Елена Олеговна Мананкова
Цикл наблюдений за птицами
▼ Скачать + Заказать документы
Цикл наблюдений «Птицы на участке осенью»
Цель: расширить представления о жизни птиц осенью, особенностях их внешнего вида, повадках, питания. Выявить экологические связи птиц с растениями и животными.
Ворона, галка, сорока
Вопросы и задания.
Рассмотреть внешний вид птиц. Чем похожи, Чем отличаются?
Ворона - крупная птица. Большая часть тела серая Голова, горло, крылья и хвост - чёрные.
Публикация «Цикл наблюдений за птицами» размещена в разделах
- Прогулка. Наблюдения за птицами
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Галка - меньше вороны. Верх головы и шея у неё серые, по бокам шеи - серые пятна. Остальное оперение чёрное
Сорока - ростом немного побольше галки. В народе её называют белобока. Голова, грудка и спина у сороки черные, грудь, бока и верх крыльев - белые. Низ крыльев и длинный хвост – зеленоватые. Это очень красивая птица.
Почему сороку называют «белобокой»?
В каком месте нашего участка чаще всего можно видеть этих птиц?
Чем питаются ворона, галка, сорока?
Собрать перья птиц дли коллекции.
Загадка:
Трещала с самого утра «Пор-р-ра! Пор-р-ра!» Такая с ней морока, когда трещит.
(сорока)
Последующая работа.
Составление коллекции перьев.
Рисование «Сорока-белобока».
Воробей и синичка
Загадки:
Озорной мальчишка в сером армячишке, по двору шныряет крошки собирает.
Воробей
К нам на балкон прилетает птица. Какая она яркая и красивая. Головка у птички чёрненькая, щёчки беленькие Спина и крылья зеленоватые. Грудка желтая с черным галстучком (Синица)
Вопросы к наблюдению.
О каких птицах эти загадки?
Давайте найдем их на участке?
Какие эти птицы - осторожные или пугливые?
Как прыгает воробей? (На пружинках-ножках.)
Чем питаются воробей и синичка?
Как расклёвывает семечко синичка? А как клюет воробей?
Последующая работа.
Заучивание стихотворения А. Атабаева «Воробей» :
Подходи, воробей, не робей, вижу маленький ты, воробей! так ведь я же и сам невелик. В первый класс я хожу,Чик-чирик.
Наблюдение «Птичьи стаи»
Цель: познакомить с особенностями жизни перелетных птиц осенью
Чтение стихотворения О. Высотской:
Улетели птицы разные, смолк их звонкий перепев. А рябина осень празднует, бусы красные надев.
Вопросы и задания.
Наблюдение за тем, как птицы собираются в стаю.
Куда собираются птицы?
Почему птицы улетают от нас осенью?
Почему они собираются в большие стаи?
Задание: понаблюдать, как летят птицы на юг.
Последующая работа.
Рисование «Птичьи стаи».
Целевая прогулка «Животные нашего участка?»
Цель: формировать представления о животных, обитающих на участке детского сада (жучки, бабочки, пауки, муравьи, птицы и др.). Показать их значение в природе.
Познакомить с простыми пищевыми цепочками (бабочки опыляют растения, их гусеницы являются кормом для птиц; пауки своей паутиной ловят комаров, мух и др. насекомых: птицы поедают семена сорных трав и способствуют их распространению).
Структура и методические приёмы. Чтение стихотворения: Белобокая сорока прилетела издалёка, не сказала, где была, но зато она, ребятки, очень хитрые загадки на хвосте нам принесла.
1-я загадка: что делают насекомые на клумбе?
Кто летает над цветами?
Что ищут насекомые в цветах?
2-я загадка: почему некоторых бабочек не видно на цветах?
Почему бабочек называют так: лимонница, крапивница, капустница.
Задание-игра «Кто больше назовет насекомых?», «Какое насекомое загадали?
3-я загадка:
Ты с модницей этой, конечно, знаком: вертушке на месте никак не сидится – Всё хвастает Синим своим сюртуком и шапочкой синей гордится.
(Синица)
Найти других животных на участке. Рассказать, что они делают, где живут.
Последующая работа.
Стихи и загадки о насекомых:
Белыми крыльями машет капустница. Только поднимется, тут же опустится, носиком водит по краю ромашки. Мед или чай в этой беленькой чашке
(Г. Глушнев)
Целевая прогулка «Падают, падают листья»
Цель: расширить знания об одном из признаков осени - листопаде, о взаимосвязи этого явления с похолоданием.
Падают, падают листья в нашем саду листопад, жёлтые, красные листья по ветру вьются, летят.
(Ивенсен)
Структура и методические приёмы.
Фронтальное наблюдение : «Красота осенних деревьев».
Полюбуемся осенними деревьями, Какими были деревья раньше? Послушаем тишину и шорох падающих листьев.
Словообразование: листья падают - листопад.
За окошком листопад, листья желтые шуршат, Шур, Шуршиха и Шуршонок, Папа, мама и листёнок,
Поисковые задания,
Найти самый красивый листок;
Найти самый большой и самый маленький листок;
Найти деревья, на которых есть семена-крылатки.
Проблемно-поисковые задания.
Выстроить ряды от зелёного до самого жё лтого листа: от самого большого до самого маленького листика.
Речевое упражнение «Скажи о листьях красивые слова».
Последующая работа
Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень». Составление букетов из листьев; аппликация из засушенных растений
Экскурсия в лес «Ходит, бродит осень»
Цель: расширить представление детей о признаках осени, взаимосвязях в природе. Вызвать у детей эмоциональный отклик на красоту осеннего леса.
Оборудование: корзинки для сбора природного материала,
Структура и методические приёмы.
Путешествие с березовым листком Опорная сказка «Березовый листок» Н Никонова. Дети подходят к берёзке на участке Воспитатель предлагает послушать историю. Вместе с березовым листком дети идут в лес послушать и посмотреть другие осенние истории.
Фронтальное наблюдение,
Любование красками осеннего леса
Чтение стихотворения В. Авдиенко:
Ходит осень, бродит oceнь, ветер с клёна листья сбросил. Под ногами коврик новый, Желто-розовый - кленовый.