Получи документы

Консультация «Что такое мнемотехника?»

Клюева Анастасия
Консультация «Что такое мнемотехника?»
▼ Скачать + Заказать документы

Что такое мнемотехника?

Послушайте - и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните, сделайте - и

Вы поймете.

Конфуций.

Каждый день, каждый час и каждую минуту ребёнок узнает что-то новое и

значимое, поэтому важно уделять достаточно внимания развитию его памяти.

Память, так же как и наши мышцы, необходимо тренировать.

Наиболее эффективным приемом для развития памяти дошкольников

является мнемотехника.

Публикация «Консультация „Что такое мнемотехника?“» размещена в разделах

Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения. То есть это своего рода конспекты в картинках. Начинать занятия с использованием мнемотехнических приёмов следует как можно раньше, так как у детей дошкольного и младшего школьного возраста ведущий вид памяти — зрительно-образный. То есть можно сто раз повторить карапузу стихотворение, но он всё равно будет путать слова и предложения. Однако нарисовав сюжет или представив смешанную схему из картинок, знаков и слов, малыш быстро сообразит, что к чему.

Кроме того, мнемотехника помогает :

запомнить последовательность действий (например, что за чем надевать перед выходом на улицу);

привыкнуть к распорядку дня (обозначив на часах режимные моменты, можно без труда приучить ребёнка выполнять то или иное действие в положенное время);

постичь азы чтения (картинки или условные знаки могут сопровождаться словами, буквами, что вызывает у малыша ассоциативную связь между понятием и буквенным образом);

повысить внимательность (схемы и таблицы требуют сосредоточенного рассмотрения для полного понимания тех или иных действий); развивать образное мышление (наглядность помогает находить связи между образом и словом).

Наш мозг устроен так, что не способен напрямую запоминать новую и

сложную информацию. Для запоминания такой информации мозг использует

связи и ассоциации. Мнемотехника позволяет создавать такие связи и

облегчает процесс запоминания и воспроизведения.

  

Мнемотехники для дошкольников очень эффективны, потому что именно

в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память и

запоминание носит в основном непроизвольный характер.

Поговорим об основных методах и приемах мнемотехник.

Первое, большое внимание надо уделить развитию у дошкольников

 зрительного, слухового. кинестетического (движение глаза, руки, голосового

аппарата, обонятельного, вкусового, осязательного восприятия. Для

тренировки этих чувств на занятиях можно использовать разнообразные

игры и  упражнения.

Например, игра «Что изменилось?», «Чего не стало?».

Второе, для формирования навыков запоминания любой информации

наиболее эффективны следующие методы:

- метод «крокирования» - использование чертежей, схем, набросков,

зарисовок.   Также здесь используются мнемотаблицы и коллажи. Для

детей средней и старшей группы можно использовать более легкие

таблицы с рисунками, главное при составлении таблиц, чтоб рисунки

были связаны между собой, т. к. дети, для запоминания таблиц должны

составить рассказ или связать их по смыслу. Коллаж - это

определенный формат картона или плотный лист бумаги, на который

наклеиваются или рисуются различные картинки, буквы,

геометрические фигуры, цифры.

Например, упражнение «Чтение письма по рисунку» - дети получают письмо

-схему, которое они должны расшифровать.

- метод, использующий образное мышление, этот способ основан на

предположении о том, что существует люди, которые могут один раз

посмотреть на такую таблицу, закрыть глаза (или перевести взгляд на

однотонную поверхность) и считать информацию прямо из своего

воображения. Информация может быть сохранена какое-то время мозгом, как

фотография. Этот метод состоит из следующих этапов:

-Ребенок «переносится» в какую либо воображаемую ситуацию.

-Совершает в воображаемой ситуации «осмотр» пространства.

-Ребенок рассказывает о местонахождении различных объектов.

-«Возвращаясь» из воображаемой ситуации, ребенок все увиденное

зарисовывает.

- метод ассоциативных цепочек. Слова связываются одно с другим в

небольшой смешной рассказ или сказку. Причём связываются слова 1-ое со

2-м, 2-ое с 3-им и т. д., не перескакивая. В такой игре дети быстро

запоминают цепочку слов.

-метод превращения или трансформации. Этот метод развивает не только память, но и логическое мышление, т. к. основывается на умении

устанавливать причинно-следственные связи. Слова, как бы вытекают одно

из другого, между ними существует что то общее, то, что их связывает.

Например, игра «Логические цепочки» (туча – дождь – лужа – сапоги –

тепло – лето – солнце – небо)

Нужно научить детей управлять своим вниманием. Через игры, игровые

упражнения, тренинги развиваем у детей произвольный вид внимания и

такие его свойства, как устойчивость, распределение и переключение

внимания.

Например, «Найди отличия», «Лабиринты», «Найди и вычеркни».

   Мнемотехника строится по принципу от простого  к сложному. Её можно

разделить на три этапа.  

I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами - работа с мнемоквадратами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.

Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия,

постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями

предметов.

  Например:  Ёжик (какой)   - колючий

       На этом этапе работы можно проводить с детьми игры, например,

«Подскажи словечко»«Найди пару»

II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов - работа с мнемодорожками.

Например, при описании предметов детям предлагаются символы  для

обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём

хорошо использовать для работы с загадкой и с пословицами.

III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

Публикации по теме:

Консультация «Что такое пластилинография?»Консультация «Что такое пластилинография?» Пластилинография - это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе,.

Консультация для родителей  «Что такое коронавирус?» Коронавирусы – это семейство вирусов, которые преимущественно поражают животных, но и передаются человеку. Обычно заболевания, вызванные.

Консультация для педагогов «Что такое сотрудничество»Консультация для педагогов «Что такое сотрудничество» Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Сотрудничество создает условия для позитивного.

Консультация для педагогов «Что такое лэпбук?» Согласно новым требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в практику.

Консультация для педагогов «Что такое вебинар?»Консультация для педагогов «Что такое вебинар?» Общаясь с друзьями и коллегами по цеху, пришла к выводу, что многие интересуются такой формой общения и обучения как вебинар, но не все.

Консультация для педагогов ДОУ «Что такое логоритмика» ЛОГОРИТМИКА В ДЕТСКОМ САДУ Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и.

Консультация для родителей «Что такое дружба?»Консультация для родителей «Что такое дружба?» «Что такое дружба?» - такой вопрос очень часто можно услышать от дошкольников. Каждый из нас наверняка знает определение этого слова, но.

Консультация для родителей «Что такое осень?»Консультация для родителей «Что такое осень?» Консультация для родителей «Что такое осень?». Осень, переходный сезон, в это время природа очень быстро меняет. Сначала появляются яркие.

Консультация для родителей «Мнемотехника — искусство запоминания»Консультация для родителей «Мнемотехника — искусство запоминания» Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит. Ушинский К. Д. Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку.

Консультация «Что такое лэпбук» На сегодняшний день в России лэпбуки стали достаточно популярны. Педагоги со всех уголков нашей страны принялись за творчество: «Лэпбук.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Что такое мнемотехника?»
Опубликовано: 11 октября 2020 в 23:22
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Что такое мнемотехника?»» (включая файлы) размещена пользователем Клюева Анастасия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД