Людмила Пунина
Деловая игра с элементами тренинга по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Деловая игра для педагогов ДОУ «Приемы и механизмы духовно-нравственного воспитания дошкольников».
Подготовила: старший воспитатель Пунина Л. Ф.
ЦЕЛЬ: освоение практических способов взаимодействия с детьми по
становлению духовно-нравственного отношения;
ЗАДАЧИ:
Публикация «Деловая игра с элементами тренинга по духовно-нравственному воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
1. Повышать знания педагогов по духовно-нравственному воспитанию детей.
2. Развивать благоприятный эмоциональный настрой коллектива педагогов на деятельность.
3. Совершенствовать методы воспитания по духовно-нравственному воспитанию с использованием практических приемов.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Изображение нотного стана
2. Бланки для теста «Добрый ли вы человек?»
3. Памятка для педагога «Пословицы о доброте»
4. Памятка для педагога «Посеять в детских душах доброту, это значит…»
5. «Палочка-выручалочка» для игры.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из основных принципов дошкольного образования является принцип: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Стандарт также направлен на решение такой задачи как: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Система социокультурных ценностей является основным средством воспитания нравственности, патриотизма как комплекса жизненных ценностей. Данное средство обеспечивает приобщение к ценностям культуры нашей страны. Знание ребенком моральных и нравственных устоев играет важную роль в укреплении доверия будущего гражданина к своей семье, своей стране. Задача педагогов ДОУ - помочь дошкольникам в осознании и формировании направленности на социокультурные ценности России.
Что такое моральные ценности? Определение Мораль можно рассматривать как внутренний регулятор поведения человека. Моральные ценности человека позволяют ему формулировать свои нравственные обязательства перед близкими, обществом, самим собой, брать на себя ответственность за свое видение добра, зла, смысла жизни, чувства долга, справедливости. То есть мораль является одним из способов регулирования поведения людей в обществе. Это система норм и принципов, которые определяют характер взаимоотношений между людьми в соответствии с тем, какие понятия о добре и зле, о справедливом и недостойном, приняты в этом обществе. Основная функция морали – регулятивная. Моральные нормы и ценности направляют и корректируют деятельность человека со стороны учета мнения общества. Мораль способствует появлению и закреплению взглядов человека на смысл жизни, ответственности перед обществом, необходимости уважения к личности и достоинству других людей. Оценку поведению, поступкам дает нравственное сознание с точки зрения соответствия морали. Оценка может быть выражена в одобрении, порицании, симпатии. Моральные ценности общества особенны тем, что они регулируют сознание и поведение людей во всех сферах жизни: в быту, в семье, в производственной деятельности, в межличностных отношениях. Моральные принципы охватывают всех людей, закрепляют основу культуры, отношений, создаваемых в процессе развития общества. Для чего людям необходимы моральные принципы? Моральные ценности создают подходящие условия для того, чтобы построить цивилизованное общество. В этом социуме общее благо становится выше личной выгоды, полученной за счет других людей. Можно использовать моральные ценности в качестве ориентира или кодекса поведения. Они помогут оценить последствия поступков до того, как человек решит их совершить. Так, моральные принципы рекомендуют нам думать, прежде чем сказать, считаться с правами и жизнями других людей и т. д. На чем строить воспитание детей? Конечно же, на нравственных ценностях”. Приобщение ребенка к ценностям общечеловеческой культуры, выработанными веками, пережившим не одно поколение людей и несущим в себе те нравственные устои, на которые должен ориентироваться в своей жизни каждый человек, являются одним из важнейших условий развития личности ребенка. Какие же наиболее важные качества хотим мы видеть в наших детях? Конечно же: вежливость, деликатность, скромность, общительность, дисциплинированность, чуткость, чувство такта, предупредительность. Качества эти построены на нравственных устоях, поэтому нравственные устои (доброта, честность, милосердие и т. д.) и должны стать опорой воспитателя.
Задача воспитателя – педагога состоит в том, что бы воспитать в каждом ребенке четкие нравственные ориентиры: доброту, отзывчивость, чувство собственного достоинства, долг, совестливость, доверие.
Глубокое самопознание, четкое определение своего места в этом огромном мире базируется на внутренних источниках духовной силы человека : чувства безопасности, любви и гармонии.
«Душа поёт»- каждый из нас не раз слышал эту метафору, а как вы думаете, что это значит? (ответы на заданный вопрос) Всё самое красивое и восхитительное мы зачастую сравниваем с музыкой, а базой любой мелодии являются ноты – их всего 7.
И сейчас, мы вместе с вами попытаемся сотворить нашу музыку, которая будет мелодией духовно – нравственного воспитания.
1. Нота - До.
Посмотрите, пожалуйста, на эти ноты. Как вы знаете первая нота – ДО. Как вы думаете, какие важные для духовно-нравственного развития личности слова начинаются на букву «Д» (ответы на заданный вопрос).
Правильно, это добро и доверие, доброжелательность. Наша доброта является залогом доверия к нам. Нам, педагогам, доверено самое ценное - души детей. Без доверия все наши старания по воспитанию полноценной личности, будут напрасны. Чтение о доброжелательности
Давайте пройдем небольшой тест, чтобы понять доброту вашего сердца!
Тест «Добрый ли вы человек?»
Все люди разные: одни бескорыстны и легко жертвуют чем – то ради другого человека, другие же напротив – больше ценят собственные нужды. Удается ли вам быть всегда бескорыстными и внимательными к окружающим? Ответ на поставленный вопрос должен быть однозначным: да или нет.
1. При наличии «лишних» денег, потратили ли бы вы их на подарки друзьям?
2. Знакомый человек жалуется вам на собственные «неурядицы». Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?
4. Часто ли вы говорите комплименты людям, просто чтобы поднять им настроение?
5. Любите ли вы злые шутки?
6. Вы злопамятны?
7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?
8. Умеете ли вы на практике применять свои способности?
9. Бросаете ли игру, когда начинаете проигрывать?
10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
11. Вы охотно выполняете просьбы?
12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
За ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 поставьте себе один балл, а за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12 также поставьте по одному баллу.
Если вы набрали больше 8 баллов. Вы хорошо воспитаны, приятны в общении, легко ладите с людьми. У вас много друзей, но иногда вы жертвуете своими интересами в пользу других, пожалуй, вам стоит научиться иногда, говорить «Нет».
4-8 баллов. Ваше доброе отношение к людям проявляется не всегда. Добры вы только с теми, кто вам нравится. Вы точно знаете, чего хотите. Вы хороший и верный друг. Вы неконфликтный человек, и стараетесь избегать общения с неприятными вам людьми, но, пожалуй, вам стоит быть немного мягче в общении с ними.
Меньше 4 баллов. Вы явно выраженный интроверт. Для вас это трудно, но нужно стараться быть мягче с людьми, даже если они вам не нравятся.
Мы с вами прошли небольшой тест, чтобы получше узнать себя, но не стоит забывать: в жизни все намного сложнее, чем кажется, и каждый человек индивидуален. Не бывает однозначно добрых или злых людей. И мы как никто это понимаем. У нас достаточно сложная работа, которая порою требует мобилизации всех наших душевных сил, и именно наша доброта и доверие к нам наших воспитанников помогает нам справиться с любой нестандартной ситуацией.
2. Нота – Ре
Назовите, пожалуйста, слова которые начинаются на букву «Р», которые являются категорией нравственного развития (ответы на заданный вопрос)- это равнодушие, раздражительность, разочарование. Чтение об этих категориях.
.
3. Нота – Ми
Нота МИ, она называется – ПРИНЦИП МОРАЛИ. Одной из категорий нравственности является МИРОЛЮБИЕ. Чтение о миролюбии.
Ведь нормы морали не являются врожденными, они усваиваются
ребёнком в окружении людей и зависят от отношения к нему
окружающих, кто его воспитывает, в какой социальной среде он живёт.
Нужно помнить, что дать ребёнку понятия что такое «Хорошо», а что
такое «Плохо», не самое важное, а необходимо еще привить умение разбираться в определенной ситуации и корректировать свои действия: избежать конфликта, уступив в чем либо, помочь слабому, поддержать или направить друга.
давайте сыграем еще в одну
игру, а называется она «Палочка-выручалочка», в которую можно играть и с
детьми.
Игра «Палочка-выручалочка»
Правила: Встаньте в круг и вспомните ситуацию, в которой вам нужна была помощь. Например: болел зуб, порвали колготки, сломали ноготь, плохое настроение, и т. д. Вот у меня в руках "палочка - выручалочка".
Когда вы расскажете о своем затруднении, я скажу: «Палочка-выручалочка, помогай! Из беды выручай!». Если кто из вас, знает, как помочь или может дать совет, поднимает руку и я даю палочку-выручалочку. ( А с детьми: если никто из детей не знает, как помочь, вы сами прикасаетесь Палочкой-выручалочкой к ребенку и рассказываете детям, как можно выручить друга из беды.)
4. Нота - Фа
Это пожалуй самая активная в работе с детьми нота. Это нота – фантазия. Мир детских фантазий неистощим, дети легко и с удовольствием сочиняют и импровизируют. В наших группах есть все необходимое, для работы в этом направлении: можно сочинять собственные истории, разыгрывать кукольные спектакли с использованием сюжетов на тему добра и взаимопомощи, придумывать злых героев и «перевоспитывать» их. Фантазируйте, экспериментируйте и слушайте детей, ведь иногда и они могут увидеть то, что скрыто от наших «взрослых» глаз.
5. Нота – Соль
Нота СОЛЬ Какие нравственные категории можно назвать на букву С-сопереживание, сострадание, справедливость
6. Нота – Ля
Нота ЛЯ – это личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
уважение личности ребёнка. (стандарт)
7. Нота – Си.
И завершающим этапом нашей работы будет обсуждение последней ноты СИ, но мне хочется назвать ее нотой самосовершенствования и специализации воспитателей.
Наша профессия по- своему уникальна: как учителя, как педагоги мы должны постоянно самосовершенствоваться, осваивать что-то новое, глубоко изучать нашу многонациональную культуру, находить в обыденных вещах что-то необычное интересное и познавательное. Мы постоянно идем вперед, и наша основная задача – воспитать хорошего человека, которому не чужды такие понятия как доброта и любовь. Это незабываемое путешествие по стране «Духовно-нравственного воспитания». И именно от нас зависит, как по нашим нотам дети сыграют эту волшебную мелодию. И я от всей души желаю, что бы в вашем оркестре малышей ни одна нота не звучала фальшиво!