Получи документы

Деловое общение как основа овладения педагогом профессиональной коммуникацией

Тюляева Мария
Деловое общение как основа овладения педагогом профессиональной коммуникацией
▼ Скачать + Заказать документы

Стремительное развитие современного социума требует высокого уровня подготовки трудовых кадров для разных сфер жизнедеятельности общества, в том числе – для системы образования. Важным компонентом становления личности педагога, овладения им профессиональным мастерством является усвоение навыков делового общения как основы эффективной педагогической коммуникации.

Публикация «Деловое общение как основа овладения педагогом профессиональной коммуникацией» размещена в разделах

Первостепенное значение деловой коммуникации в профессиональной деятельности педагога объясняется многими обстоятельствами. Во-первых, демократическое общество заинтересовано в личности, умеющей организовать педагогическое взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса; во-вторых, важнейшим принципом организации деловой среды в образовательном учреждении является реализация идеи корпоративной культуры, что обязывает педагога осуществлять коммуникативно-речевое взаимодействие в режиме делового общения [2, с. 154; 3, с. 5].

Сказанное объясняет тот факт, что педагог должен владеть совокупностью необходимых знаний в области делового общения как важнейшей категории теории коммуникации. Эти вопросы рассматриваются в данной статье.

Анализ понятия «деловое общение» в рамках теории коммуникации представлен в работах многих известных учёных, в их числе: Т. Н. Астафурова, Р. Ш. Болотова, Л. В. Власов, С. Л. Жукова, И. И. Зарецкая, Т. А. Ильина, М. С. Киселева, И. О. Кононенко, В. Н. Лавриненко, А. В. Соколов и др.

Многие исследователи отмечают, что в отечественной науке теория коммуникации стала самостоятельной дисциплиной относительно недавно, при этом сущность, структура и формы коммуникации выступают предметом изучения многих наук естественно-научного, социально-гуманитарного и технического профиля, поэтому в теории коммуникации как самостоятельной научной области нередко объединяются новейшие открытия [1; 5].

Центральным понятием теории коммуникации является категория «коммуникация», имеющая многозначный и многоаспектный характер, как следствие, в научной литературе имеют место различные взгляды относительно определения объекта и предмета теории коммуникации.

Предметом теории коммуникации с позиций социального аспекта является сам процесс коммуникации. Так, И. И. Зарецкая считает, что коммуникация представляет собой акт коммуникативной деятельности или акт общения [1, с. 9]. По мнению А. В. Соколова, «коммуникация – это избирательный обмен и прием информации, целенаправленно переданной от одного человека к другому, не всегда приводящий к согласию и пониманию» [7, с. 101]. В контексте понятия социального взаимодействия коммуникация представляет собой передачу информации в процессе взаимодействия между людьми при помощи знаковых и языковых символов. С точки зрения функциональных особенностей коммуникация является формой общения, в процессе которой главным образом реализуется коммуникативная функция.

В статусе важнейшей категории теории коммуникации предстает понятие «деловое общение» (Т. Н. Астафурова, Р. Ш. Болотова, Л. В. Власов, С. Л. Жукова, И. И. Зарецкая, Т. А. Ильина, М. С. Киселева, И. О. Кононенко, В. Н. Лавриненко, А. В. Соколов и др.). В терминологическом словаре Е. В. Максимовой понятие «деловое общение» имеет следующую трактовку: «особый вид общения, который возникает в процессе взаимодействия людей и происходит под влиянием принципов формальной совместной деятельности» [4, с. 21]. Так, в рамках трудовой деятельности деловое общение представляет собой специфическую форму общения, протекающую в процессе производственной, коммерческой, научной видах деятельности.

С позиций целеполагания деловое общение рассматривается, как форма общения, основанная на постановке общей групповой цели и различных способах ее достижения. Также деловое общение предстает как взаимодействие между людьми, направленное на достижение общей (общественной) цели, на удовлетворение познавательных и духовных потребностей людей в их совместной (производственной, научной и др.) деятельности.

Установлено (И. И. Зарецкая, Т. А. Ильина, М. С. Киселева, что понятие «деловое общение» носит условный характер и возникает в рамках официальных отношений, формальных групп. А условность объясняется тем, что в одной ситуации отношения могут быть разными – официальными и неофициальными, формальными и неформальными. Следовательно, деловое общение – это официальное взаимодействие между людьми в формальной группе с целью получения (или передачи) деловой информации; при этом деловое общение направлено на удовлетворение экономических, нравственных, моральных потребностей человека, на развитие ценностных ориентаций, имеющих значение и для человека, и для общества [1].

Анализ трудов, посвященных понятию «деловое общение», выявил факт его описания с позиций философии. Отмечается, что деловое общение возникает в процессе трудовой деятельности на основании единства социальных и психических элементов содержания этого процесса. Таким образом, деловое общение – это социально-психологический процесс взаимодействия членов трудового коллектива и выполнения ими деятельности, направленной на достижение общественных целей и реализацию личностного потенциала участников служебных отношений.

В научном описании освещение получили такие вопросы: роль делового общения в жизни трудящегося человека; условия протекания делового общения; функции делового общения; способы совершения акта делового общения; результат делового общения; наиболее востребованные жанры и др.

Деловое общение играет значительную роль в жизни любого трудящегося человека, которая обеспечивается выполнением разнообразных функций в акте общения. Существуют разные точки зрения на классификацию функций делового общения, рассмотрим некоторые из точек зрения.

Так, Л. Г. Павлова выделяет следующие функции делового общения : интерактивная – объединение партнеров для сотрудничества; функция социализации – осуществление социальных ролей с использованием норм общения и правил делового этикета; инструментальная – управление организацией и людьми через процесс общения; экспрессивная – выражение эмоций и их понимание партнером; функция самовыражения – удовлетворение индивидуальных духовных, интеллектуальных потребностей [6, с. 76].

Наиболее полно суть делового общения и его значение в современном мире раскрывает классификация функций делового общения, разработанная Е. Н. Мананиковой. Автор выделяет такие функции делового общения : перцептивную, информационно-коммуникативную, интерактивную. Перцептивная функция предполагает наличие взаимодействия между личностями, в результате которого происходит передача и понимание эмоционального состояния партнера, а также – формирование психологических свойств личности, эмоциональной сферы. Информационно-коммуникативная функция делового общения предполагает передачу и усвоение информации между партнёрами. При этом в деловом общении активность обоих партнеров выражается во взаимовлиянии на поведение, чувства, эмоции и мысли друг друга. Интерактивная функция делового общения предполагает взаимодействие и коррекцию поведенческих реакций партнеров в процессе совместной деятельности. Влияние партнера на другого может выражаться в изменении его действий, решений, целей и мотивов [5, с. 60].

На процесс делового общения влияет ряд условий, в их числе: субъективные – социальный статус партнеров, их возраст, индивидуальные особенности личностей, их эмоциональное и психофизиологическое состояние; объективные – окружающая обстановка, пространственное расположение партнеров, освещенность помещения, время общения, наличие внешних помех.

Существуют и определённые способы совершения акта делового общения, под которыми понимаются способы использования конкретных средств общения для достижения запланированных результатов в различных формах делового общения. Среди средств общения выделяются : вербальные, пантомимические, мимические, паралингвистические.

Результатом делового общения может быть эмоциональное состояние партнеров, продукт деятельности, получение качественной проверенной информации, определенный тип поведения собеседников. При этом результат делового общения должен соответствовать общей цели; если же цель не достигнута, то акт общения следует продолжать, но по желанию партнеров.

Деловое общение как сложный процесс имеет различные формы. В рамках анализа проблемы осведомленности педагога в области теории делового общения мы избираем классификацию форм делового общения, основанную на выделении письменного и устного делового общения. В теории и в практике педагогического общения, особенно в начальной школе, преобладает устное деловое общение, которое, в свою очередь, подразделяется на монолог и диалог. Вслед за А. С. Львовой отметим: в работе педагога (воспитателя детского сада, учителя основной школы и др.) востребованы следующие жанры устного делового общения : деловая беседа (с руководителем, коллегой, родителями обучающихся, совещание, деловые переговоры, пресс-конференция, совещание, деловой телефонный разговор и т. д. Формы диалогической речи в работе педагога имеют наибольшее значение и востребованность, поэтому в рамках этой статьи рассмотрим несколько более подробно некоторые формы устного делового диалогичного общения [3, c. 5].

Деловая беседа в теории коммуникации представлена речевым взаимодействием между двумя и более партнерами, направленным на решение какой-либо проблемы, на выработку рациональных путей решения данной проблемы. Достоинством деловой беседы является небольшое количество собеседников, что позволяет более детально рассмотреть проблему. В процессе деловой беседы происходит обмен мнениями, установление личного контакта с партнером. Деловая беседа формируется в режиме формальных отношений, но в последующем при близком личностном контакте может перерасти и в неформальные отношения. Главным условием проведения деловой беседы является наличие у партнеров высокого уровня культуры речи, умений аргументировать свою позицию, убеждать партнера [3, с. 89–96].

Выделяется несколько видов деловой беседы : форсирующая – вид деловой беседы, при котором беседа должна пройти в ускоренном темпе для быстрого принятия решения; элиминирующая – вид деловой беседы, при котором используются все варианты устранения решения соперников и устанавливается свое решение; информативная – вид деловой беседы, при котором необходимо заинтересовать собеседника информацией; беседа-лекция – вид деловой беседы, при котором собеседнику объясняется новая информация [Там же].

Отдельным видом деловой беседы является беседа по телефону, представляющим собой обмен информацией без непосредственного контакта с собеседником. Беседа по телефону является самым распространённым способом делового общения в связи с развитием информационных технологий.

Деловое совещание в теории коммуникации представляет собой обсуждение каких-либо вопросов, касающихся производственной деятельности, требующих коллективного рассмотрения и принятия решения. На деловом совещании рассматриваются интересы всех сотрудников организации, происходит коллективное обсуждение вопросов и принятие решений. Для донесения информации до других сотрудников говорящему необходимо обладать высоким уровнем коммуникативно-речевой культуры.

Деловое совещание бывает нескольких видов: 1) дискуссионное – вид делового совещания, при котором все участники поочередно высказывают своё мнение, а в дальнейшем принимается коллективное решение на основании интересов всех участников, руководитель при этом координирует процесс; 2) диктаторское - вид делового совещания, при котором высказывается только руководитель, остальные сотрудники выступают в роли слушателей, соответственно решение принимает руководитель; 3) сегрегативное – вид делового совещания, при котором выслушиваются отдельные доклады руководителя и его заместителей, на основании которых принимается решение; 4) автократическое – вид делового совещания, при котором все участники процесса поочерёдно отвечают на вопросы руководителя, а в дальнейшем принимается общее решение; 5) свободное - вид делового совещания, при котором отсутствует конкретная проблема, требующая решения.

Таким образом, современная теория коммуникации располагает описанием понятия «деловое общение», которое представляет собой специфическую форму общения в процессе осуществления производственной, коммерческой, научной видов деятельности. Деловое общение возникает только в официальных ситуациях и, в отличие от бытового общения, направлено на конструктивное безотлагательное решение профессиональных проблем.

Современный педагог должен обладать необходимой совокупностью знаний в области теории делового общения, что позволяет ему быть достаточно свободным и компетентным в ситуациях принятия решений относительно стратегии и тактики педагогической коммуникации. Знания в области теории делового общения служат условием принятия каждым педагогом корпоративной коммуникативно-речевой культуры учреждения.

Корпоративную культуру учреждения мы понимаем, как «совокупность моделей поведения, которые, во-первых, приобретены организацией в процессе ее адаптации к внешней среде, в процессе внутренней интеграции, во-вторых, обнаружили свою эффективность, в-третьих, разделяются большинством … сотрудников образовательного учреждения, участников образовательного процесса. Эти модели поведения основаны на системе ценностей, норм, правил, традиций и принципов осуществления деятельности организации» [2, с. 157].

Публикации по теме:

Конспект НОД в подготовительной группе детского сада «Жесты и общение. Мимика и общение» Задачи: • развитие представлений детей о жестах и их роли в процессе общения; • развитие представлений детей о мимике и определение эмоций,.

Консультация «О курсовой подготовке и профессиональной переподготовке педагога» Современный педагогический работник дошкольной образовательной организации постоянно совершенствует свои профессиональные качества и компетенции.

Отчет об использовании ЦОР в профессиональной деятельности ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитателя Халявка Ларисы Владимировны Будущее.

Отчет об использовании ЦОР в профессиональной деятельности воспитателя В современных условиях развития общества в системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие.

Портфолио воспитателя как средство мониторинга его профессиональной компетентностиПортфолио воспитателя как средство мониторинга его профессиональной компетентности Портфолио воспитателя, как средство мониторинга его профессиональной компетентности Сегодня в условиях модернизации образования, повышения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деловое общение как основа овладения педагогом профессиональной коммуникацией
Опубликовано: 6 октября 2024 в 20:50
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Деловое общение как основа овладения педагогом профессиональной коммуникацией» (включая файлы) размещена пользователем Тюляева Мария (УИ 2145177) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД