Татьяна Логунова
Что такое графомоторика? Как её развить у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Графомоторика имеет огромное значение для развития детей. Благодаря приобретенным в детстве навыкам и умениям, они не столкнутся с проблемами при письме в школе, будут правильно различать границы предметов, их формы. Также графическая моторика развивает лобные доли головного мозга, что благоприятно влияет на интеллектуальные способности детей. Поэтому задача родителей – следить не только за развитием крупной и мелкой моторики, но и вырабатывать у ребенка графические навыки
Публикация «Что такое графомоторика? Как её развить у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Для начала нужно разобраться с самим понятием графомоторики. Это не только развитие всем привычной моторики рук. Графомоторика или Графо-моторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет
В задачи графомоторики входит :
правильное удержание ручки и карандаша;
точность в обведении линий; ритмичность движений;
правильный нажим ручки при письме;
зрительное восприятие заданного материала;
внимание, способность не отвлекаться на посторонние предметы и действия;
двигательные навыки.
Компоненты графо-моторного навыка :
зрительное внимание,
зрительная память,
зрительно-пространственные отношения,
функции распределения внимания с одного объекта на другой и функция контроля,
зрительно-моторные,
слухо-моторные координации,
координации разных частей тела (например, поза туловища и наклон головы при письме,
мелкая моторика.
Графо-моторные навыки включают в себя:
1 Мелкая мускулатура пальцев
- Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:
- Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их дорисовывание незаконченных рисунков; движений.
- дорисовывание рисунков с недостающими деталями
2 Зрительный анализ и синтез
(даются законченные изображения, но снедостающими деталями);
- Упражнения на определение правых и левых частей тела;
упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.
- Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.
Задания с условиями по выбору нужных направлений.
3 Рисование
- Занятия по штриховке по контуру, обводка.
- Срисовывание геометрических фигур.
Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:
- дорисовывание незаконченных рисунков;
- дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но снедостающими деталями);
- упражнения в дорисовывании, создании собственной
картины при условии реальности сюжета и деталей.
- Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.
4 Графическая символика
- Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).
Взрослые часто отмечают, что дети развиты интеллектуально, но при этом их графические умения оставляют желать лучшего. Правильно обвести линию, заштриховать рисунок, нарисовать зигзагоподобную дорожку – для взрослых эти действия не вызывают трудностей, чего нельзя сказать о детях. Если у ребенка плохо развита графомоторика, в школе он столкнется с множеством проблем. Поговорим, как правильно развить у ребенка графические навыки и умения. Как помочь ребенку? Прежде всего – развивать и усовершенствовать графические навыки, которые включают в себя: Мелкую мускулатуру пальцев. Необходимы упражнения, которые бы развивали двигательные способности пальцев, увеличивали их силу и выносливость. Зрительный анализ. Ребенок должен ориентироваться в пространстве, различать понятия «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Графический рисунок. Как правило, задание выполняется в специальных тетрадках-прописях. Детям предлагается обводить по контуру, штриховать, дорисовывать, дополнять рисунок графическими элементами. Графические символы. Необходимы знания элементарных геометрических фигур.
Есть конкретные графомоторные упражнения, в которых предлагается выполнить точные задания (обвести линию, заштриховать, написать буквы, не отрывая руку от листка бумаги).
Специалисты подчеркивают, что тренировать нужно не только «главную» руку, которой малыш пишет, но и вторую. Во-первых, нужно обращать внимание, какое положение занимает «рука-помощница» при рисовании и письме. Во-вторых, необходимо все задания проходить не только основной, но и другой рукой, т. к. это позволяет гармонично развивать оба полушария головного мозга.
Работа с графомоторными трафаретами несложная, но требует обязательного участия взрослого. Нельзя просто дать ребенку картинку и сказать: «обводи». Специалисты советуют действовать так:
Шаг 1. Восприятие контура/узора. Рассмотрите его с малышом, найдите аналогии, на что он похож, можно загадать ребенку соответствующую загадку.
Шаг 2. Слежение пальчиком по узору.
Шаг 3. Повторение рисунка пальчиком в воздухе.
Шаг 4. И лишь затем можно обводить рисунок на бумаге.
Для работы лучше всего использовать карандаши, первое время лучше всего подойдут к использованию карандаши 2М, затем М и позже ТМ для выработки нажима на карандаш. Занятия начинать лучше с 5-10 минут, постепенно усложняя задания и удлиняя занятие до20минут. Правило выполнения задания должно быть четко сформулировано и показано как правильно его выполнять (вести линию с верху вниз, слева на право, штриховать без пробелов, не выходя за контур).
При систематическом использовании различных заданий у ребенка развивается и расширяется словарный запас слов, грамматический строй речи, формируется анализ, синтез, сравнение, моделирование, формируется самоуверенность.
Упражнения для развития графического навыка
Графический диктант
Пальчиковая гимнастика
Кинизиологические упражнения
Штриховки
Рисование линий: прямые, фигурные дорожки
Рисование по точкам, контурам, клеточкам.