Папанова Алла Владимировна
Цикл занятий по обучению нотной грамоте. Занятие 2 «Что такое «метр» в музыке?»
Цель:
- знакомить детей с музыкальными терминами, понятием – метр,
познакомить с метрономом.
Задачи:
- продолжать развивать умение отмечать хлопками ритм услышанных музыкальных фрагментов;
- тактильно, экспериментально прийти к выводу, что музыка пульсирует равномерно, подобно дыханию, биению сердца;
- продолжать развивать силу мышц рук и ног;
- обогащать слушательский опыт детей разнообразными по стилю и жанру (темпу и ритму) музыкальными произведениями,
Публикация «Цикл занятий по обучению нотной грамоте, Занятие 2 „Что такое „метр“ в музыке?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Нотная грамота. Изучаем ноты
- Ноты. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
- закреплять навык ритмичного и выразительного выполнения движений.
Материал:
- метроном,
- различные предметы для воспроизведения шумов: деревянные палочки, хрустальный предмет- вазочка или бокал, шуршащий пакет и т. д. ,
- бубен,
- платочки для танца «Кадриль»
Вход: Дети под звуки марша входят в зал. «Марш» Муз М. Раухвергера,
Орг. момент:
Музыкальный руководитель (в дальнейшем М. Р.): Жила-была тишина. И вдруг её спокойствие начали нарушать разные шумы
.(М. р. воспроизводит различные звуки: стук по дереву, звон хрусталя, шелест бумаги и т. д.) и вдруг эти шумы начали звучать в определённом порядке и этот рисунок начал повторятся (играет определённый равномерный ритм).Получилась музыка, наша песенка. (размер 4\4, спеть можно мелодию вниз от «фа1» до «до1» или вверх, как нравится и обязательно просчитать)
Со всех сто - рон:
Стук – звон – динь – дон.
1 - 2 - 3 - 4
1 - 2 - 3 - 4
Послушайте, ребята, кажется, как будто в звуках слышится биение сердца.
В музыке равномерная пульсация называется метром
. Повторите, пожалуйста, вместе со мной метр нашей песенки хлопками. (дети повторяют)
Я хочу познакомить вас с прибором, который называется метроном. Он отсчитывает метр для произведений с разным темпом,быстрым или медленным, и помогает музыкантам играть правильно. Послушайте!
(Музыкальный руководитель включает метроном, исполняет марш. Для игры с сопровождением метронома можно использовать «Марш деревянных солдатиков»
П. И. Чайковского из «Детского альбома». Для сравнения знакомит детей и с другим темпом, например, быстрым - аллегро)
М. Р. : Ребята, у каждого из вас есть свой метроном. Он находится внутри вас - это ваше сердце. Биение сердца можно услышать
(м. р. помогает ребятам найти пульс на руке и предлагает некоторым детям вслух произнести тук- тук под биение сердца.)
А чтобы наше сердце работало ровно необходимо его тренировать – двигаться: танцевать, делать зарядку, заниматься спортом. И нам пора сделать нашу разминку.
Разминка.
Комплекс общеразвивающих упражнений с лентами.
1. Ходьба в колонне по одному с лентами в руках.
Бег врассыпную.
2. И. п. : стать прямо, ноги слегка расставить, руки с лентами опустить.
«Мельница» - маховые движения, переходящие в круговые.
3. И. п. :то же,1,2 – поворот влево, взмах левой рукой,
3,4 – 3,4 – поворот вправо, взмах правой рукой.
4. И. п. : сесть на пол, руки с лентами вытянуты вперед.
1,2- наклон вперёд, подуть на ленты,
3,4 – и. п.
5. И. п. :лечь на спину,
руки вытянуть у головы.
1,2 – поднять одновременно левую ногу и правую руку,
пытаясь лентой достать до ноги.
6. И. п. : стать прямо, ноги вместе, руки опущены.
Прыжки, одновременно руки и ноги в прыжке – в стороны, вместе.
Спокойная ходьба, лентой движение «волна».
М. Р. А теперь мы можем продолжить разучивание нового танца,кто вспомнит его название?
Ответ: Кадриль!
Продолжение разучивания движений к танцу «Кадриль».
Для разучивания движений кадрили – р. н. м. «Вдоль да по речке».Или движение можно выполнить под метроном!
Движения – проход парами по кругу; кружение парами - руки «крендельком».
М. Р. Мы славно потрудились сегодня,а поэтому можем и поиграть в любимую игру с бубном.
Игра с бубном. (см. 1 занятие)
Итог. М. Р. : О каком приборе вы узнали на занятии? Кто пользуется этим прибором? Для чего? Какое новое музыкальное понятие вы сегодня узнали?