Юлия Королева
Эссе «Чтобы каждый ребенок испытывал радость творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство - очень короткий отрезок жизни человека, но он имеет непреходящее значение. Детский сад – как раз та ступень, на которой малыш получает первый жизненный опыт взаимодействия с окружающим миром. Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее нам, воспитателям.
Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духовную нить, которая связала бы его с ребенком. Если удается установить духовный контакт с каждым воспитанником, процесс воспитания становится интересен и нам, и ребенку. Главное постараться сохранить эту связь, не дать ей оборваться.
Публикация «Эссе „Чтобы каждый ребенок испытывал радость творчества“» размещена в разделах
Данный возраст особенно важен для развития ТВОРЧЕСТВА во всех его проявлениях. Дошкольник, домашний или садовский – достаточно свободен в своем творчестве. Художественная сфера для малыша – это пока еще малоизведанный, а потому необычайно привлекательный мир, в котором так заманчиво найти и познать себя, и малыш осваивает культуру, в том числе и изобразительное искусство, как вдохновенный первооткрыватель. Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое Я среди других сверстников. Детское изобразительное творчество мы рассматриваем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности на основе накопленного и переработанного им опыта, как способность создать образ и выразить к нему свое отношение.
Большую роль изобразительная деятельность может сыграть в развитии ребенка по причине своей доступности, так как рисование для дошкольника - знакомое и «комфортное» действие. Поэтому на основе этого действия настоящий педагог способен выявить и сформулировать многие необходимые личностные качества малыша: сформировать положительное отношение к окружающему миру, научить удивляться и радоваться всему,
что его окружает, вдохновить на творчество; преодолеть отчуждение, замкнутость, по возможности, исключить негативное поведение.
Рисование для малыша – своего рода экспериментирование с материалами и их свойствами, с художественными инструментами, образами, композициями, форматами и пр. Первые «коляки-маляки», «наскальная» живопись на обоях, рисование палочкой на песке или пальцем на стекле, смешивание красок и открытие новых цветов – вот лишь общеизвестные примеры детского изобразительного экспериментирования.
В изобразительном творчестве ребенок довольно часто предоставлен сам себе, и благодаря этому он приобретает бесценный опыт проб и ошибок. Однако было бы ошибочно сделать из этого вывод, что ребенка полезно оставлять один на один со своими трудностями для «самостоятельного изобретения колес и велосипедов». Разумеется, обучение должно иметь место и оно необходимо. Именно в этом возрасте дети обожают рисовать и
очень любят свои рисунки, они гордятся ими, узнают свои «шедевры» среди множества чужих даже через длительное время.
В творческом процессе малыш самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Рисование доставляет ему удовольствие, но, прежде всего, обогащает его представления о мире и мы должны стремиться развивать творческую личность ребенка, вводить его «большое искусство», становясь посредником между ним и нежной, хрупкой, отзывчивой на все новое, удивительное, яркое душой ребенка.
Знакомя детей с произведениями искусства, мы тем самым вводим их в мир эталонов прекрасного, то есть, претворяем в жизнь поставленные цели и задачи, ведем к пониманию выразительности средств и образного решения, разнообразию цветового и композиционного построения.
Л. С. Выготский, говоря о роли обучения, подчеркивал: «Обучение ведет за собой развитие», при этом он обращал внимание: «Обучение может дать в развитии больше, чем то, что содержится в его результатах».
Мой опыт свидетельствует – искусство дает удивительно положительные результаты в работе с детьми – дошкольниками. Оно, являясь важным фактором художественного развития, оказывает психотерапевтическое воздействие, влияя тем самым на эмоциональную сферу малыша, при этом выполняет коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции. Участие ребенка в художественной деятельности расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, что способствует формированию его внутреннего мира.
В ходе многолетней практики я вижу, что детям дошкольного возраста при целенаправленном обучении доступно понимание изобразительного искусства, его содержания и средств выразительности. Расширяя диапазон развития ребенка, и увлекая его в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем способность к творчеству и влияем на формирование личности малыша.
Творческая деятельность находит отклик в сердцах детей, дает богатый материал для развития восприятия, эмоциональной сферы и образного познания окружающего мира. Такая деятельность способствует развитию
творческого потенциала. У детей значительно повышается интерес, увлеченность и работоспособность, работы становятся все более выразительными, содержательными, проявляется индивидуальность каждого ребенка.
Художественно – творческая деятельность имеет, несомненно, очень большое значение для развития и воспитания детей. Искусство создает целую картину мира посредством эмоциональных образов, мыслей, чувств, доступных каждому ребенку. Рисуя что – либо, ребенок может сопереживать, сочувствовать. Чувство сопричастности к человеку, природе, животным не дадут ребенку, на мой взгляд, вырасти жестоким, злым. Творчество – это изображение действительности, душевные переживания ребенка, взаимодействие с конкретными людьми, состояние интеллекта, работоспособность, восприятие, настроение. Творчество расширяет его социальный опыт, взаимодействие с природой и обществом, эмоциональные стороны действительности. И, прежде всего, эмоции людей – внешние проявления чувств, характера, поэтому, наша работа должна быть направлена на формирование творческой личности ребенка, на развитие общей культуры, эмоционально – ценностного отношения к миру и самому себе, стимулирование творческой активности и развития познавательных способностей, а также, что особенно важно – духовно – нравственному воспитанию.
О чем думает ребенок, кода рисует? О чем думаем мы, когда видим рисунок ребенка? Зачем ребенок рисует, нужно ли ему помогать при этом или не надо мешать? Замечательный ответ, на мой взгляд, дал К. Шейлби: «Рисунок – это зеркало чувств, зрелости и развития личности ребенка».
Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником, и этого не изменят самые лучшие психологические рекомендации и педагогические методики. Но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал нам надо раскрыть. Так, каждый обладает способностью логически мыслить и применяет ее постоянно, но лишь немногие становятся специалистами по логике или учеными-теоретиками. Воспитатель должен настраиваться и вести себя так, будто вся группа детей состоит из потенциальных художников. В этих условиях наиболее одаренные скорее найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство.