Павлович Марина Ильинична
Игры с песком для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Чудо – песочница дома.
Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у ребёнка появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует.
Публикация «Игры с песком для дошкольников» размещена в разделах
В своей педагогической деятельности мы используем игры с песком, так как взаимодействие с ним стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику рук и ненавязчиво настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира.
Для детей игры с песком это те занятия, которые мы проводим с самого раннего возраста. В песочнице дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что их никто не осудит и примет их такими, какими они есть. Сначала на песке, а затем и в реальной жизни!
В нашем детском саду имеются условия для игр с песком :
- песочница - ящик размером 50х70см., борта и дно которого окрашены в синий цвет (дно символизирует воду, а борта – небо);
- кварцевый песок (используем, как сухой, так и мокрый песок);
- лопатки, воронка, сито, лейку, пуливилизатор;
- коллекция миниатюрных фигурок (игрушки животных, людей, сказочных героев, домов, транспортные средства, растения, природный материал: камни, шишки, перья, ракушки, ветки и т. д., но дополнять его можно бесконечно.
В процессе игр и упражнений используем музыкальное сопровождение: «Звуки природы», релаксационную музыку.
На занятиях дети любят путешествовать в сказочную страну вместе с Песочной феей – хранительницей волшебной песочницы. Каждый раз, усаживаясь вокруг песочницы, ребята слушают рассказ Песочной феи о новой интересной игре.
В своей деятельности используем разнообразные формы работы:
Индивидуальные занятия - позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей.
Подгрупповые занятия – (в подгруппах по 4-6 человек) направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т. е. умения общаться друг с другом, взаимодействовать, уметь решать конфликтные ситуации; и на формирование таких качеств, как сочувствие, сострадание.
Детско-родительские занятия – игры, направленные на повышение родительской компетентности в развитии эмоциональной и познавательной сфер детей. В ходе занятий родители получают информационно-практическую помощь по использованию игр с песком.
Данная инновационная технология очень заинтересовала родителей, в результате были организованы домашние песочницы для игр.
Домашняя песочница – это замечательный способ подарить детям увлекательное занятие, доступное в любую погоду! Для этого необходимо заранее подготовить ёмкости (ящик, тазик, поднос, наполненные песком или другим сыпучим материалом (манка, соль, рис, фасоль). Для организации игр-упражнений вам понадобятся: мелкие фигурки игрушек и предметов; формочки, грабельки, лопатки для песка; мелкие камушки, ракушки, шишки, и другой природный материал; пуговицы, яркие бусины, цветные ленточки и т. д.
Во что играть с ребенком в домашней песочнице?
Для начала полезно будет создавать различные композиции, прибегая к помощи игрушек. Например, «Теремок», «Моя семья», «Мои друзья» и так далее. Подсказывайте ребёнку свои варианты, а затем мягко направляйте к тому, чтобы он слушал себя и придумывал то, чего ему хочется в данный момент. Не забывайте сами и не давайте забыть ребёнку о том, что рисуете вы тут не для красоты, а для себя, для удовольствия и выражения своих мыслей и чувств. Не требуйте от ребёнка шедевров или повторений своих рисунков он мыслит по-своему. Относитесь к его творчеству с уважением.
Серия игр по книге Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, направленные на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, творческой фантазии, помогают познавать внешний и свой внутренний мир.
1.«Чувствительные ладошки».
Предлагаем ребёнку познакомиться с песком, погладьте его, оставить отпечатки рук сначала внутренней, потом внешней стороной кисти. Почувствовать, какой песок на ощупь (тёплый - холодный, мягкий - твердый, сухой – мокрый).
2. «Отпечатки наших рук».
Детям очень нравится на песке делать отпечатки ладошек, изображать пальчиками следы животных. А еще очень интересно и приятно закапывать в песок свои ручки.
«Следы на песке»
Кто оставил на песочке
Эти разные следочки?
Может, это был зайчишка?
Может, змейка проползла?
Ну а, может, мишка
польку танцевал?
Вместе с ребёнком можно повторить стихотворение, а затем выполнить соответствующие животному движения:
- ударять пальцами по поверхности песка, будто прыгают зайчики;
- скользить по поверхности песка расслабленными пальцами, словно ползёт змейка;
- надавливать кулаками на песок, словно идут медвежата.
3. Игра «Секретик».
Взрослый заранее прячет в песке любые игрушки, камушки, бусинки. Задача ребёнка - найти «секретики».
4. Рисунки на песке. С помощью палочки можно рисовать буквы, цифры, геометрические фигуры и целые картины.
5. Игра «Угадай-ка».
Взрослый прячет игрушки в песок, ребёнок на ощупь угадывает, что это за предмет. Задача ребёнка сначала назвать игрушку, а потом её вытащить.
Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, ребёнок учиться прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, это способствует развитию речи, произвольного внимания, памяти. Но главное ребёнок получает первый опыт рефлексии - учится понимать себя и других.
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала.
Простейший ящик от стола –
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмем в игру.
Подобно Богу
Мы создадим свой Мир Чудес,
Пройдя Познания Дорогу.