Людмила Тибилова
Деловая игра «Трудовое воспитание в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Тибилова Людмила Владимировна,
воспитатель второй младшей группы
ДЕЛОВАЯ ИГРА
на тему «Трудовое воспитание в детском саду»
Участники деловой игры – воспитатели детского сада.
Разделить воспитателей на 4 группы.
Публикация «Деловая игра „Трудовое воспитание в детском саду“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Ведущий: Труд - важнейшая составляющая человеческой жизни. И ма-териальные, и культурные ценности создаются благодаря труду. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду необходимо с самого раннего детства. И роль дошкольных образовательных учреждений в этом важном процессе велика.
На воспитателя, работающего с дошкольниками, возложена важная за-дача: с малых лет приучать детей к посильному труду, воспитывать уважение к работающим специалистам, желание расти, помогая ближним. От того, на-сколько серьёзно и продуманно подойдёт педагог к выполнению этой обя-занности, зависит отношение детей к труду в последующие годы. Поэтому все усилия следует обратить на формирование у малышей понятия: труд важен и необходим, а трудиться - полезно и увлекательно. Получив в раннем детстве такую жизненную установку, ребёнок сумеет стойко преодолеть временные невзгоды, с лёгкостью будет учиться в школе и найдёт своё место в жизни.
Сегодня мы все станем участниками деловой игры на тему «Трудовое воспитание в детском саду». Во время проведения игры мы будем использо-вать кейс-технологии. Кейс-технологии - это способ активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций, то есть кейсов.
Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутан-ный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемодан-чик.
На каждом столике лежит кейс, чемоданчик.
В начале деловой игры я предлагаю небольшую творческую работу.
Прошу открыть первое отделение кейса. В нём первое задание.
Каждой группе нужно сложить пазл. (Приложение №1)
Начинаем. Кто быстрее?
Ведущий: В результате каждая группа сложила пословицу.
Прошу подумать и объяснить значение каждой пословицы.
1. Дерево ценят по плодам, а человека - по делам.
2. Маленькое дело лучше большого безделья.
3. Мастерство совершенствуется трудолюбием, а утрачивается праздностью.
4. С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гор-дятся.
Выступление участников игры от каждой группы.
Ведущий: Мы хотим, чтобы каждый ребенок был здоровым, счастли-вым и трудолюбивым. Но чтобы ребенок полюбил труд, уважал чужой труд, его необходимо правильно воспитывать. Пословицы о труде помогут нам в трудовом воспитании детей. Собранные в кейсе пословицы о труде отражают мудрость народа, жизненный опыт многих поколений. (Приложение №2)
Ведущий: Главное предназначение кейс-технологии – развивать спо-собность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
Во втором отделении кейса находится информация, необходимая для планирования работы по трудовому воспитанию. (Приложение №3)
Каждая группа получила блок информации по планированию работы по трудовому воспитанию во второй младшей группе (дети 3-4 лет). (Прило-жение №4)
Предлагаю алгоритм ваших действий (есть в каждой группе):
1. Внимательно прочитать задание.
2. Познакомиться с предлагаемой информацией.
3. Выполнить задание.
4. Подготовиться к выступлению (один человек от группы).
Выступление участников игры от каждой группы.
Ведущий: На третьем этапе нашей деловой игры мы с помощью твор-ческого кейса определим основной смысл трудового воспитания в детском саду. И сделаем это с помощью синквейна.
Прошу открыть кейс с заданием по синквейну.
Познакомимся с информацией.
Синквейн - это творческая работа, которая имеет короткую форму сти-хотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим прави-лам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн просто и интересно. И к тому же, работа над его созданием развивает образное мышление. Например, синквейн к слову ДЕТИ:
Дети.
Прекрасные, озорные.
Играют, шалят, радуют.
Цветы нашей жизни.
Счастье.
А теперь давайте вместе составим синквейн к слову ТРУД.
Первой группе нужно придумать – два прилагательных, выражающих главную мысль.
Второй – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
Третьей – фраза, несущая определенный смысл.
Четвёртой – заключение в форме существительного (ассоциация с пер-вым словом).
Например:
Труд.
Тяжелый, упорный.
Строют, копают, занимаются.
Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
Работа.
А теперь одинаковое задание каждой группе: составить синквейн к словосочетанию ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ.
Выступление участников игры от каждой группы.
Ведущий: Заставить детей с первого раза понять важность того или иного повседневного действия сложно, если об этом просто говорить.
В труд нужно играть. Детская заинтересованность в игре помогает ус-воить важность ежедневной деятельности и привить ответственность за ее исполнение.
Рассказывание поучительных историй, составленных самим воспитате-лем не должны быть длинными, нагруженнными информацией, а короткими и обращаться к непосредственному опыту детей, например: «Сегодня утром я нашла в раздевалке на полу варежку. Она плакала, потому что её забыли по-ложить в шкаф. Я подняла её, положила на место и пообещала, что наши дети никогда не будут бросать свои вещи на пол».
Или воспитатель приносит в группу куклу Машу и просит рассказать ей, почему так важно следить за чистотой тела. Игра в «куклу Машу, которая не хочет стать Машей-Замарашей» прочно закрепляет обязательность испол-нения гигиенических процедур – мыть руки перед едой, чистить зубы после еды, мыться перед сном.
Ведущий: Возвращаемся к нашим кейсам. Последнее отделение каж-дого чемоданчика – это ситуационно-ролевая игра. Цель этого метода кейс-технологии - в виде инсценировки создать правдивую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.
Ролевая игра способствует формированию
умения следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности;
умения задавать вопросы взрослым и сверстникам, самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей;
навыка владения разными формами и видами игры, различения услов-ной и реальной ситуаций;
навыка владения устной речью, умения использовать речь для выраже-ния своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказыва-ния в ситуации общения.
А сейчас мы с вами проведём ролевую игру. На столе у каждой группы лежит игрушка. Это неопытные и расстроенные игрушки, попавшие в слож-ную ситуацию, они просят у детей помощи, а те им охотно помогают. Задания группам вы найдёте в кейсе.
Задание для группы №1:
Необходимо распределить роли и разыграть ситуацию:
«Медвежонок Гоша просит посоветовать ему, как вести себя в гостях».
Задание для группы №2:
Необходимо распределить роли и разыграть ситуацию:
«Щенок Дружок просит помочь зимующим птичкам».
Задание для группы №3:
Необходимо распределить роли и разыграть ситуацию:
«Котёнок Барсик просит помочь ему накрыть стол к обеду».
Задание для группы №4:
Необходимо распределить роли и разыграть ситуацию:
«Кукла Катя просит помочь в выборе будущей профессии».
Выступление участников игры от каждой группы.
Ведущий: На воспитателя, работающего с младшими дошкольниками, возложена важная задача: с малых лет приучать детей к посильному труду, воспитывать уважение к работающим специалистам, желание расти, помогая ближним. От того, насколько серьёзно и продуманно подойдёт педагог к вы-полнению этой обязанности, зависит отношение детей к труду в последующие годы. Поэтому все усилия следует обратить на формирование у малышей понятия: труд важен и необходим, а трудиться - полезно и увлекательно. Получив в раннем детстве такую жизненную установку, ребёнок сумеет стойко преодолеть временные невзгоды, с лёгкостью будет учиться в школе и найдёт своё место в жизни.