Кравцова Евгения Михайловна
Консультация «Что такое «развивающая среда» и как организовать ее дома?»
▼ Скачать + Заказать документы
Во многих популярных педагогических изданиях для родителей «развивающая среда» часто упоминается, но не раскрывается ее отличие от привычной нам обстановки групп, комнат, помещений.
Что такое «среда для развития и обучения ребенка»?
Как отличить развивающую среду от «неразвивающей»?
Публикация «Консультация „Что такое „развивающая среда“ и как организовать ее дома?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Под средой в данном случае понимаются все те игрушки и игры, которые находятся в пределах досягаемости ребенка и важны именно для этого возраста малыша или чуть-чуть опережают его реальные возможности. (Содержание игр могут подсказать педагоги детского сада.)
Нерационально предлагать малышу 2-3 лет радиоуправляемый самолет, а 6-7-летнему – пирамидку. В среду входит обстановка помещения, удобная для ребенка (низкие удобные полочки, столы и стульчики, зонированная обстановка, например кукольная комната, зона физкультминуток, уголок рисования и т. д., на которой размещаются карандаши, листы бумаги, пластилин, «липучки» и т. д. Только тогда среда может считаться развивающей познавательную активность и способность ребенка.
Часто педагоги слышат от родителей, что у ребенка много игрушек, но он в них не играет или, поиграв немного, больше не интересуется ими. Однако в комнате этого ребенка в большинстве случаев все игрушки убраны в шкафы с дверцами, и желательно повыше, пластилина и красок вообще нет – или они лежат в коробочке, выбор обучающих игр ограничивается пазлами или вообще отсутствует. Мы забываем одно важное правило для развития ребенка : все должно быть доступно взгляду ребенка, а не его возможностям достать из шкафа. Ребенка может заинтересовать только то, что он видит, так как «вспомнить» о большинстве игрушек он не может, поэтому и не играет.
Остаются только любимый мишка или кукла, которые при желании родителей могут стать проводниками ребенка в увлекательный мир игр. То, что ребенок не убирает за собой игрушки, рвет их или ломает, не должно препятствовать его развитию. Необходимо приложить усилия и на собственном примере научить ребенка убирать за собой и бережно относиться к играм.
При большом количестве игрушек можно часть из них прятать в короба, за дверцы шкафов и периодически выставлять убранные игрушки на полки в зону доступности для ребёнка.
Очень часто родители стараются по старинной традиции подчеркнуть половую принадлежность игрушек для ребенка: покупая только куклы, косметики и посуду для девочки, а солдатики, машинки, конструктор и пистолеты – для мальчиков. Это не совсем правильно. Тем самым мы ограничиваем развитие ребёнка, "урезая" возможность разнообразить сюжетно-ролевые игры. К тому же мы забываем о существовании огромного количества игр, заставляющих ребенка думать, самостоятельно принимать решения, проявлять усердие. А не только повторять изо дня в день уже известные действия с одними и теми же игрушками. Это так называемые развивающие игры, с которыми ребенок не может научиться играть самостоятельно. В них нужен партнер (сначала взрослый, затем сверстник, чтобы научить ребенка сотрудничать, договариваться, держать свое слово. Взрослый первый показывает правила игры и учит соблюдать их, поощряет ребенка за успех, тем самым непринужденно развивая память, внимание, мышление.
Обратите внимание на раздел многих интернет - магазинов «Развивающие игры», и вы найдете игры, которые заинтересуют вашего ребенка.
Успехов!