наталья люлькина
Деловая игра для воспитателей «Работа с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
«Работа с родителями»
Цель:
1. формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с
родителями;
2. оптимальные пути разрешения конфликтов;
3. поиск новых способов поведения в контактах с родителями;
1 часть. Теоретическая.
Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её
ценности, устои, отношения – семейный уклад.
Публикация «Деловая игра для воспитателей „Работа с родителями“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Поэтому не случайно в последние годы особую важность и значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьёй
Суть взаимодействия ДОУ и семьи заключается в заинтересованности обеих сторон в изучении личности ребенка, раскрытии и развитии скрытого в нем потенциала.
В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Основные причины трудностей в работе педагога с семьей
Низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе;
Недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей;
Пассивность родителей, безразличное отношение к своему ребенку;
Чрезмерная занятость родителей;
Недоверие родителей к педагогам, нежелание идти на контакт;
Агрессивное восприятие информации, идущей от воспитателя;
Отношение воспитателей к родителям, как к объектам воспитания;
Неполная информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома и, соответственно, родителей о жизни ребенка в саду;
«Закрытость» дошкольного учреждения;
Недостаток времени у воспитателей для полноценного взаимодействия с
семьей. Основные задачи педагогов ДОУ в работе с родителями
-Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
-Объединить усилия для развития и воспитания детей;
-Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной
взаимоподдержки;
-Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
-Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципы взаимодействия:
1. Индивидуальный подход
2. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
3. Сотрудничество, а не наставничество (создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь)
4. Готовимся серьезно (слабое, плохо подготовленное родительское собрание
могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом)
5. Динамичность (формы и направления работы должны меняться)
С чего начать?
А начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду:
• Анкетирование
• Личные беседы.
Родителей детей, посещающих сегодня дошкольные учреждения, можно условно разделить на три группы:
1. Первая группа – это родители, очень занятые на работе, детский сад им просто жизненно необходим;
2. Вторая группа – это родители с удобным графиком работы, неработающими
бабушками и дедушками;
3. Третья группа – это семьи с неработающими мамами.
Первая группа родителей ждет от детского сада не только хорошего присмотра и ухода, но и полноценного развития ребенка. И при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фото на выставку.
Вторая группа – дети которых могут воспитываться дома, но родители не хотят лишать детей полноценного общения. Задача педагогов – не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась в позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.
Третья группа – эти родители ждут от детского сада интересного общения со
сверстниками. Задача воспитателя – выделить из этой группы энергичных мам, которые станут членами родительского комитета и активными помощниками воспитателей. На эту группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок.
Коллективные формы:
родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.
Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетомпожеланий родителей.
Например, могут быть такие темы: «Знаете ли вы своегоребенка?», «Воспитание послушания у детей», «Методы педагогического
воздействия» и др.
Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, хотя от
этого следует уходить, лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3—5 дней. Тему рекомендуется формулировать проблемно, например: «Послушен ли ваш ребенок?»,
«Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать детей?» и др.
В объявлении можно поместить небольшие задания для родителей, например, понаблюдать за поведением детей, сформированными навыками, обратить внимание на детские вопросы и т. д.
Задания обусловлены темой предстоящего собрания. Как показывает опыт, родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их подготовке принимали участие дети.
Индивидуальные формы:
педагогические беседы с родителями, тематические консультации.
Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.
Беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приводить факты,
положительно характеризующие ребенка. Рекомендуется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется
конкретным людям. Воспитателю следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи, создать обстановку, располагающую «излить» душу.
Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы,
интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить.
Наглядно-информационные формы.
Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами
воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье.
К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты
организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий;
фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.
Нетрадиционные формы.
Индивидуальные и информационно-аналитические формы социологические срезы, опросы, «Почтовый ящик»
Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального,
личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения,повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Досуговые формы:
Призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм относятся проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как «Осенний праздник», «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Папа, мама, я — дружная семья», «Весёлые старты», «Праздник Весны» и др.
Родители на праздниках могут читать стихотворения, петь песни, играть на
музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории, например о птицах, а потом вместе с детьми строить скворечники. Эффективная форма общения, помогающая налаживанию доброжелательных неформальных отношений, — организация педагогами разнообразных конкурсов. Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия.
Познавательные формы:
предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и
психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.
Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам
известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и других. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.
Информационные стенды в группах:
• ФИО педагогов, работающих с детьми этой группы,
• Режим пребывания детей в детском саду;
• Основные виды организованной образовательной деятельности;
• Права ребёнка;
• Объявления;
• Поздравления;
• Меню на день;
• Словарь добрых слов и выражений;
• Адреса сайтов в Интернете, посвященных дошкольному детству.
Важные моменты:
-Все материалы должны быть эстетично оформлены;
-Содержание необходимо регулярно обновлять, иначе интерес родителей к этой информации быстро пропадет;
-Оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей;
-Содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересным большинству родителей.
2 часть
Игровое упражнение "Современная семья – какая она?"
Цель: провести срез представлений педагогического персонала о современной семье, проанализировать идеальные установки на семью воспитанников и реальные условия.
Ход проведения
Каждой группе вручается набор журналов, бумагу для основы, клей, ножницы.
Задача педагогов: изобразить современную семью в виде коллажа с помощью любых иллюстраций.
Через 7 минут работы педагоги рассказывают о своём представлении семьи.
(Ведущий игры подводит итоги проделанной работы, подчёркивая ценное и
уникальное виденье)
3 часть
Игровое упражнение "Определи логическую последовательность".
Учебная задача: определить оптимальную последовательность действий педагога при подготовке и проведении встречи с группой родителей.
Ход упражнения.
Каждый педагог получает карточки, на которой сформулированы фрагменты
проведения или подготовки встречи с родителями. Содержание текста на карточках.
• Определяется тематика, и выбираются формы проведения встреч с родителями на основе их заявок и просьб, а так же с учётом данных о семьях воспитанников.
• Определяются педагоги, ответственные за подготовку и проведение каждой из встреч. Это могут быть воспитатели групп, логопед, муз. работник,
медицинский работник и др.
• С родителями согласуются удобные для них дни проведения встреч.
• Продумывается структура и содержание каждой очередной встречи:
составляется план или подробный сценарий с использованием методов
активизации родителей.
• Обеспечивается заблаговременное оповещение родителей о теме встречи и их подготовка к участию в ней.
• Выясняется мнение родителей о пользе проведённой встречи в устном опросе, путём анкетирования и др.
4 часть
Наличие высокого уровня взаимного доверия педагогов и родителей даст
возможность организовать конструктивный диалог, отсюда и лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций в разных ситуациях, а значит, помочь в понимании его индивидуальных особенностей развитий, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении.
Статистика показывает: в основном родители получают информацию друг от друга.
А, как нам известно, информация, передаваемая из уст в уста, имеет свойство
искаженности. Родителиочень хотят знать о том, что делает ребёнок в детском саду.
Как они могут получить информацию об этом?
1. Во-первых: когда приводят ребёнка (несколько секунд или минут) и когда забирают.
Поэтому постарайтесь уделить внимание ребёнку в эти моменты – встретьте его с улыбкой, порадуйтесь его приходу. А если его забирают – напомните, что завтра вы его снова ждёте… Таким образом, родители чувствуют ту атмосферу благополучия, в которой находится ребёнок в течение всего дня и спокойно пойдут по своим делам.
Даже секунды – способны творить чудеса и изменить тревожность и беспокойство на спокойствие и доверие.
Кому из нас хочется слушать монотонные, не понятные лекции. Более того, большой поток информации воспринимаемый на слух не запоминается, даже если прилагать максимум усилий. Поэтому не забивайте родителям голову длинными годовыми задачами и возрастными особенностями. Информация должна быть доступной для «не педагога» и интересной. Вместо привычных скучных родительских собраний проводите тренинги, игры, занятия, инсценировки (где принимают участие родители со своими детьми, консультации, круглые столы, конференции в форме дискуссии, где родители в непринуждённой форме получают ответы на свои вопросы.
Устраивать «Творческие лаборатории».
Упражнение: «На развитие коммуникативности педагога в общение с родителями»
Сейчас вы вытягиваете полоску с тезисом и вам необходимо подготовить к нему
короткий комментарий. Высказывать свое мнение, согласны с этим или нет почему.
Тезисы.
• Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.
• В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания и стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители.
• Педагог должен проявлять себя более сдержанно в выражении положительного мнения о родителях как партнерах по общению, чем родители о педагогах.
• Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнетесь сами.
• Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.
• Преобладание оценочного стиля общения становится серьезными источником конфликтов между воспитателем и родителем.
• Когда задето чувство собственного достоинства из собеседников, непременно страдает само общение.
• Родители должны услышать то, что им сказал педагог.
5 часть.
Упражнение «Комплимент» в кругу
Цель: отработка навыков эмпатии и новых способов поведения; формирование умения делать комплименты и создавать позитивные установки друг на друга.
Ведущий: Умение увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и, главное, найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом, — вот что необходимо для приятного и продуктивного общения.
Давайте попробуем проверить, насколько мы доброжелательны друг к другу, умеем видеть хорошее в другом и говорить об этом».
Для этого участники организуем круг, каждый должен внимательно посмотреть на партнера, сидящего слева, и подумать о том, какая черта характера, какая привычка этого человека ему нравится и он хочет сказать об этом, т. е. сделать комплимент.
Начинает любой из членов группы, который готов сказать приятные слова своему партнеру, сидящему слева от него. Во время высказывания все остальные участники должны внимательно слушать выступающего.
Тот участник, которому сделан комплимент, должен, как минимум, поблагодарить, а затем, установив контакт с партнером, сидящим слева от него, сделать свой комплимент и т. д. по кругу, до тех пор, пока все участники тренинга не сделают комплимент партнеру.
Ведущий: Что было легче: делать комплимент или отвечать на него.
Итог нашей работы. Оформление молодыми педагогами папки-передвижки дляродителей на актуальную тему.