Ирина Малозёмова
Цикл этических бесед для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цикл этических бесед для детей старшего дошкольного возраста
Актуальность
В современном мире ребенок растет и развивается под воздействием множества разнообразных источников как позитивного, так и негативного характера. Дошкольный период в жизни ребенка – это время, когда формируются ощущения собственных возможностей, возникает желание действовать самостоятельно, по своей личной инициативе; формируются представления об окружающем мире, о своей Родине, о семье. Воспитание чувств ребенка с младшего дошкольного возраста является важной педагогической задачей педагогов и окружающих его взрослых, а в первую очередь его родителей.
Публикация «Цикл этических бесед для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Одной из эффективных форм работы по социально-нравственному воспитанию дошкольников является беседа. С помощью беседы возможно актуализировать известные знания, а также с помощью размышлений, выводов и обобщений усвоить новые знания. Необходимо сочетать беседы с рассматриванием иллюстраций, с чтением художественной литературы, с игровой деятельностью.
Целью бесед является формирование нравственных качеств у детей и накопление духовных и нравственных ценностей. Перед взрослым ставятся задачи: формировать представления о доброте, справедливости, честности, великодушии; укреплять семейные ценности, национальные традиции.
Цикл этических бесед рассчитан на период с сентября по май. Беседы могут проводиться как часть образовательной деятельности, так и в свободное время. Данная работа позволит обеспечить постепенное воспитание у ребенка ясного понимания вещей окружающего мира, приведет к сознательному стремлению к руководству правилами, волевому поведению, к доброжелательным взаимоотношениям.
Календарно-тематическое планирование
Сентябрь
3 неделя
Тема «Мы подружились»
Систематизировать понятия «друг» и «дружба», развивать навыки общения, помочь детям найти себе друзей с помощью проявления внимания, общих интересов.
4 неделя
Тема «Обида и примирение»
Формировать знания о прощении. Закрепить разные способы примирения.
Октябрь
1 неделя
Тема «Моя семья»
Расширять представление о понятии семьи, уточнить знания о родственных отношениях.
2 неделя
Тема «Кто в семье главный»
Расширить представления о важности и нужности каждого члена семьи, независимо от возраста.
3 неделя
Тема «Мы помощники»
Обобщить представления детей о разнообразии ежедневных домашних забот и дел, воспитывать желание помогать близким, не дожидаясь просьбы о помощи.
4 неделя
Тема «Дедуля и бабуля»
Закрепить понятие «пожилой человек», воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, укреплять семейные традиции.
Ноябрь
1 неделя
Тема «Трудолюбие и лень»
Сформировать понятие, что только труд помогает добиться желаемого в жизни; воспитывать уважительное отношение к труду.
2 неделя
Тема «Под лежачий камень и вода не течет»
Помочь понять смысл пословиц о труде.
3 неделя
Тема «Когда я вырасту, я буду…»
Расширять понятия о разных профессиях, о необходимости дальнейшего обучения и образования.
4 неделя
Тема «Из прошлого в будущее»
Закрепить положительное отношение к результатам труда человека, побуждать к исследовательской и созидательной деятельности.
Декабрь
1 неделя
Тема «Взаимовыручка»
Знакомить с понятиями бескорыстие, взаимопомощь.
2 неделя
Тема «Чуткий, отзывчивый, внимательный»
Продолжать расширять представления о взаимопомощи, помочь понять необходимость быть внимательными к чужой беде.
3 неделя
Тема «Просто так…»
Обобщить понятия о взаимопомощи, доброте. Воспитывать чувство сопереживания и сорадости.
4 неделя
Тема «Жизнь дана на добрые дела»
Закрепить знания о взаимопомощи. Помочь понять смысл пословиц.
Январь
2 неделя
Тема «Честность»
Расширять представления о понятиях: честность, правдивость, ложь, обман, чувство стыда.
3 неделя
Тема «Будь бдительным!»
Уточнить понятие бдительность. Приучать к заботе о собственной безопасности.
4 неделя
Тема «Один дома»
Закрепить знания о необходимых мерах безопасности, продолжать приучать к заботе о безопасности собственной жизни.
Февраль 1-2 недели
Тема «Послушание»
Формировать представление о послушании и непослушании, о необходимости послушания как возможности избежать многих неприятностей.
3 неделя
Тема «Я - Нехочуха»
Продолжать расширять представления о правилах поведения в общественных местах, о контроле своих желаний.
4 неделя
Тема «Я уже большой»
Обобщить знания об ограниченных возможностях ребенка без взрослых, самостоятельности и самоконтроле.
Март
1 неделя
Тема «Аккуратность и бережливость»
Познакомить с понятием «бережное отношение» к вещам, к игрушкам.
2 неделя
Тема «Маша-растеряша»
Уточнять представления о необходимости раскладывать вещи и одежду по местам.
3 неделя
Тема «Ценность книги»
Познакомить с понятием «Знания - свет». Формировать бережное отношение к книгам, как к источникам знаний.
4 неделя
Тема «Лучший подарок - книга» Закрепить понятие детей о начитанности, образованности.
Апрель
1 неделя
Тема «Правила поведения в гостях»
Систематизировать знания о правилах приличия, правилах вежливости.
2 неделя
Тема «Званый ужин»
Уточнить и систематизировать правила этикета, правила поведения за столом.
3 неделя
Тема «Подарок!»
Обобщить правила дарения и правила получения подарков.
4 неделя
Тема «Внимание и забота тоже подарок»
Расширить понятие о душевных, нематериальных подарках, их ценности.
Май
1 неделя
Тема «Я, ты, он, она - мы все разные, мы - друзья»
Познакомить с многообразием народов, отличиями культур. Учить толерантному отношению.
2 неделя
Тема «Планета - наш общий дом»
Обобщить и закрепить понятие многонациональности, поликультурности.
3 неделя
Тема «Добро и зло в художественной литературе»
Познакомить и уточнить понятия о характерах литературных героях, их поступках. Добро всегда побеждает зло.
4 неделя
Тема «Добро и зло в жизни»
Воспитывать стремление совершать добрые поступки и дела. Закрепить положительный образ доброго героя в жизни.