Юлия Петрова
Консультация для родителей «Что почитать дошкольнику?»
▼ Скачать + Заказать документы
Что почитать дошкольнику?
Если ребёнку читать книги с младенчества, он быстрее развивается, учится думать и мыслить логически. Такие дети раньше начинают говорить, у них более обширный словарный запас и речь более грамотная, чем у сверстников. Также чтение благотворно сказывается на развитии фантазии, слуховой памяти, расширении кругозора, а сам малыш становится более усидчивым.
Публикация «Консультация для родителей „Что почитать дошкольнику?“» размещена в разделах
Как родители и бабушки с дедушками обычно читают книги малышам? Чаще всего, его усаживают на колени, держа перед собой книгу, обнимают кроху, создавая защищённый, добрый, наполненный эмоционально мир, в котором комфортно чувствуют себя оба. Поэтому пользу ребёнок получает не только непосредственно от чтения, но и от близкого контакта со значимым и любимым взрослым.
Конечно, здесь важно уметь правильно выбирать литературу. Сейчас нередко издают детские книжки, от которых вреда больше, чем пользы. Поэтому в вопросе выбора книг лучше оставаться консерваторами, предпочитая проверенные миллионами родителей произведения, которые не только привлекут малыша, но и пойдут ему на пользу. Предлагаем список книг, которые психологи обязательно рекомендуют читать детям.
Г. Х. Андерсен – признанный классик среди целой когорты сказочников. Ребёнку нужно обязательно прочитать историю про Гадкого утёнка и его поиске своего места в жизни, про любовь Герды к брату в «Снежной королеве», помогшей ей преодолеть все преграды в процессе его поисков, а также про Русалочку и девочку со спичками. В двух последних сказках затрагивается тема смерти. Страх смерти появляется у детей примерно в возрасте 6 лет, вот тогда-то им и нужно читать эти сказки, в которых сквозит тихая грусть, но не полного исчезновения, а нового продолжения. «Калоши счастья» полезно перечитать и взрослым, ведь переоценка ценностей происходит всю жизнь – это словно наведение порядка дома, когда выбрасывается отживший хлам, а важным вещам дают засиять новыми гранями.
Ф. Л. Баум «Волшебник из страны Оз» и её продолжения – американский прототип волковского «Волшебника Изумрудного города». Это любопытная с психологической стороны книга, где представлены варианты жизненных стратегий персонажей и их последствия. Книга подходит для детей дошкольного и младшего школьного возраста, предлагая им разные жизненные сценарии.
Дональд Бисетт «Забытый день рождения» и другие его книги. Эти короткие, но очень увлекательные сказки годятся для дошкольников и учеников младших классов. В них ненавязчиво, но метко, схвачены сложные ситуации, в которых оказываются и большие и маленькие существа, а также показаны некоторые способы выхода из них.
А. Волков «Волшебник Изумрудного города» и другие книги этой серии – автор не просто перевёл книгу Баума, но значительно переделал и разнообразил сюжет, сделав его даже интереснее оригинала. Персонажи здесь ищут самое важное для себя, то, без чего не видят смысла в жизни, но оказывается, что всё это у них было изначально. Для дошкольного и младшего школьного возраста.
В. Драгунский «Денискины рассказы» и другие. В рассказе «20 лет под кроватью» смешное смешано с серьёзным, поэтому страшное не кажется столь ужасным. Книга помогает излечивать страхи.
Э. Кестнер «Мальчик из спичечной коробки». Трудно жить, когда ты совсем не похож на окружающих, например, ростом не вышел. С помощью волшебства можно стать похожим на остальных, но так ли это нужно?
К. Коллоди «Приключения Пиноккио» – ещё один прообраз толстовского «Буратино», рассказывает о метаморфозах растущей личности.
В. Крапивин «Летящие сказки». Эти повести содержат много полезного для формирующихся личностей, особенно мальчиков.
Л. Кэррол «Алиса в стране чудес». Пройдя 5-летний рубеж, дети обычно теряют интерес к словотворчеству, поэтому эта книжка будет интересней для взрослых, сохранивших в себе ребёнка. Именно таким ощущал себя и автор книги. В этой фантастической повести пиршество игры слов, её словесная гимнастика важна при формировании детской речи, к тому же она учит относиться к новому без страха, но с интересом.
С. Лагерлеф «Подменыш». Взрослому, особенно маме, желательно предварительно самому прочитать данную сказку, поскольку она неожиданно способна пробудить сильные чувства, вызвав ненужный при чтении школьнику поток слёз.
А. Линдгрен «Повести о Малыше и Карлсоне» – прекрасное чтиво для скучающего ребёнка. Родителям же – повод задуматься, нужно ли отрицать фантазии отпрыска, если они заменяют ему нечто важное. Это как Сократ отозвался по поводу женитьбы «Если попадётся хорошая жена – станешь счастливым, а если плохая – философом». С детьми также: в благополучных семьях вырастают гармоничные уравновешенные дети с ровной линией судьбы, а если в семье не всё гладко, то просыпается игра воображения, компенсирующая недостающие эмоции. В таких условиях воспитывались многие творческие люди. Так, сама Линдгрен начала впервые писать в детстве, когда болезнь временно приковала её к постели.
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Читая эти сказки, взрослые сами порой могут расплакаться.
А. Миллн «Винни-Пух и все-все-все». Интересно, как это так мирно уживаются в этом мирке столь непохожие друг на друга существа? Эту историю можно назвать пособием по психологии семейной жизни с вкраплёнными кое-где элементами триллера. Дети, которых преследуют страхи, наверняка с замиранием сердца будут следить за поиском страшного Буки или за поимкой Слонопотама, тем более что даже Пятачок после этого почти уже точно решился сбежать из ненадёжного дома и превратиться в моряка.
Н. Носов с его великолепными историями про Незнайку или другими рассказами. На трусишек большое впечатление окажет рассказ «Живая шляпа». Незнайка – вроде и отрицательный герой, но с удовольствием всему учится и тем является примером для реальных детей.
Г. Остер – автор книг, некоторые из которых стали для многих настольными. Их здорово вместе читать и смеяться над самими собой и своими «жуткими» проблемами. Его «Вредные советы» напоминают приключения барона Мюнхгаузена. Любое иррациональное начало у него обезоруживается смехом. Если «Вредные советы» и опасны, так только для родителей без чувства юмора, воспринимающих их в лоб. Есть у Остера и другие замечательные книги: «Воспитание взрослых», «Папамамалогия», «Школа ужасов», «Кулинарная книга людоеда». Но чтобы разрешить проблему детских страхов, а не усугубить её, родители сами должны были в детстве успешно преодолеть проблемы своих страхов. Поэтому книги Остера являются проверкой самих взрослых – если они вызывают у них неприязнь и чувство страха, то это означает, что проблема сохранилась, поэтому стоит прежде придирчиво пересмотреть свою жизнь, чем заниматься формированием жизни ребёнка. В таком случае последнему лучше временно дистанцироваться от «недозрелых» родителей, находящихся в стадии личностного роста.
И. Токмакова «Маруся ещё вернётся». За время этого сказочного путешествия девочка вновь обретает себя, переступает через собственный страх, оставляя за спиной свою болезнь. Такое бывает и в жизни, ведь многие болезни проистекают из нашей головы. Автор же пользуется здесь не научным способом познания жизни, а альтернативным ему интуитивным способом.
А. Толстой «Золотой ключик». Он всегда находится где-то рядом, нужно лишь встать с насиженного места и начать что-то делать. Детям это даётся несравненно легче, чем взрослым. А компромиссом является древняя черепаха Тортилла, хранящая чьё-то золото вместе с вожделенным золотым ключиком, приносящим счастье. Папа Карло выступает в книге в качестве образцового родителя, а Карабас Барабас – столь же образцового злодея.
П. Трэверс «Мэри Поппинс». Она лучше, чем кто бы то ни было могла возвращать детей к реальности, не лишая их при этом сказки.
А. Шаров написал ряд отличных повестей, где дети вырастают словно бы незаметно. К ним относятся «Кукушонок, принц с нашего двора», «Человек-горошина и Простак», «Приключения Ёженьки и других нарисованных человечков».
М. Энде «Бесконечная книга». Эта интересная повесть выдавила много слёз из прочитавших её мам, ведь там они находили многое про себя и своего ребёнка. Но сами дети не плачут, а взахлёб читают или слушают. Особенно если им около 9 лет, и они уже испытали потребность изменить свою жизнь. Книга производит настоящий эффект, как при психотерапии, и указывает на выход из страны грёз в реальный мир. Такое нечасто случается в волшебных сказках. А ведь силён соблазн отсидеться в кустах волшебной страны, чтобы не встречаться с таким угловатым и неприветливым реальным миром. В книге есть ключик, раскрывающий тайну трансформации личности.