Раиса Смирнова
Чувашские народные игры как средство физического воспитания детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Бытовавшие в народе чувашские, марийские и удмуртские игры возникали свободно, продолжительность их не была регламентирована; элементарные правила между играющими, требования к выполнению двигательных заданий складывались по общему уговору участников игры, которые всякий раз сами устанавливали, где и как будут играть, куда можно убегать, сколько человек надо поймать водящему, как можно выручать пойманных и т. п. Устанавливались и правила выбора водящих (назначение по желанию играющих, с помощью считалок и т. п., а также придумывались наказания проигравшему (часто довольно трудные и с современной точки зрения недопустимые).
Публикация «Чувашские народные игры как средство физического воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Чувашия. Чувашская Республика
- Чувашские народные игры
- Темочки
Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В-третьих, сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.
Хищник в море (Сёткан кайак тинесре)
В игре участвуют до десяти детей. Один из играющих выбирается хищником, остальные — рыбки. Для игры нужна веревка длиной 2— 3 м. На одном конце ее делают петлю и надевают на столбик или колышек. Игрок, выполняющий роль хищника, берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была на уровне коленей. При приближении веревки детям-рыбкам нужно прыгать через нее.
Правила игры. Задетые веревкой рыбки выходят из игры. Ребенок, выполняющий роль хищника, начинает бег по сигналу. Веревка должна быть постоянно натянута.
Рыбки (Пула)
На площадке чертят или вытаптывают в снегу две линии на расстоянии 10—15 м друг от друга. По считалке выбирается водящий — акула. Остальные игроки делятся на две команды и становятся лицом друг к другу за противоположными линиями. По сигналу играющие одновременно перебегают с одной черты на другую. В это время акула салит перебегающих. Объявляется счет осаленных из каждой команды.
Правила игры. Перебежка начинается по сигналу. Проигрывает команда, в которой осалено условленное число игроков, например пять. Осаленные не выбывают из игры.
Луна или солнце (Уйохпа хевель)
Выбирают двух игроков, которые будут капитанами. Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по одному подходят остальные, стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что он выбирает: луну или солнце. Ему так же тихо говорят, в чью команду он должен встать. Так все делятся на две команды, которые выстраиваются в колонны — игроки за своим капитаном, обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Перетягивание проходит весело, эмоционально даже тогда, когда команды оказываются неравными.
Правила игры. Проигравшей считается команда, капитан которой переступил черту при перетягивании.
Расходитесь! (Сирелер)
Играющие становятся в круг и берутся за руки. Они идут по кругу под слова одной из своих любимых песен. Водящий стоит в центре круга. Неожиданно он говорит: «Расходитесь!» — и после этого бежит ловить разбегающихся игроков.
Правила игры. Водящий может сделать определенное количество шагов (по договоренности в зависимости от величины круга обычно три — пять шагов). Осаленный становится водящим. Бежать можно только после слова расходитесь.
Летучая мышь (Сяра серей)
Сбивают или связывают накрест две тонкие планочки или щепочки. Получается вертушка — летучая мышь. Игроки делятся на две команды и выбирают капитанов. Капитаны становятся в центре большой площадки, остальные — вокруг них. Один из капитанов первым кидает летучую мышь высоко вверх. Все остальные стараются поймать ее при падении еще в воздухе или схватить уже на земле.
Правила игры. Отнимать уже пойманную летучую мышь не разрешается. Поймавший летучую мышь отдает ее капитану своей команды, который получает право на новый бросок. Повторный бросок капитана дает команде очко. Играют до тех пор, пока не получат определенное количество очков.
Тинс хумханать.
Вылякансем 7-рен пуласа 30 ачана итиччен пулма пултара. Вй валли трем вырн суйласа илмелле. Вылякансем, алран алла тытнса, пыск карта тва. Кунср пуне, кашни ачиех, йр туртса, ав карта тулашнче хйне валли пчк унк керет. Прин кна («хуралин») ун пек аврашка пулмасть.
Шпа ярса палртн «хурал» карта тулашнче рет. «Тинс хумханать, тинс хумханать»,— текелесе, кама та пулин урмнчен пырса тртет. Хй малаллах утать, апн ачи хй вырннчен тухса ун хын пырать. «Хурал» апла пур ачине хй хын ертсе каять, утн май трл хускану твать, ыттисем те ун пекех хукалана (хврт е врах ута, вн пек туса, аллисене сулкала, кукленсе лара т. ыт. те.).
Сасартк «хурал» : «Тинс лпк»,— тесе, камн та пулин р инче чрсе тун ункине йышнма ыткнать, ыттисем те апла тума васка, анчах та вырн кашнинех итмест. Кам вырнср юлн, вл «хурал» пулать.
Иголка, нитка, узелок.
Количество играющих: от 20 до 40 человек.
Подготовка к игре. Все становятся в круг и берутся за руки. Выделяются и устанавливаются в ряд три игрока: первый иголка, второй нитка и третий узелок, все три на некотором расстоянии от остальных.
Игра. Иголка бежит то в круг, то, из круга, куда хочет. Нитки и узелок следуют только в том направлении и под теми воротами, где пробегала иголка. Если нитка ошиблась направлением, запуталась, или узелок поймал нитку, то игра начинается сначала, и выбираются новая иголка, нитка и узелок.
Правило. Играющие не задерживают и свободно пропускают иголку, нитку и узелок и поднимают руки.
Михе тхнса сикмелли
уллахи уявсенче вылякан вйсенчен при. Ик качч е ик хр тавлашса вылямалла вй. Иккшне пилк таран мих тхнтара те юнашар трата. Всен умне, 5—6 метр висе, пр-пр палл ларта. аксен, михпе сиксе, ав палл тавра кайса аврнмалла. Кам маларах сиксе тухать, ав нтерн шутланать.
ак вййах пыск ушкнпа та выляма пулать. Ачасем ик ушкна пайлана те черетпе мих тхнса сикме пула. Хш ушкн малтан сиксе тухать, ав — нтер.
Шпа ярса е шутласа, мечкпе перекеннине палрта. ерем инче е юр инче ыттисем авра йр туса тарса туха.
Кашни ача аллинче мечкрен хтленме ятарласа тун лапатка еврл патак е хма татки. Шпа тухн ачи мечк илсе варрине крет те аврара тракан ачасене пеме пулать. Кама лекет, ав перекенни пулать, малтанхи ачи ун вырнне йышнать. Ачасем хма таткипе е лапаткапа е хтленме пултара, унпа мечке аяккалла апса яра. Тепр чухне, мечк юнашарах ксен, храх урине кна вырнтан хускатса, на, патакпе хйсем патнелле туртса илсе, пит аякка апса яра. Вй пит ивч, хусканулл иртет.
Гуси лебеди.
Количество играющих: от 5 до 30 человек. Место для игры : большая комната или площадка.
Подготовка к игре. На одной стороне площадки намечают длинной линией место для дома гусей, а на противоположной стороне небольшое волчье логовище. Одного играющего выбирают волком, другого хозяином гусей, остальные гуси. Волк становится в логовище, гуси в своем доме, хозяин в стороне между логовищем и домом.
Игра.
Хозяин гусей кричит:
- Гуси-лебеди, в поле!
Гуси вылетают в поле и бегают, пока хозяин не закричит:
- Гуси-лебеди, домой: серый волк под горой!
Гуси останавливаются и спрашивают:
- Что он там делает?
- Гусей щиплет, - отвечает хозяин.
- Каких?
- Сереньких да беленьких. Летите скорей домой! Гуси летят к себе в дом, а волк ловит их. Пойманные идут в плен в волчье логовище, и игра продолжается прежним порядком. Игра идет до тех пор, пока не будут переловлены все гуси.
Правила.
1) Гуси могут вылетать в поле или обратно к себе домой только после определенных приказаний своего хозяина.
2) Волк ловит только после слов хозяина: «Летите скорей домой!».
Указания. Если играющих много, договариваются заранее об условленном количестве гусей (10-15, которых должен поймать волк, после чего выбирается новый волк. Это рекомендуется для того, чтобы пойманным гусям не находиться долго в плену у волка, с одной стороны, а с другой не утомлять длительной ловлей волка
Пытанмалла.
улла та, хлле те выля. Вылякансен шуч трлрен. Вылясса та трлрен выля.
1. Ачасем вй картине тра. Св каласа е урхла шпа ярса при варрине тухать. Юрла:
Кпрле, кпрле!
Кпр-кпр рерн,
Картасенчен тухмарн,
Сад улмине птертн,
Симс хяр хвармарн,
Й сухан имерн,
ак пулать хш ачи?
Чи врмми, инешки,
Чи кахалли, наянни —
Ванюк! (Кунта вй варринче тракан ача ятне кала.)
Варринчи ачи ку хупать, 10—15 таран саспа шутлать е пр-пр шут свви калать. ав хушра ыттисем пытанса пте. Ку шырать. Чи малтан тупн ачи вй карти варрине тракан (хураллакан) пулать. Каллех юрла, каллех пытана.
2 Шпа ярса хурал уйра. Ку хупса (е шут такмак каласа) тн хушра ыттисем пытана. Хуралин шприн патакки пур. Кама тупать, авн ятне аснса хурал юпине патакпа апать, лешсем хурал сисиччен хйсене лма трша: сиксе туха те патакне илсе: «Хамшн шприн!» — те. лнни тупни шутланать.
Хуралин пурне те тупмалла. Унсрн каллех хурала юлать. Пурне те тупсан, кама малтан тупн, ав хурала трать.
3. Амшсене суйласа, шпа ярса ачасем ик ушкна уйрла. Присем пытана, теприсем шыра. Пытанакансенчен при кук! тесе кшкрсан шырама тытнма юрать. Тупсан апла кала:
Эй, кркка ку Мишша,
Эс ав авнта,
Сик тух, шв!
Тупиччен сиксе тухса харпр хйне лма пулать. Апла пултр тесен ак смахсене каламалла:
Лутрчк, лутрчк,
Лутр-лутр лутрчк,
Катка ллш анчах пул!
Кна лутрчк туни те.
Лутрчк лутра пул тенине плтерет имш.
Чулла.
Чулла (1-мш варинат)
Ку вййа иккн е ытлараххн урамра та, плмре те выляма пулать. Кашни выляканн врман мйр пыскш 5-шер чул катк пулмалла. Вйра 5 (хускану) пулса иртмелле.
1. р инче речпе 5 чул катк выртать, всен хушши 5-6 см. Пр чул каткне сылтм алпа иле те 50 см ллшне ывта, ав вхтрах теприне алла илсе аялалла кекеннине тытса лкрмелле. Тытн чул каткне айккинелле хура. ак майпа пур чул каткне те тытма трша.
2. Чул катксене икшер хурса туха. Пиллкмш чул каткне лелле ывта те иккшне алла илсе кекеннине тытса лкре. Ик чул каткне айккинерех хура. Малалла та ав майпах выля.
3. Тепрехинче пр ре ви чул катк юнашар хура, прне - уйрм.
Пиллкмшне лелле ывтса вишне ал тупан ине илмелле, кекеннине тытса лкрмелле. Малалла та аплах вылямалла.
4. Ал тупан инче 4 чул катк. Пиллкмш чул каткне ви прнепе тыта те лелле ывта. ав вхтра 4 чул каткне р ине хурса, кекеннине тытса лкре.
5. Пилк чул катк те ал тупан инче. Всене пурне те лелле ывта те трл майсемпе тытма трша. Кам мие чул катк тытать, авн чухл очко пухать.
Вй йрки. Вылякан пр-пр чул каткне тытаймасан хй черетне ирттерсе ярать. нрен черет итсен ав вырнтанах выляма тытнать. Ачасем малтанах хш алпа (сулахай е сылтм) тытмалли инчен каласа татла.
Вй хатрсем. Чул катксем (е юман йкелсем, врман мйрсем, пробка евр аврашкасем).
Камешки (1-й вариант)
Количество игроков — от двух и более. Играть можно и в комнате и на улице. У каждого играющего по 5 камешков размером с лесной орех. В игре 5 действий.
1. 5 камешков лежат на земле, расстояние между ними — 5-6 см. Один камешек берут правой рукой и подбрасывают его вверх на 50 см, в это время необходимо взять другой камешек и поймать падающий. Пойманный камешек откладывают в сторону. Так продолжается до тех пор, пока не будет пойман и отложен в сторону пятый камешек.
2. Камешки складывают по два. Пятый камешек подбрасывается, а в это время необходимо взять два камешка и поймать падающий. В сторону откладывают два камешка. Снова берут другие два камешка и ловят падающий. В сторону откладывают два камешка. Снова берут другие два камешка и ловят падающий.
3. На земле в одной кучке 3 камешка, а в другой — 1. В правой руке игрока еще один камешек, его подбрасывают. В это время необходимо взять один камешек и поймать падающий. Пойманный камешек откладывают в сторону. Затем враз берут три камешка и ловят падающий.
4. В ладошке — 4 камешка. Пятый камешек берут большим, указательным и средним пальцами и подбрасывают вверх, а в это время четыре камешка кладут на землю и ловят падающий.
5. Все 5 камешков — в руке. Их подбрасывают и стараются поймать в пригоршню. Сколько поймает, столько очков у игрока и будет.
Правила игры. Если игрок на каком-нибудь этапе не поймает камешек, то пропускает ход. Продолжая игру, свой ход он начинает с того момента, когда не поймал камешек. Игроки заранее договариваются, какая рука будет рабочей (правая или левая).
Материал. Камешки (или желуди, лесные орехи, пробковые, поролоновые шарики и т. п.).
Чулла (2-мш вариант)
Вылякан ача чул катксене хй умне хурса тухать. Хш чул каткпе вылямаллине юлташнчен ыйтать. Унтан чул каткне сылтм алла илсе сулахаййипе вин пек твать (швр прнине вта прни ине утлантарса «хапха» твать). Суйлан чул каткне лелле ывтн хушра тепр чул каткне хапхана кртме тршать, кекеннине тытса лкрет. Ытти чул катксемпе те авн пек туса ирттерет. Чул катксене ре кермеср тыта канни нтерет.
Вй йрки. Вылякан пер-пр хусканура чул каткне тытаймасан хй черетне ирттерсе ярать. нрен черет итсен ав вырнтанах выляма тытнать.
Вй хатрсем. 5 чул катк (е йкелсем, поролон чмрккисем т. ыт. те).
Камешки (2-й вариант)
Игрок раскладывает перед собой камешки. Затем берет один из пяти камешков правой рукой и подбрасывает его вверх. Пока он не упал, игрок правой рукой проталкивает камешек из кучки в воротца левой руки ( при постановке руки: указательный палец лежит на среднем, средний — на безымянном). После чего ловит падающий камешек. Таким образом, играющий должен протолкнуть все камешки, лежащие на земле. Побеждает тот, кто не уронит камешек.
Правила игры. Если игрок на каком-нибудь этапе не поймает камешек, то пропускает ход. Продолжая игру, свой ход начинает с того момента, когда не поймал камешек.
Материал. 5 камешков (или шишки, желуди, поролоновые шарики, пробки и т. п.).