Тамара Косушко
Занятие в старшей группе «Что такое дружба»
▼ Скачать
«Что такое дружба»
Программное содержание:
Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения;
Учить, сознательно управлять эмоциями (обидами, анализировать конфликтные ситуации; развивать эмоциональную устойчивость в ситуациях проявления агрессии, умение снимать эмоциональное напряжение;
Закрепить понятия «физическая и эмоциональная боль», умения детей устанавливать контакт с помощью неречевых средств общения (жесты, улыбка, контакт глаз);
Стимулировать желание оказать помощь, утешить, воспитывать чувство доброты;
Развивать положительную самооценку.
Предварительная работа:
Публикация «Занятие в старшей группе „Что такое дружба“» размещена в разделах
- Дружба. Конспекты занятий о дружбе
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
Чтение литературы на нравственную тематику.
Игры: «Путешествие в мир знаков»
«Что можно использовать в качестве знаков?»
«Можно ли самим создавать знаки»
Упражнения «Расскажи о своём настроении»
«Насос и мяч»
Тренинги (обыгрывание ситуаций, эмоции)
Материал:
Знаки символы, карта Тюменской области, сюжетные картины на нравственную тему, иллюстрации – жесты, музыкальное сопровождение.
Сколько гостей у нас, поздоровайтесь ребята с гостями через ладошки и подарите им свои добрые улыбки.
Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо из города Лабытнанги.
Там живут манси, жители этого города просят о помощи. У них заболели и разбрелись по тундре их домашние животные. И их надо спасти.
Есть специальные службы, которые помогают в таких ситуациях.
-Назовите, какие службы вы знаете ребята?
Есть ещё одна служба, это служба спасения 9-1-1.
Люди, которые там работают, их называют спасатели. Это их профессия, помогать человеку и животным в чрезвычайных ситуациях.
-Как вы считаете люди этой профессии, какими качествами должны обладать? (храбростью, смелостью, решительностью, ничего не бояться)
-А дружба между этими людьми существует?
-А зачем нужна дружба людям этой профессии?
(когда люди дружны, они слаженно работают, быстрее выполняют своё дело).
-Вы хотели бы работать в такой службе?
Хорошо, с сегодняшнего дня я вас принимаю в эту службу. И теперь мы будем с вами всем помогать в беде. Чтобы видно было, в какой службе мы работаем, я предлагаю надеть вот такие значки.
-Ну, что вы готовы отправиться помочь людям севера?
А, чтобы нам не заблудиться, мы будем работать с картой.
-Скажите, что это за карта? (Тюменская область).
-Найдите наш город?
А вот город, в который нам надо попасть.
Давайте посмотрим, через какие города будет лежать наш путь.
-На чём мы будем туда добираться?
-Подумайте, может другим путём?
Прежде чем отправиться в путь, мы должны зарядиться доброй энергией.
Возьмите друг друга за руки и молча, глядя друг другу в глаза, подарите самую добрую какая у вас есть улыбка.
И так отправляемся в путь. (музыка «Паровоз»).
Мы прибыли с вами в город Мегион.
-Что обозначает этот символ? (новое, неизвестное задание).
Посмотрите на эти картинки, придумайте имена этим мальчикам.
-Скажите, с каким бы из этих мальчиков вам бы хотелось дружить и почему?
-Что можно сказать о каждом из этих ребят?
-Посмотрите и подумайте, что произошло?
-Как вы догадались, что большой и сильный мальчик обидел маленького?
-Какие слова и как мог произнести обидчик?
-Что чувствовал малыш? (боль)
-Какую боль испытал малыш? (душевную).
-А ещё, какая бывает боль? (физическая)
-Кто защитил маленького мальчика?
-Как можно назвать его поступок? (благородным, добрым, храбрым, смелым).
-Как вы считаете этот мальчик добрый?
-А вам приходилось в жизни злиться?
-Из–за чего вы злитесь?
-Когда вы чем – ни будь рассерженны, что вам хочется сделать?
(ударить, толкнуть, накричать)
-Что вы делаете для того, чтобы не злиться, не сердиться?
(чтобы избавиться от злости, можно выполнить какие - ни будь физические упражнения. Например: «потопать ногами», «надуть воздушный шарик злостью» т. е. всю обиду и гнев поместить в шарик. Завязав его, представить, как этот шарик исчезает в голубом небе.)
-А добрым – быть полезно? (добрые помогают всем, никого не обижают, защищают слабых, у добрых много друзей. Доброта влияет на здоровье, ведь когда люди добрые у них сердце здоровое, нервы крепкие и желудок в порядке. Доброту надо в себе «тренировать», совершать добрые поступки и замечать их в людях).
Ну, что ж отправляемся дальше.
Следующая остановка город Сургут.
-Что обозначает этот символ? (игра)
-Объясните, что такое жесты?
(жесты – движение рук, помогают что-то изобразить, помогают выразить эмоциональное состояние, могут указывать на что- то).
-Какой жест должен быть в пустом квадрате? Почему?
-Что он обозначает?
Жесты могут приглашать к общению, это – открытые жесты. Человек словно открывается навстречу другим людям. Покажите открытые жесты.
Если жесты говорят о том, что человек не расположен к общению это - закрытые жесты. Покажите закрытые жесты.
В языке жестов положение руки (жест) обозначает букву.
А теперь «скажите» с помощью жестов слова папа, мама, пол, мало.
Отправляемся дальше
Мы прибыли в город Ханты-Мансийск.
-Какой символ мы видим? (знак отдыха).
Устали, можете разуться и походить без обуви, пусть ноги отдохнут, а теперь ложитесь на полянку, закройте глаза, послушайте шум воды.
Вы лежите на берегу, вам хорошо. На вас надвигаются большие волны, они ласково омывают вас. Если бы они умели говорить, то они возможно произнесли бы слова: «Мы любим вас, вы нам нравитесь»
А теперь откройте глаза, обуйтесь и снова в путь.
-Ребята, а где ваша обувь? (волной смыло, унесло в Обь).
Хорошо в этом городе есть обувной магазин. Мы сейчас пойдём и выберем себе обувь по ноге. Для этого надо снять мерку, вырезанную стопу приложите к полоске. Теперь выбирайте себе обувь, ну, что обулись.
- А почему эти не купили?
Давайте посмотрим по карте, какие ещё города нам предстоит пройти.
И так Октябрьский район.
-Что обозначает этот символ? (разговор)
Чтение отрывка кн. «Приглашение в мир общения» стр. 35
-Как вы думаете, почему у Маши и Пети не получилась игра?
-Что посоветуете ребятам, чтобы играть без ссор и обид?
(вспомнить правила, как играть вместе).
-Как вы думаете существует между этими ребятами дружба?
Когда удаётся играть, работать вместе без ссор и обид, на душе становится солнечно, радостно. И то, чем занимаешься, становится интересным и привлекательным. А когда людям интересно вместе, когда они стараются понять друг друга поддержать в трудную минуту, рождается дружба. И если вдруг возникает недоразумение между друзьями (в жизни всё бывает, то оно обязательно разрешиться, если друзья постараются понять причину спора и сумеют в чём – то уступить друг другу.
Осталось пройти ещё через один город. Ну, что ж поехали дальше.
И так мы находимся в городе Салихарде. Этот знак обозначает – точка зрения и нам предстоит ответить на несколько вопросов.
1. Что такое дружба? А вы умеете дружить?
(Это близкие, добрые отношения)
2. Добрый человек, - это какой?
(весёлый, радостный, светлый, прекрасный).
3. С чем можно сравнить доброго человека?
(С солнцем, весенней радугой, яркими красивыми цветами, мамой).
4. Что вы чувствуете, когда вас обидят?
А теперь садитесь на оленей, и мы продолжим своё путешествие.
Наконец мы прибыли в город Лабытнанги.
Давайте присядем.
-Ну, что понравилось вам путешествовать?
-Что интересного было во время путешествия?
-Какое задание для вас было трудным?
-Дайте оценку своей деятельности?
-Посмотрите, кругом тундра, как же мы будем искать животных?
Давайте построим жилища, как у народов манси, может, животные увидят эти жилища и вернуться домой, а вы их вылечите (переход к игре).