери цирковые, умные и озорные.
Можем номер исполнять, посчитать и станцевать.
Клоун Лё шик:
Я задам сейчас примеры, а решат их эти звери.
1) Ну-ка, Каштанка, отвечай, да смотри, погромче, лай.
Сколько будет 3+2 (лает 5 раз)
2) Что за цифра, отвечай, да смотри, погромче, лай!
(показывает цифру 3, лает - 5)
Что ты, что ты, повтори, да внимательно смотри (лает правильно)
Вот теперь ты молодец!
Вы, пока, Тётушка, посидите, а мы с дядюшкой попляшем Камаринскую!
(Кот под музыку танцует)
А теперь постройте пирамиду, египетскую!
Браво! Поработали на славу! Дети, а вы фокусы любите?
Дети: Да!
Клоун Лё шик: Я сейчас покажу вам фокусы.
окрашивание воды
Волшебной палочкой взмахну
И представление начну.
(Ведущая ставит стол на середину, и баночки на него для фокуса).
Ты, вода – водица, друг ты мой прекрасный,
Стань ты не прозрачной, стань, водица, красной.
Ты, вода – водица, светлая как иней,
Стань ты не прозрачной, стань, водица, синей.
Ты, вода – водица, друг ты мой студёный,
Стань ты не прозрачной, стань вода зелёной.
платочки в коробочке
Я помощницу зову, фокусы вам покажу!
(Входит девочка с волшебной коробочкой).
Девочка: Перед вами коробок, кладу в неё платок. Закрываю: раз, два, три!
Клоун Лё шик:
Стукнем палочкой, смотри! Открываю коробок. Но куда исчез платок?
Клоун Лё шик:
Я скажу вам раз, два, три, ты внимательно смотри!
Из коробки тянется целая гирлянда.
(появляются Мальчик с Дедушкой)
Мальчик: Дедушка, да ведь это же Каштанка!
Дедушка: Каштанка, она и есть! (зовут) Каштанка, Каштанка! (обнимаются)
Ведущая: Вот и нашлись хозяева Каштанки! Так мы все вместе смогли сложить страницы книги.
Клоун Лё шик:
Я -веселый и смешной, и, конечно, озорной.
Чтобы вам всем не скучать, предлагаю поплясать
Танец «Мои ручки хороши, а у соседа лучше»
Игра – эстафета. Команды выстраиваются в две колонны. Все ребята превращаются в цирковых артистов. Попробуем попрыгать на наших мячах до ограничителей и обратно, передавая друг другу эстафету! Раз, два, три – начало игры! Какие вы все спортивные! Настоящие артисты цирка!
Заключительный конкурс – «Рисунок собаки». Из каждой команды, по очереди, по одному будет подходить участник и рисовать часть собаки. Что получится – увидим! Раз, два, три – начало игры!