Лучший педагог года

Эссе «Чтобы каждый ребенок испытывал радость творчества»

Юлия Королева
Эссе «Чтобы каждый ребенок испытывал радость творчества»

Дошкольное детство - очень короткий отрезок жизни человека, но он имеет непреходящее значение. Детский сад – как раз та ступень, на которой малыш получает первый жизненный опыт взаимодействия с окружающим миром. Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее нам, воспитателям.

Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духовную нить, которая связала бы его с ребенком. Если удается установить духовный контакт с каждым воспитанником, процесс воспитания становится интересен и нам, и ребенку. Главное постараться сохранить эту связь, не дать ей оборваться.

Публикация «Эссе „Чтобы каждый ребенок испытывал радость творчества“» размещена в разделах

Данный возраст особенно важен для развития ТВОРЧЕСТВА во всех его проявлениях. Дошкольник, домашний или садовский – достаточно свободен в своем творчестве. Художественная сфера для малыша – это пока еще малоизведанный, а потому необычайно привлекательный мир, в котором так заманчиво найти и познать себя, и малыш осваивает культуру, в том числе и изобразительное искусство, как вдохновенный первооткрыватель. Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое Я среди других сверстников. Детское изобразительное творчество мы рассматриваем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности на основе накопленного и переработанного им опыта, как способность создать образ и выразить к нему свое отношение.

Большую роль изобразительная деятельность может сыграть в развитии ребенка по причине своей доступности, так как рисование для дошкольника - знакомое и «комфортное» действие. Поэтому на основе этого действия настоящий педагог способен выявить и сформулировать многие необходимые личностные качества малыша: сформировать положительное отношение к окружающему миру, научить удивляться и радоваться всему,

что его окружает, вдохновить на творчество; преодолеть отчуждение, замкнутость, по возможности, исключить негативное поведение.

Рисование для малыша – своего рода экспериментирование с материалами и их свойствами, с художественными инструментами, образами, композициями, форматами и пр. Первые «коляки-маляки», «наскальная» живопись на обоях, рисование палочкой на песке или пальцем на стекле, смешивание красок и открытие новых цветов – вот лишь общеизвестные примеры детского изобразительного экспериментирования.

В изобразительном творчестве ребенок довольно часто предоставлен сам себе, и благодаря этому он приобретает бесценный опыт проб и ошибок. Однако было бы ошибочно сделать из этого вывод, что ребенка полезно оставлять один на один со своими трудностями для «самостоятельного изобретения колес и велосипедов». Разумеется, обучение должно иметь место и оно необходимо. Именно в этом возрасте дети обожают рисовать и

очень любят свои рисунки, они гордятся ими, узнают свои «шедевры» среди множества чужих даже через длительное время.

В творческом процессе малыш самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Рисование доставляет ему удовольствие, но, прежде всего, обогащает его представления о мире и мы должны стремиться развивать творческую личность ребенка, вводить его «большое искусство», становясь посредником между ним и нежной, хрупкой, отзывчивой на все новое, удивительное, яркое душой ребенка.

Знакомя детей с произведениями искусства, мы тем самым вводим их в мир эталонов прекрасного, то есть, претворяем в жизнь поставленные цели и задачи, ведем к пониманию выразительности средств и образного решения, разнообразию цветового и композиционного построения.

Л. С. Выготский, говоря о роли обучения, подчеркивал: «Обучение ведет за собой развитие», при этом он обращал внимание: «Обучение может дать в развитии больше, чем то, что содержится в его результатах».

Мой опыт свидетельствует – искусство дает удивительно положительные результаты в работе с детьми – дошкольниками. Оно, являясь важным фактором художественного развития, оказывает психотерапевтическое воздействие, влияя тем самым на эмоциональную сферу малыша, при этом выполняет коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции. Участие ребенка в художественной деятельности расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, что способствует формированию его внутреннего мира.

В ходе многолетней практики я вижу, что детям дошкольного возраста при целенаправленном обучении доступно понимание изобразительного искусства, его содержания и средств выразительности. Расширяя диапазон развития ребенка, и увлекая его в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем способность к творчеству и влияем на формирование личности малыша.

Творческая деятельность находит отклик в сердцах детей, дает богатый материал для развития восприятия, эмоциональной сферы и образного познания окружающего мира. Такая деятельность способствует развитию

творческого потенциала. У детей значительно повышается интерес, увлеченность и работоспособность, работы становятся все более выразительными, содержательными, проявляется индивидуальность каждого ребенка.

Художественно – творческая деятельность имеет, несомненно, очень большое значение для развития и воспитания детей. Искусство создает целую картину мира посредством эмоциональных образов, мыслей, чувств, доступных каждому ребенку. Рисуя что – либо, ребенок может сопереживать, сочувствовать. Чувство сопричастности к человеку, природе, животным не дадут ребенку, на мой взгляд, вырасти жестоким, злым. Творчество – это изображение действительности, душевные переживания ребенка, взаимодействие с конкретными людьми, состояние интеллекта, работоспособность, восприятие, настроение. Творчество расширяет его социальный опыт, взаимодействие с природой и обществом, эмоциональные стороны действительности. И, прежде всего, эмоции людей – внешние проявления чувств, характера, поэтому, наша работа должна быть направлена на формирование творческой личности ребенка, на развитие общей культуры, эмоционально – ценностного отношения к миру и самому себе, стимулирование творческой активности и развития познавательных способностей, а также, что особенно важно – духовно – нравственному воспитанию.

О чем думает ребенок, кода рисует? О чем думаем мы, когда видим рисунок ребенка? Зачем ребенок рисует, нужно ли ему помогать при этом или не надо мешать? Замечательный ответ, на мой взгляд, дал К. Шейлби: «Рисунок – это зеркало чувств, зрелости и развития личности ребенка».

Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником, и этого не изменят самые лучшие психологические рекомендации и педагогические методики. Но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал нам надо раскрыть. Так, каждый обладает способностью логически мыслить и применяет ее постоянно, но лишь немногие становятся специалистами по логике или учеными-теоретиками. Воспитатель должен настраиваться и вести себя так, будто вся группа детей состоит из потенциальных художников. В этих условиях наиболее одаренные скорее найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство.

Публикации по теме:

Посткроссинг на МAAM, или Совершите чудо — руку протяните! Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек!Посткроссинг на МAAM, или Совершите чудо — руку протяните! Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек! Фотоотчёт «о посткроссинге или «Совершите чудо-руку протяните! Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек!» Вот наконец и мы доросли до осознания.

Конспект организованной образовательной деятельности «Каждый ребенок имеет право…» (подготовительная группа)Конспект организованной образовательной деятельности «Каждый ребенок имеет право…» (подготовительная группа) Конспект организованной образовательной деятельности «Каждый ребенок имеет право…» подготовительная группа Цель: • сформировать у детей.

Консультация «Чтобы лыжи были в радость!»Консультация «Чтобы лыжи были в радость!» Эта консультация может быть полезной для инструкторов по физической культуре, родителей и воспитателей. Наш север богат снегом. Поэтому.

Консультация для родителей «Чтобы праздник был в радость»Консультация для родителей «Чтобы праздник был в радость» Консультация для родителей «Чтобы праздник был в радость» Уважаемые родители! В детском саду начинается период подготовки к Новогодним.

Консультация для родителей детей дошкольников «Золотые правила, чтобы чтение было в радость»Консультация для родителей детей дошкольников «Золотые правила, чтобы чтение было в радость» 9 августа. Всемирный день книголюба. Главная задача знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой – это воспитание интереса.

Консультация «Каждый ребенок — художник!»Консультация «Каждый ребенок — художник!» Введение детей в мир искусства-одна из составляющих нашей педагогической деятельности. Занятия с детьми стимулирует детское творчество,.

Памятка для родителей о мерах пожарной безопасности в новогодние каникулы «Чтобы праздник был в радость!»Памятка для родителей о мерах пожарной безопасности в новогодние каникулы «Чтобы праздник был в радость!» Новогодние каникулы - это время волшебства, чудесных приключений и свершения самых тайных желаний. Почти в каждом доме устанавливают и украшают.

Проект по социально-коммуникативному развитию «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть» Актуальность темы не вызывает сомнения, так как формирование этих исключительно важных качеств (доброты и вежливости) лежит в основе нравственного.

Родительское собрание «Чтобы радость людям дарить, надо добрым, вежливым и опрятным быть» в старшей группе Конспект проведения группового родительского собрания в старшей группе на тему: " Чтобы радость людям дарить, надо добрым, вежливыми опрятным.

Советы родителям «О правилах безопасности наших детей. Чтобы ребенок не получил ожог» Уважаемые родители, во всех неприятностях, которые происходят с вашими детьми, всегда виноваты будут взрослые! Обязательно соблюдайте правила.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эссе «Чтобы каждый ребенок испытывал радость творчества»
Опубликовано: 17 июня 2021 в 14:50
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эссе «Чтобы каждый ребенок испытывал радость творчества»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Королева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД