Эльза Гильмутдинова
Цикл занятий на тему «Учимся умываться»
▼ Скачать + Заказать документы
Департамент образования Администрации города Ноябрьска
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «Колобок»
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ :
«Учимся умываться»
Разработала воспитатель:
Гильмутдинова Э. Г
Цель цикла занятий по теме «Учимся умываться» :
- формирование у ребенка элементарных культурно- гигиенических навыков.
Игра — показ «Мыльные перчатки»
Публикация «Цикл занятий на тему „Учимся умываться“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Конспекты занятия
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Цель: учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей (белой пены). Помочь ощутить радость от чистоты своего тела. Развитие вдоха и выдоха, целенаправленной воздушной струи. Активизировать словарь за счет слов: мыло, мыльница, намыливать, мыльные, пена, смывать.
Оборудование: оборудование умывальной комнаты.
Ход показа.
Педагог: Мы подойдем к раковине, откроем кран и пустим теплую воду.
Включает воду и читает стихотворение:
Знаем, знаем, да, да, да,
Где тут прячется вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-нож-ку.
Нет, не понемножку –
Посмелей,
Будет умываться веселей!
(Н. Пикулева)
Чем мы руки моем? Правильно, надо обязательно мыть с мылом. Где оно лежит? В мыльнице. А сейчас мы возьмем мыло, положим его на ладошку, прикроем другой ладошкой. Сделаем себе красивые «белые перчатки» - намыливаем, вот так. Хватит, хорошо намылили. Положим мыло на место, в мыльницу. Хорошенько потрите ладошки, | каждый папьчик, чтобы стало много - много пены, чтобы она покрыла руки, как перчатки. Вот какие замечательные перчатки получились.
Педагог предлагает детям совместить ладошки, сделать маленькую щелочку (отверстие) и тихонько подуть в это отверстие, с другой стороны ладоней выходит мыльный пузырь. Педагог эмоционально фиксирует появление у детей пузырей. Если дотронуться до них пальчиком, то пузыри лопаются потому, что они нежные и воздушные. Если у детей не получается надуть мыльный пузырь, педагог проводит совместные действия с ребенком, помогая ему почувствовать радость от предвкушения появления этого пузыря. (Для старших детей.)
А теперь давайте смоем «перчатки». Ой, какие черные ручейки, смылась грязь с ручек. Ручки стали чистые. Вытрем руки полотенцем насухо.
Дидактическая игра «Водичка, водичка, умой мое личико!»
Цель: вызвать у детей положительный настрой, желание включаться в процесс самообслуживания. Учить на картинках и в жизни узнавать и правильно называть процесс умывания, предметы, необходимые для его осуществления.
Материал: сюжетная картинка: девочка (мальчик) умывается; предметные картинки с изображением предметов, необходимых для умывания (мыло, мыльница, вешалка с полотенцем и пр.)
Организация. Индивидуально.
Ход игры.
Педагог рассматривает с ребенком сюжетную картинку. Задает вопросы: «Кто здесь нарисован? Как зовут мальчика (девочку? Что он (она) делает? Как ты догадался?
Затем воспитатель читает стихотворение про этого ребенка:
Я сегодня утром рано
Умывался из-под крана!
Я и сам теперь умею
Вымыть личико и шею.
(А. Кузнецова)
«Тебе нравится мальчик Алеша (девочка Таня? А ты умеешь сам (сама) умываться?»
Воспитатель показывает предметные картинки, просит назвать, отобрать то, что нужно для умывания.
Возможные усложнения. Игры с игровым персонажем, предполагающие задания: разложить картинки в последовательности действий (включить воду - кран; намочить и намылить руки - мыло, «мыльные перчатки»; отжать воду с рук - «замочек»; вытереть руки - полотенце); помочь маленькому Неумейке в выборе предметов (мыло, мыльница, полотенце и др.).
Образовательная ситуация «Научим Неумейку мыть руки»
Цель. Способствовать формированию у детей целостного процесса мытья рук, включающего выполнение цепочки действий от подготовки (засучить рукава, включить воду) до получения результата (чистые, сухие руки, полотенце висит на своем месте, кран закрыт); осознанию своей умелости, важности мытья рук по мере их загрязнения; умению, используя речевые средства, принимать активное участие в разрешении совместно со сверстниками проблемно - игровой ситуации.
Материал: игровой персонаж Неумейка, руки которого, готовясь к конструированию образовательной ситуации, педагог заранее пачкает черной тушью (тушь на водной основе легко смывается под струей воды и не портит игрушку). Оборудование умывальной комнаты.
Организация. Образовательную ситуацию целесообразно конструировать во второй половине дня, когда дети заняты свободной деятельностью, играют в настольно-печатные игры, рассматривают книги или картинки; проводить с небольшой подгруппой детей, 3-4 человека.
Ход ситуации.
Воспитатель вносит игровой персонаж, который «хочет» подключиться к детской деятельности. Но можно ли ему вместе с детьми рассматривать такие красивые книжки (играть в лото? Его руки черным - черны от грязи:
Замарашка рук не мыл,
Месяц в баню не ходил.
Оказывается, что Неумейка еще не научился сам мыть руки, и воспитатель предлагает детям научить его. Для этого детям предлагается пройти в умывальную комнату.
Воспитатель. Что нужно сначала сделать? (Обращает взглядом внимание детей на длинные рукава рубашки игрового персонажа.)
Дети. Нужно рукава поднять. Завернуть рукава. Засучить.
Неумейка «удивляется». Зачем это еще?
Педагог помогает детям объяснить игрушке важность выполнения этого действия при мытье рук.
Затем дети показывают и объясняют неумейке, как открыть кран, чтобы побежала водичка, и какой должна быть струйка, чтобы брызги не летели в стороны и не залили весь пол.
Воспитатель. Кто покажет Неумейке, как намочить водой руки? (Один или двое детей по предложению воспитателя подставляют руки под струю воды.)
А теперь пусть это попробует сделать Неумейка. (Дети наблюдают, как с рук игрового персонажа текут черные струйки от размываемой водой туши.)
Ой, какие грязные руки, как много на них грязи, микробов! Чем мы руки моем? Правильно, мы всегда моем руки с мылом.
Мыло душистое, белое, мылкое,
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:
- Ты бы, грязнуля, вспомнил про мыло,
Мыло тебя наконец бы отмыло! (Я. Аким)
Покажите Неумейке, как намыливать руки.
Неумейка. Покажите, покажите мне ваши ладошки! Где же мыло? Не вижу пены.
Воспитатель. Не спеши, Неумейка. Сейчас дети положат мыло на место, в мыльницу, и начнут хорошенько тереть ладошки, пальчики, чтобы было стало много пены, чтобы она покрыла руки, как перчатки. Покажите, у кого уже получились «мыльные перчатки». Молодцы, у всех прекрасные «мыльные перчатки». А теперь смывайте «перчатки».
Неумейка. Что дальше делать? Руки мокрые, вода капает.
Дети показывают и объясняют, как отжать воду с рук, сделав «замочек», вытереть их о полотенце.
Умываемся мы быстро,
Вытираемся мы чисто.
Так опрятны, аккуратны,
Всем смотреть на нас приятно!
Воспитатель. Молодцы! Научили Неумейку руки мыть. Пойдем, теперь покажем ему наши новые книжки.
Игра - показ «Купание куклы Ани»
Цель: развивать у детей желание заботиться о кукле, выполнять ряд действий, связанных с уходом за ней - раздеть куклу, сложить одежду, купать, переодеть в чистое белье. Обогащать игры детей новыми действиями. Формировать гигиенические навыки.
Материал: кукла, ванночка, стул, одежда куклы, кувшин с водой, мыло, мочалка, полотенце.
Ход занятия.
Воспитатель берет в руки куклу Аню и говорит детям: «Мы сейчас Аннушку будем купать. Вот ванночка. Садись, кукла Аня, на стул, мы тебя раздевать будем. Что будем делать?» (Раздевать.)
Воспитатель снимает с куклы платье, носочки, туфельки, трусики, одежду складывает, вешает на стул, рядом ставит туфли. По ходу раздевания куклы уточняет название одежды.
Продолжает: «Купать будем Аню в ванночке». Садит куклу в ванночку. «Потрогайте водичку. Водичка теплая. Какая вода?» - обращается к детям. - Вода теплая.
«Сейчас возьму мочалку и намылю мочалку мылом. А теперь буду намыливать кукле Ане голову, спинку, ручки, ножки».
Приговаривает:
Кто тут будет куп - куп,
По водичке хлюп - хлюп?
Будет мыло пениться. И грязь куда-то денется! «Теперь сполоснем ее чистой водой».
Берет кувшин с чистой водой и споласкивает куклу. Приговаривает :
Светлую водичку,
Льем на нашу птичку.
Вынимает куклу из воды: «Посмотрите, какая кукла стала чистая».
Обращается к ребенку: «Давай, Катя, накроем куклу Аню скорее простынкой, а то ей холодно».
Воспитатель берет полотенце и вытирает куклу. Затем надевает чистые трусики и предлагает детям положить Аню спать. Дети несут куклу в кроватку, укладывают ее спать: «Тише! Кукла спит!».
По ходу занятия воспитатель побуждает детей проговаривать облегченные слова: хлюп -хлюп, купаться, мыло, водичка, теплая.
Игра - занятие «Помоем куклу Катю»
Цель: учить детей принимать игровую задачу, выполняя действия с предметами бытового назначения; помочь запомнить и активизировать в речи названия предметов, качеств, действий (ванночка, мыло, губка, полотенце, мыльница, халатик, намыливать, смывать, вытирать, горячая, холодная, теплая вода); использовать предметы в игровой ситуации по назначению; вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками, точно соотнося слово с предметом, действием; укреплять доброжелательные отношения между детьми в совместных делах.
Материал: кукла Катя; ванночка, мыло, губка, леечка («душ», полотенце - лежат в посылочном ящичке; письмо от Мойдодыра.
Ход игры
Воспитатель: Ребята, нам сегодня от Мойдодыра пришла посылка.
Показывает посылку детям. Предлагает открыть и посмотреть, что в ней находится. Дети вместе с воспитателем находят в посылке письмо от Мойдодыра и принадлежности для купания.
В своем письме Мойдодыр рассказывает о том, что в нашей группе есть кукла, у которой лицо, руки, ноги чумазые. И Мойдодыр просит нас, чтобы мы показали ей, как надо мыться. Посмотрите, ребята, какая же из наших кукол чумазая. Принесите ее мне, пожалуйста.
Дети находят грязную куклу Катю.
Воспитатель обращается к кукле: «Ах, ты, девочка чумазая, где ты руки так измазала?.»
Воспитатель: Надо вымыть куклу Катю. Кто хочет помочь кукле снять одежду? Куда будем складывать одежду? Посмотрите, дети, как Катя радуется, что мы смоем с нее грязь, как она хочет купаться, тянет ручки. Давайте разденем Катю, а одежду ее сложим в таз и потом постираем.
Все вместе раздевают куклу. Ребенок берет ее на руки.
Воспитатель: Что нужно приготовить для купания? Принесите мне, пожалуйста, те предметы, которые были в посылке. (Дети приносят.) В ванночку налью воды, приготовлю мыло, губку, леечку, полотенце. Потрогайте пальчиком, какая водичка. Не холодная? Нет, не холодная, теплая водичка, не замерзнет Катюша. Давайте посадим ее в ванночку. Искупаем, поможем Кате вымыться. Где у нас губка? Бери губку, Варя, намочи ее в водичке, вот так. А теперь намыливай. Что Варя делает? Правильно, губку намыливает. Сожми. Губка какая? (Мягкая.) Понравится такой губкой Кате мыться, не будет она плакать? Нет, губка мягкая.
Педагог обращает внимание на мыльную пену: «Посмотрите, что получилось? Что это? (Пена.) Сколько пены? Много. Теперь будем Катю губкой мыть. Потри ей спинку (животик, ножки, ручки). Молодцы, всю грязь оттерли. Теперь что будем делать? Правильно, теперь под душ. «Душ» у нас будет леечка.
Воду в лейку наливаю -Мыло с куколки смываю! А чем вытираться? Инна, принеси скорей полотенце. Проверьте, хорошо ли мы вытерли Катюшу. Сухая спинка? Сухая. Сухой животик? Сухой. Сухие ножки? Сухие. А теперь скорее одеваться! Что лучше надеть после ванны - халатик или платье? Конечно, халатик. Кто халатик для Кати принесет? Кто поможет халатик надеть на Катюшу?
Стала чистенькой Катюшка,
Милая моя подружка!