Клюева Анастасия
Консультация «Что такое мнемотехника?»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое мнемотехника?
Послушайте - и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните, сделайте - и
Вы поймете.
Конфуций.
Каждый день, каждый час и каждую минуту ребёнок узнает что-то новое и
значимое, поэтому важно уделять достаточно внимания развитию его памяти.
Память, так же как и наши мышцы, необходимо тренировать.
Наиболее эффективным приемом для развития памяти дошкольников
является мнемотехника.
Публикация «Консультация „Что такое мнемотехника?“» размещена в разделах
Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения. То есть это своего рода конспекты в картинках. Начинать занятия с использованием мнемотехнических приёмов следует как можно раньше, так как у детей дошкольного и младшего школьного возраста ведущий вид памяти — зрительно-образный. То есть можно сто раз повторить карапузу стихотворение, но он всё равно будет путать слова и предложения. Однако нарисовав сюжет или представив смешанную схему из картинок, знаков и слов, малыш быстро сообразит, что к чему.
Кроме того, мнемотехника помогает :
запомнить последовательность действий (например, что за чем надевать перед выходом на улицу);
привыкнуть к распорядку дня (обозначив на часах режимные моменты, можно без труда приучить ребёнка выполнять то или иное действие в положенное время);
постичь азы чтения (картинки или условные знаки могут сопровождаться словами, буквами, что вызывает у малыша ассоциативную связь между понятием и буквенным образом);
повысить внимательность (схемы и таблицы требуют сосредоточенного рассмотрения для полного понимания тех или иных действий); развивать образное мышление (наглядность помогает находить связи между образом и словом).
Наш мозг устроен так, что не способен напрямую запоминать новую и
сложную информацию. Для запоминания такой информации мозг использует
связи и ассоциации. Мнемотехника позволяет создавать такие связи и
облегчает процесс запоминания и воспроизведения.
Мнемотехники для дошкольников очень эффективны, потому что именно
в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память и
запоминание носит в основном непроизвольный характер.
Поговорим об основных методах и приемах мнемотехник.
Первое, большое внимание надо уделить развитию у дошкольников
зрительного, слухового. кинестетического (движение глаза, руки, голосового
аппарата, обонятельного, вкусового, осязательного восприятия. Для
тренировки этих чувств на занятиях можно использовать разнообразные
игры и упражнения.
Например, игра «Что изменилось?», «Чего не стало?».
Второе, для формирования навыков запоминания любой информации
наиболее эффективны следующие методы:
- метод «крокирования» - использование чертежей, схем, набросков,
зарисовок. Также здесь используются мнемотаблицы и коллажи. Для
детей средней и старшей группы можно использовать более легкие
таблицы с рисунками, главное при составлении таблиц, чтоб рисунки
были связаны между собой, т. к. дети, для запоминания таблиц должны
составить рассказ или связать их по смыслу. Коллаж - это
определенный формат картона или плотный лист бумаги, на который
наклеиваются или рисуются различные картинки, буквы,
геометрические фигуры, цифры.
Например, упражнение «Чтение письма по рисунку» - дети получают письмо
-схему, которое они должны расшифровать.
- метод, использующий образное мышление, этот способ основан на
предположении о том, что существует люди, которые могут один раз
посмотреть на такую таблицу, закрыть глаза (или перевести взгляд на
однотонную поверхность) и считать информацию прямо из своего
воображения. Информация может быть сохранена какое-то время мозгом, как
фотография. Этот метод состоит из следующих этапов:
-Ребенок «переносится» в какую либо воображаемую ситуацию.
-Совершает в воображаемой ситуации «осмотр» пространства.
-Ребенок рассказывает о местонахождении различных объектов.
-«Возвращаясь» из воображаемой ситуации, ребенок все увиденное
зарисовывает.
- метод ассоциативных цепочек. Слова связываются одно с другим в
небольшой смешной рассказ или сказку. Причём связываются слова 1-ое со
2-м, 2-ое с 3-им и т. д., не перескакивая. В такой игре дети быстро
запоминают цепочку слов.
-метод превращения или трансформации. Этот метод развивает не только память, но и логическое мышление, т. к. основывается на умении
устанавливать причинно-следственные связи. Слова, как бы вытекают одно
из другого, между ними существует что то общее, то, что их связывает.
Например, игра «Логические цепочки» (туча – дождь – лужа – сапоги –
тепло – лето – солнце – небо)
Нужно научить детей управлять своим вниманием. Через игры, игровые
упражнения, тренинги развиваем у детей произвольный вид внимания и
такие его свойства, как устойчивость, распределение и переключение
внимания.
Например, «Найди отличия», «Лабиринты», «Найди и вычеркни».
Мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно
разделить на три этапа.
I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами - работа с мнемоквадратами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.
Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия,
постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями
предметов.
Например: Ёжик (какой) - колючий
На этом этапе работы можно проводить с детьми игры, например,
«Подскажи словечко», «Найди пару»
II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов - работа с мнемодорожками.
Например, при описании предметов детям предлагаются символы для
обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём
хорошо использовать для работы с загадкой и с пословицами.
III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.