Залия Хамитовна
Консультация «Что такое разновозрастная группа?»
▼ Скачать
Что такое разновозрастная группа?
Разновозрастная группа – это группа детей внутри образовательного учреждения или какого-нибудь досугового центра, которые отличаются друг от друга возрастом, а также, как правило, уровнем предшествующей подготовки и интеллектуального развития. Если мы обратимся к истории, то увидим, что первоначально, когда педагоги начинали работать с разновозрастными группами, причина для этого была одна – экономическая. В маленьких городах или селах, где сложно собрать полноценную одновозрастную группу, намного легче объединить несколько одновозрастных мини-групп в одну большую, но разновозрастную. Внутри таких групп один педагог отдельно работал с каждой мини-группой, происходило разновозрастное общение, но не было разновозрастного обучения.
Публикация «Консультация „Что такое разновозрастная группа?“» размещена в разделах
Разновозрастное обучение – образовательная система, при которой программа строится таким образом, что разновозрастные дети изучают один и тот же материал, но старшие дети – более углубленно. Разновозрастное обучение также предполагает делегирование старшим детям некоторых педагогических задач: самостоятельно объясняя какие-то вещи младшим товарищам, старшие дети получают возможность «закрепить» изученный материал. Именно разновозрастное обучение лежит в основе современных разновозрастных групп.
Независимые исследования разновозрастных групп
В 1984 году американский психолог Доран Френч из университета Пердью провел интересный эксперимент, пытаясь понять, чем отличается социальное восприятие самих себя и окружающих у детей дошкольного и младшего школьного возраста, воспитывающихся в одновозрастных и разновозрастных группах. Френч показал двум группам подборку фотографий, на которых были запечатлены самые обычные дети. Некоторые из детей на фотографиях были очевидно старше юных респондентов, некоторые – младше. Тогда исследователь попросил каждого ребенка из каждой группы присвоить детям с фотографий определенные роли, соотнести каждый портрет с ярлыком, на котором написаны какие-то качества. После этого в разговоре с психологом дети могли прокомментировать и объяснить свой выбор – это было важно для чистоты эксперимента.
Что же удалось выяснить? Оказалось, что абсолютно все воспитанники одновозрастных групп, рассматривая фотографии старших детей, называли их «лидерами», говорили, что эти дети сильнее и умнее, что именно они должны быть ведущими во всех играх. Младшим же детям доставались ярлыки со словами «маленький», «слабый», «ведомый» и тому подобными. В разновозрастной группе результаты эксперимента оказались очень похожими, но все-таки с одним принципиальным отличием. Воспитанники разновозрастной группы в процессе распределения ролей и при последующем общении с психологом называли старших детей «помогающими», а младших – «нуждающимися в помощи». Этот эксперимент показал, что дети из разновозрастной группы воспринимали себя как часть социальной ячейки, смотрели на младших детей с ответственной позиции помощников, а при взаимодействии со старшими ребятами, хорошо понимали, что у этих детей можно чему-то учиться. Это было не первое и не последнее исследование, автор которого пришел к выводу, что разновозрастная группа – это оптимальная среда для воспитания ребенка, если ваша цель – вырастить человека, который хорошо ориентируется в социуме, умеет действовать «на вклад» и стремится помогать другим. Цель, согласитесь, достойная.
Преимущества разновозрастных дошкольных групп
Но давайте договоримся сразу: единственного верного ответа на вопрос о том, какое устройство детского коллектива выигрышнее, нет. Просто нет. Под руководством чуткого и вдумчивого преподавателя в одновозрастной группе дошколята могут получить максимум и даже больше. При этом взрослому очевидно легче выстроить работу именно в такой группе : в помощь и одинаковый уровень развития детей, и мировой педагогический опыт, описанный во многих книгах. В разновозрастной группе педагогу предстоит столкнуться с определенными трудностями, но и преимуществ у этого формата – вагон и маленькая тележка. Например:
В разновозрастной группе младшие дети будут развиваться быстрее, ориентируясь на успехи старших участников.
Старшие дети в разновозрастной группе могут учиться ответственности, помогая младшим.
Участники такой группы получают ценный опыт общения с детьми, которые на три-четыре года старше или младше их самих. Этот опыт, часто недоступный для детей, у которых, например, нет братьев и сестер, очень важен для развития эмпатии и эмоционального интеллекта.
Разновозрастная группа – живая модель социального организма, в котором естественным образом происходит распределение ролей. Такое пространство может стать очень благоприятным для развития лидерских качеств в детях уже этого возраста, если, конечно, ведущий группы вовремя проведет грамотный анализ и работу.
Кроме того, от педагога работа в разновозрастной группе требует неформального подхода, живого ума, чуткого сердца и быстрой реакции. А поэтому, если педагог успешно справляется с работой в разновозрастной группе, ему можно доверить многое. Вот только по-настоящему справляются далеко не все.
Грамотная теория не всегда переходит в практику
Самые «модные» образовательные стратегии, которые предполагают работу в разновозрастных группах, – это, пожалуй, Вальдорфская педагогика и педагогика Монтессори. Популярные принципы этих – индивидуальный подход, поощрение естественного развития, уважение свободы и выбора ребенка – косвенно оказали влияние даже на тех воспитателей, которые никогда не работали в Вальдорфских садиках, или на тех преподавателей, которые никогда не работали в школе Монтессори.
Но как прекрасна ни была бы теория, она не всегда переходит в столь же прекрасную практику. Поэтому, пообщавшись с разными людьми, которые своими глазами видели, как проходит день в условном садике Монтессори, вы услышите как восторженные отзывы, так и критические замечания. К примеру, от критиков порой приходится слышать, что мягкий, «либеральный» подход оборачивается отсутствием в занятиях какого-либо подобия порядка, дисциплины и, как следствие, результатов для детей. А ведь они достойны самых лучших результатов.
Но, как мы уже говорили, единственного правильного ответа нет. Это значит, что нет одного подхода, одной педагогики. Но каждый преподаватель, каждый воспитатель должен сам найти путь, следуя по которому, его или ее подопечные достигнут самых лучших результатов. А чтобы не заблудиться в процессе поисков, все-таки нужно уметь ориентироваться в дорожных знаках, то есть понимать, какие вещи обязательно должны осуществляться на практике, чтобы работа не завела в тупик.
Симметрия и баланс: принципы формирования и требования к организации разновозрастных групп
Как коллектив, состоящий из сотни русских и одного китайца нельзя назвать интернациональным, так и группу, в которой преимущественное число одногодок разбавлено парой-тройкой младших или старших детей, нельзя назвать разновозрастной. При формировании такой группы необходимо соблюдать «возрастную симметрию» : внутри одной большой группы должно быть примерно равное количество сверстников. Допустим, в одной возрастной группе занимаются 7 трехлеток, 6 пятилеток и 5 детей семи лет. Такую группу вполне реально поделить на несколько мини-групп, внутри которых окажутся маленькие представители всех возрастов. Оптимальное количество детей в дошкольной группе – 15. Но при формировании группы важно понимать, что в целях безопасности на одного даже очень опытного педагога не должно приходиться больше 15 детей. То есть если в группе занимается, к примеру, 20 детей, с этой группой должны работать два взрослых человека.
Педагогу, который только начинает работать с разновозрастной группой дошколят, предстоит хорошенько подумать об обустройстве среды, в которой проходят занятия, и о режиме дня. Впрочем, второе относится только к детским садам и другим местам, в которых дети проводят большую часть дня. С первым пунктом все понятно: в комнате для занятий, должна быть мебель, которая подходит детям разных представленных в группе возрастов. Необходима комфортная и безопасная среда. Но что делать, если в одной детсадовской группе находятся дети с разными потребностями, которые привыкли к разному распорядку дня? Что если младшим детям требуется больше времени на еду и сон? В продумывании расписания внутригрупповых активностей нужно соблюдать баланс затраченного времени. Если младшим детям требуется больше времени на прием пищи, пусть они первыми отправляются на обед, в то время как старшие, обладая большими ресурсами усидчивости и внимательности, могут задержаться на 10-15 минут и продолжить заниматься. Если младшим детям нужно больше времени на дневной сон, возможно, первыми будить стоит старших.
Продумывая расписание, можно прибегать к разным стратегиям балансировки затраченного времени. Определите своеобразную «сердцевину» каждого занятия, его основную смысловую часть. Ориентируйтесь на эту сердцевину – это именно та часть программы, на которой должны присутствовать все дети всех возрастов. В остальное время вы можете прибегать к принципу вариативности, заботясь о самочувствии и потребностях своих подопечных.
Практические шаги в организации работы группы
Теперь перейдем к обсуждению практических шагов, которые должны реализовываться в работе с разновозрастной дошкольной группой. Для педагогов это кирпичики, лежащие в фундаменте дальнейшей работы – успешной, творческой, вдохновляющей, неформальной и глубокой. Эти шаги актуальны как для организации занятий в детском саду, где дети проводят ежедневно большую часть дня, так и для работы с детьми в кружках, студиях и группах дополнительного образования, где малыши могут проводить всего один час в неделю.
1. Деление на мини-группы
Неважно, сколько детей в группе. Важно, чтобы половину общего времени они проводили в мини-группах, состоящих из 3-5 человек. Причем состав этих групп желательно постоянно менять, придерживаясь лишь одного правила: в каждой группе должны оказаться разновозрастные дети. Почему? Представьте себе комнату, а в комнате – 20 детей дошкольного возраста, которым дали полную свободу, не привлекая их ни к какой организованной активности. Что они станут делать? Каждый будет играть в одиночестве, или вся маленькая двадцатка быстро приступит к одной игре? Очевидно, ни то и ни другое. Вполне естественно, что некоторые дети вообще не пожелают взаимодействовать с другими, а все остальные разделятся на небольшие группки. Но по какому принципу они разделятся? Часто дети без опыта взаимодействия со старшими или младшими друзьями выбирают в напарники по игре сверстников. А разновозрастная группа – это очень ценная возможность получить опыт совершенно другого взаимодействия. При регулярном делении большой группы на мини-группы у ведущих-педагогов будет возможность посмотреть, как каждый ребенок проявляет себя в разных компаниях, в разных ситуациях.
2. Активности для всей группы и повторяющиеся ритуалы
Итак, допустим, мы освоили первый шаг, и маленькие участники уже выполняют игровые, творческие и другие практики в мини-группах. Но от этого большая группа существовать не перестала, она по-прежнему остается живым социальным организмом. Мы можем это понимать, потому что прочли об этом в учебнике или почерпнули из собственного богатого жизненного опыта. Но дошкольники только начинают обучаться социальному взаимодействию, и важно напоминать им о том, что каждый из них – маленькая частичка большой команды. И совершать эти напоминания лучше всего в игровой форме во время необходимых перерывов между основными занятиями. Придумайте простые игровые ритуалы, которые с удовольствием будут выполнять дети, и регулярно возвращайтесь к ним. К примеру, дети только что закончили рисовать в мини-группах, и всей группе необходимо вместе переместиться в соседнюю комнату для игры. Сделайте минутную паузу, во время которой малыши вместе повторят простое стихотворение или совершат несколько хорошо знакомых всем физических упражнений. Такой простой прием поможет создать дисциплину и привнести в расписание упорядоченность.
3. Индивидуальное общение
Как бы ни были распределены роли внутри детского коллектива, главным лидером группы всегда остается взрослый ведущий. Поэтому катастрофически важно, чтобы каждый ребенок каждый раз получал порцию индивидуального и искреннего внимания. Опытный педагог всегда держит в голове, с кем из детей он уже пообщался лично, а с кем – еще нет. При этом речь вовсе не о длинных беседах тет-а-тет, а о маленьких деталях, из которых строится прочная связь наставника и ученика: о личных вопросах, о словах поощрения, об улыбке, о разных мимолетных формах вербального и невербального контакта.
4. Обучение, творчество, игра
Главная цель абсолютно любых дошкольных занятий, курсов, кружков – развитие в детях внимательности, усидчивости и стремления к познанию. Мало кто не согласится, что идеальное обучение – это приятное, интересное, игровое, ненасильственное обучение. Дети дошкольного возраста могут сохранять внимание на одном объекте или занятии в течение разного времени. В разновозрастной группе нужно учитывать возможности всех детей и на каждую отдельную форму деятельности выделять средний показатель комфортного времени. Допустим, в одной группе занимаются дети четырех лет, которые могут заниматься чем-то одним в течение двадцати минут и шестилетки, которые сохраняют внимание более получаса. В таком случае ведущему группы стоит проконтролировать, чтобы участники занимались чем-то одним не дольше двадцати пять минут, а после этого переходили к другой форме.
Формула успешного занятия: обучение + игра + творчество. Опытный преподаватель должен уметь совмещать эти формы в одном занятии. Допустим вам необходимо изучить вместе с группой дошкольников названия основных цветов и их оттенки. Пусть занятие будет состоять из мини-лекции и чтения вслух тематической сказки, активной игры и рисования или лепки из пластилина. Если на каждую форму выделять выбранное комфортное время, занятие пройдет максимально комфортно и полезно для маленьких участников.