Светлана Суркова
Читаем детям о Великой Отечественной войне
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста "Читаем детям о Великой Отечественной войне"
Вот уже минуло 75 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне, но мы до сих пор помним и чтим этот праздник, героев Победы. Задача взрослых – сделать так, чтобы наши дети, с малого возраста знали и помнили о подвиге нашего народа и не повторяли ошибок прошлого. Недаром О. Бисмарк говорил: «Даже победоносная война – это зло, которое должно быть предотвращено мудростью народа».
Темочки:
Детям дошкольного возраста, трудны и непонятны беседы о войне, само понимание войны. Поэтому, следует уделить особое внимание, на эмоциональное восприятие детьми темы войны, как борьбы добра со злом. Детям недостаточно слышать, знать, им надо чувствовать. И только когда, ребенок пропустит сквозь сердце всю информацию, тогда он и запомнит ее надолго.
Для того чтобы у детей появился интерес к данной теме в детских образовательных учреждениях осуществляется целенаправленная работа, а именно проводятся тематические занятия, чтение художественной литературы, продуктивная, игровая, театрализованная деятельность, совместные походы в музей. Но времени, выделенного в детском саду для совместной деятельности с детьми на данную тему явно недостаточно. Поэтому, данная работа предполагает только в мероприятиях, проводимых внутри детского сада, но и ознакомление детей с темой Великой Отечественной войны в семье.
Для того, чтобы изучать тему Великой Отечественной войны со своим ребенком в домашних условиях можно применять следующие методы:
• Чтение детской художественной литературы о ВОВ, военных подвигах; чтение о детях – героях ВОв : Володя Дубинин, Марат Казей, Леня Голиков, Зина Портнова, Валя Котик и др.
• Просмотр художественных и мультипликационных фильмов на военную тематику: «Сын полка, «Иваново детство», «Четвертая высота», «В бой идут одни старики», «Сказка о Мальчише – Кибальчише» и др.
• Рассматривание семейных фотографий прадедушек и прабабушек, а так же наград. Рассматривание иллюстраций по данной теме.
• Дидактические словесные игры: «Военная профессия», «Каким видом транспорта защищают наши границы», «Скажи наоборот» и др. А также отгадывание загадок по теме.
• Заучивание стихотворений с детьми на тему ВОв.
• И конечно, посещение музеев: музей боевой славы при школе № 36, 32. А так же, Мемориального музея военного и трудового подвига.
Все выше перечисленные методы, позволяют родителям воспитать историческую память и уважение, чувство гордости за свою Родину.
Остановимся более подробно на правильном выборе книги о войне для детского чтения. Какие же книги о войне для детей можно посоветовать прочитать ребятам? Разумеется, самыми интересными для них будут те произведения, герои которых их сверстники. Что пережили их ровесники? Как вели себя в сложнейших ситуациях? Какой вклад внесли в Победу?
Почти все написанное для детей о войне создано во второй половине ХХ столетия. В детской литературе для дошкольников существует одна тема – память о Великой Отечественной войне. Редкие авторы обращаются к событиям военных лет непосредственно. Право на это дано не каждому, его надо заслужить. Не годятся придуманные истории о похождениях бравых солдат, легких подвигах и быстрых победах, так увлекающие малышей. Нужна, правда – яркая, убедительная, живая. Нужен смысл, доступный маленькому читателю и в то же время достойный того события,
о котором идет речь.
Прежде чем, знакомить дошкольников с произведениями о войне, необходимо подготовить их к восприятию этой сложной темы:
• дать небольшие сведения из истории;
• рассказать маленьким слушателям о том, как мужественно защищали родину солдаты, о ценности и неповторимости каждой человеческой жизни, о подвиге каждого человека на войне и всего народа в целом;
• говорить с ними о губительном характере войны, сметающей на своем пути все живое, оставляющей после себя людское горе, выжженную землю.
И только тогда, когда у ребенка будет сформировано хоть малейшее представление о том, что же такое «война», можно предлагать ему рассказы об этом тяжелейшем времени в истории страны. Многие авторы детской литературы на собственном опыте познали все тяготы войны и не раз пережившее ее в процессе создания художественных произведений, знали то, о чем говорили читателям. Их нельзя не услышать.
Предлагаем вашему вниманию список художественной литературы, которую можно прочитать в кругу семьи с детьми дошкольного возраста, а затем совместно обсудить полученные впечатления от прочитанного :
• С. П. Алексеев «Рассказы из истории Великой Отечественной войны». Книга посвящена трем главным сражениям Великой Отечественной войны. О том, как развивалась грандиозная битва у стен Москвы, о героизме советских людей, вставших на защиту столицы ;
• Е. Благинина «Шинель» - о детстве лишенном радостей по чьей – то злой воле, подрпненном войной, заставившей рано повзрослеть;
• А. Барто «Звенигород» - о военном детстве в тылу;
• С. М. Георгиевская «Галина мама». Эта небольшая повесть написана для малышей, для дошкольников, но рассказывается в ней не о пустяках, а о воинской доблести
• Ю. П. Герман «Вот как это было. Повесть написана от имени маленького героя Мишки. Автор показал войну, блокаду в детском восприятии - в произведении нет ни одного слова, которое выходило бы за границы Мишкиного понимания.
• В. Ю. Драгунский Арбузный переулок. (в кн. "Денискины рассказы"). Отец рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве.
• А. М. Жариков «Смелые ребята», «Максим в отряде», «Юнбат Иванов».
• В. А. Осеева «Андрейка». Рассказ о семилетнем Андрейке, помогающем матери в тяжелые военные годы и старающемся заменить ушедшего на фронт старшего брата.
• К. Г. Паустовский «Стальное колечко. Сказка о девочке и волшебном колечке, которое подарил ей боец.
• И. Токмакова «Сосны шумят» - о том, как война долгие годы не отпускает человека.
• Шишов А. «Лесная девочка». Из книжки ребята узнают о судьбе маленькой девочки Тани, внучки старого партизана, в годы Великой Отечественной войны.
• Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил». Пронзительная сказка о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами. И повел его по военной дороге никто иной, как родной дедушка. погибший в неравном бою. Нелегкий это был поход – ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость.
Конечно, это не все произведения, которые можно прочитать с детьми дошкольного возраста. Но ясно одно – говорить о войне, читать о ней не только следует, но и необходимо. Важен, прежде всего, тот смысл, те ценности, которые с детства будет усваивать растущий человек с помощью нас – взрослых, и над которыми он будет думать если не сейчас, то впоследствии.
Мы рады, если вам помогут наши советы и рекомендации.