Светлана Вислобокова
Работа с семьями, находящимися в социально опасной ситуации (неблагополучными семьями)
▼ Скачать + Заказать документы
Семья первый устойчивый коллектив в жизни каждого человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль: это первая ступенька в социализации и самосознании личности. Здесь ребёнок приобретает умения и навыки в общении и человеческих взаимоотношениях, здесь закладываются нравственный облик и профессиональное самоопределение. Поэтому социальный педагог рассматривает семью как один из главных объектов своей профессиональной деятельности, важнейшую составляющую социальной ситуации развития ребёнка.
Главными целями и задачами деятельности являются:
Публикация «Работа с семьями, находящимися в социально опасной ситуации (неблагополучными семьями)» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- оказание помощи семье в воспитании детей;
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- коррекция семейного воспитания и семейных взаимоотношений.
Основные направления деятельности:
- изучение семей и условий семейного воспитания;
- пропаганда психолого-педагогических знаний;
- законодательное просвещение;
- активизация и коррекция семейного воспитания;
- коррекция детско-родительских отношений;
- дифференцированная и индивидуальная помощь родителям;
- разносторонняя помощь и поддержка детей в случае обострения
обстановки в семье;
- обобщение и распространение опыта работы с неблагополучными семьями.
Принципы деятельности с неблагополучными семьями :
1. Объективный характер изучения семьи.
2. Выявление специфических особенностей семьи и использование их
для усиления её воспитательного потенциала.
3. Двусторонний характер изучения семьи (родители - дети).
4. Оптимистический подход к семье.
5. Анализ реальной ситуации.
6. Единство изучения с практической реализацией воспитательных возможностей семьи и общества.
7. Установление неиспользованных резервов семейного воспитания.
Диагностика семьи.
Работу с семьёй социальный педагог начинает с её изучения, выяснения отношений внутри семьи. Это помогает представить положение ребёнка в семье. Чтобы получить сведения о семье, можно провести анкетирование детей и родителей. Обработав результаты, социальный педагог составляет социальный паспорт семьи, где даётся характеристика каждому члену семьи, дата рождения, знаменательные даты или традиции в семье. Определяется статус семьи, жилищные условия, соседство, выясняется образовательный уровень родителей и их трудовая деятельность, взаимоотношения родителей и детей, интересы ребёнка, его домашние обязанности. Должны быть изучены условия воспитания ребёнка, как и сколько родители проводят времени с ребёнком, есть ли у них общие дела, интересы, какая форма общения, беседуют ли отец с сыном и т. д.
Важно представлять, что знают родители о своих детях, чем ребёнок интересуется, о чём мечтает, с кем дружит.
Следует выяснить и то, что знают дети о своих родителях, их вкусы, интересы, друзья, заботы, проблемы, здоровье.
Для семейной диагностики, кроме анкетирования, используются следующие методы работы, как:
1. Беседы с родителями и детьми;
2. Творческие работы детей;
3. Наблюдение за взаимоотношениями детей и родителей во время посещение семьи по месту жительства;
4. Тестирование и т. д.
При этом важно соблюдать непременное условие -- каждый из методов выполняет по отношению к другому компенсирующую и контролирующую функции.
Формы помощи семье в различных семейных ситуациях (общие для всех типов семей) :
1. Оказание содействия в трудоустройстве, как несовершеннолетнего, так и его родителей через службу занятости города, через предприятия различных форм собственности.
2. Помощь родителям в сборе документов на оформление пособий на детей, пособий по безработице.
3. Оказание содействия в получении материальной помощи неблагополучной или малообеспеченной семье за счёт фонда социальной поддержки населения или через предприятия города.
4. Помощь в предоставлении льгот, предусмотренных законодательством.
5. Помощь семьям в устройстве детей в детские оздоровительные учреждения в летний и зимний период.
6. Совместно с классными руководителями, школьным инспектором возвращение несовершеннолетних в учреждения образования.
7. Привлечение социально благополучных семей для работы с семьями группы «риска».
8. Моральная поддержка семьи.
При тесном взаимодействии с различными организациями, учреждениями и специалистами можно оказать действенную помощь семье, нуждающейся в ней, а значит, по - возможности, улучшить микроклимат в семье и взаимоотношения детей и родителей.
Специфические проблемы неблагополучных семей :
- Неуверенность родителей в себе, как воспитателях;
- Незнание особенностей психического развития детей, особенностей их эмоционального самочувствия в семье;
- Неумение выбрать соответствующие особенностям детей способы влияния на ребёнка;
- Отсутствие внимания к ребёнку, недостаток общения в семье;
- Использование антипедагогических методов воздействия на ребёнка;
- Нарушение взаимоотношений при бытовом пьянстве и т. д.
- Безработица;
- Нищета;
- Жилищные проблемы;
- Алкоголизм;
- Аморальное поведение членов семьи;
- Паразитический образ жизни родителей;
- Отсутствие у детей желания учиться;
- Ослабление здоровья членов семьи в результате плохого питания;
- Безответственное отношение к выполнению родительских обязанностей и т. д.
Система работы с неблагополучной семьей.
1. Получение сигнала о неблагополучии, который может быть получен от частного лица, классного руководителя.
2. Работа родительского комитета класса.
3. Постановка семьи на контроль.
На этом этапе оформляется следующая документация:
1. Акт обследования условий жизни.
2. Составление социальной характеристики семьи.
3. Семья ставится на патронаж
Проведение социальной диагностики, сбор информации, установление контактов с семьёй, оформление социального паспорта семьи. Выявление основных проблем несовершеннолетних и их семей, причины возникновения этих проблем. Это самый сложный этап диагностики, т. к. необходимо правильно выделить основные проблемы семьи, определить, какие являются причиной, какие - следствием. Выработка решений, составление индивидуальной программы реабилитации семьи. В процессе выработки решений принимают участие: психологЦентра, Школьный инспектор, Администрация Центра, Сотрудники Центра занятости и Центра социальной защиты семьи.
Реализация программы. На этом этапе должен быть достигнут результат, при котором семья смогла бы функционировать самостоятельно.
Конечная оценка результатов. При благоприятном прогнозе семья переводится на контрольный патронаж. При крайне неблагоприятном социальном прогнозе решается вопрос об изоляции детей из семьи Центр реабилитации, школа-интернат, детские дома, сбор документов на КДН.
Семейная ситуация : Неполная семья.
Виды помощи семье и детям.
1. Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребёнка.
2. Наблюдение и консультация педагога - психолога, социального педагога. 3. Вовлечение ребёнка в посещение различных кружков и секций.
4. Обучение одного из родителей навыкам воспитания детей без второго родителя.
5. Постановка на учет в Центр социальной защиты семьи.
6. Привлечение общественных организаций к воспитанию семьи.
Центры, учреждения, специалисты:
Школа, центры, родственники, спортивные клубы и секции, Дом творчества, органы социальной защиты.
Семейная ситуация : Жестокое отношение к ребёнку.
Виды помощи семье и детям.
1. Наблюдение учителя, социального педагога, педагога - психолога.
2. Консультации родителей с психологом, социальным педагогом, врачом, юристом.
3. Консультации невропатолога.
4. Постановка на учёт в ОДН, вызов на КДН, постановка на учёт к психиатру, наркологу.
5. .Беседы с родителями о воспитании в семье. Центры, учреждения, специалисты. Школа, педиатр, ОДН, КДН.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андрюшева, Е. В. Семья и здоровье подростка / Е. В. Андрюшина // Народонаселение, 1998г. ,№2 - 132 с.
2. Балыгин, М. М. Образ жизни и здоровье детей раннего возраста // Здравоохранение, 1998, №3 - 145 с.
3. Бреева, Е. Б. Дети в современном обществе/ Е. Б. Бреева. - М. : Просвещение, 1999 - 467 с.