Анна Прокопьева
Что такое детское словотворчество?
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое детское словотворчество?
Термином «детское словотворчество» специалисты обозначают широко распространенное явление детской речи. Оно приходится на период с 3,5-4 лет дошкольного возраста. Словотворчество состоит в том, что при повседневном общении со взрослыми, сверстниками, при игре малыши непроизвольно включают в свою речь слова такой структуры, которая не используется в языке окружающих, то есть такие словосочетания не могут быть усвоены при подражании речи взрослого. Специалисты отмечают, что эти придуманные ребенком слова понятны по своей семантике (значению) и уместны в употреблении. Например: «брос» - брошено, «умность» - качество ума, «долге» - дольше и многие другие.
Публикация «Что такое детское словотворчество?» размещена в разделах
К. И. Чуковский отмечал поразительную чуткость ребенка к языку м его способность к творчеству, проявляющуюся наиболее ярко в процессе словотворчества.
У двухлетних и трехлетних детей такое сильное чутье языка, … что создаваемые ими слова отнюдь не кажутся калеками или уродами речи, а напротив, очень метки, изящны, естественны…
К. И. Чуковский
Как проявляется словотворчество в речи ребенка?
Исследователи детской речи выделяют три основных принципа, лежащих в основе образования новых слов.
1. Осколки слов : часть какого-нибудь слова используется как целое слово – «лепь», то, что слеплено; «прыг» - прыжок.
2. Чужие окончания: к корню одного слова прибавляются окончания другого: «сухота» - сухость; «помогание» - помощь, «правдун» - человек, говорящий правду.
3. Синтетические слова : одно слово составляется из двух: «бананас» - банан и ананас; «мапин» -, мапина дочка, то есть я мамина и папина; «огормадный» - огромный и громадный.
Давайте попробуем определить, как образуются такие слова. Как указывают исследователи, начиная говорит, ребенок сначала выделяет в слове ударный слог. Например, прежде чем малыш произнесет слово «молоко», он будет сначала говорить «ко», затем «мокко». Так образуются слова осколки. Третья категория придуманных слов, синтетические слова, возникают в результате подражания тому, что ребенок когда-то слышал в речи взрослого.
«Новые» слова ребенка Образец
Видишь, какой у меня желтяк выскочил? Синяк
Я – правдун! Лгун, болтун
У меня гусья кожа сделалась. Лисья, песья
Какой ты дикун, папа! Ворчун
Таким образом, новое детское слово образуется на тех образцов взрослой речи, которые когда-то слышал ребенок. А это значит, что чем больше малыш слышит разнообразных слов и предложений, тем больше возможностей для развития фантазии по придумыванию слов у него появляется.
Ученые до сих пор решают вопрос о том, что же представляют из себя придуманные малышами слова; почему детское словотворчество возникает в определенном возрасте ребенка, а затем исчезает; и наконец, почему дети различных национальностей создают слова по одним и тем же правилам. Как видите, множество вопросов еще остается нерешенными.
Познание мира детства – увлекательное путешествие, возможное в любом возрасте. Познавая вместе с вашим ребенком окружающий вас мир, казалось бы, уже хорошо вам известный, вы можете открыть для себя много неожиданно важного и нового.
…Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать.
Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»