МААМ-картинки

Чему и как мы учим детей

Елена Лазарева
Чему и как мы учим детей
▼ Скачать + Заказать документы

Чему и как мы учим детей

Все родители хотят вырастить своих детей людьми умеющими делать, ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Стремясь сделать своего ребенка самым умным, вы зачастую спешите ему дать набор знаний, суждений, делающих его похожим на маленького взрослого. Такие знания или умения они с удовольствием демонстрируют окружающим, гордясь тем, чего удалось достигнуть.

Публикация «Чему и как мы учим детей» размещена в разделах

Ребенок – чистая доска. Его можно научить всему. Но зачастую знания, которые навязываются ребенку взрослыми, приводят к тупиковым ситуациям. И тогда испуганные родители обращаются к врачам, психологам, педагогам. Поэтому в каждом возрасте ребенку нужно дать именно то, что присуще этому возрасту. Не надо стремиться к умственной акселерации. Надо как можно активнее обогащать их стороны развития, к которым этот возраст наиболее восприимчив. Например, развить мелкие движения пальцев легче всего в раннем возрасте, а если этого не произошло, то догнать упущенное в школьном возрасте оказывается очень трудно. И ребенок не может справиться с письмом, а у взрослого остается ужасный неразборчивый подчерк.

В дошкольном же возрасте должны сформироваться правильные представления обо всех предметах, об их форме, цвете, величине. Все это как говорил крупнейший советский психолог А. В. Запорожец, имеет непреходящее значение для всестороннего развития индивида.

Важно не только то, чему учить ребенка, но и как его учить, чтобы обучение было развивающим.

Развитие – это присвоение ребенком общественного опыта, накопленного человечеством. Передача ребенку опыта может происходить по разному. Многие виды человеческого опыта необходимо передать малышу точно, то есть путем прямого обучения. Так, например все культурно-гигиенические навыки: как надо есть, как мыть руки и т. д. ребенок должен все это увидеть и точно воспроизвести. В этом случае мы можем говорить о развитии подражания, наблюдательности, внимания, памяти.

Ни один навык, ни одно умение не формируется без воспроизведения.

Но ни объем знаний, усвоенных в готовом виде, ни умения, усвоенные по подражанию, не могут сами по себе обеспечить развитие творческих возможностей человечества. Есть много сторон деятельности, овладение которыми требуют не подражания взрослому, а самостоятельного поиска со стороны ребенка.

Как показывают современные психологические и педагогические исследования, дошкольник рано проявляет способность к такому самостоятельному поиску. Это имеет исключительно важное значение, т. к. человек, не приученный с детского возраста мыслить самостоятельно и усваивающий всё в разжеванном виде, окажется неподготовленным к творческой деятельности, не сможет проявить задатки, данные ему от природы.

Самостоятельность мышления ребенка может развиваться и в игре, и в конструировании и в процессе решения практических задач. Но остановимся на развитии мышления ребенка в процессе формирования элементарных математических представлений.

С чего же начинать, и что особенно важно в обучении детей началам математики?

Что входит в понятие математического развития дошкольника?

Во-первых, формирование представлений о количественных отношениях. Сначала это дочисловые количественные представления: представления о равенстве и неравенстве предметов по величине-длине, ширине, высоте ( например: высокие и низкие дома, длинная и короткая дороги, широкий и узкий ручей, о равенстве и неравенстве групп по количеству входящих в них предметов (детей много, а стульчиков мало, детей и стульчиков поровну). Чтобы сделать такие отношения очевидными для детей, применяют разные способы: сравнение двух предметов путем прикладывания или накладывания; сравнение двух групп предметов путем подкладывания предметов одной группы под предметами другой группы ( например: мальчики и машины: под каждой фигуркой мальчика поставить машину). Всё это способствует тому, что ребенок начинает понимать математические отношения: больше, меньше, поровну.

После этого, как у ребенка уже появятся начальные количественные представления, можно начать обучать счету. Считать ребенок должен только реальные предметы. Он должен называть предметы по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд слева направо. Например, перед ребенком расставлены в ряд три кубика, он ставит палец на крайний слева кубик, и говорит «один», затем переносит его на следующий кубик и говори «два» и т. д. После этого ребенка спрашивают: «Сколько здесь всего кубиков?» Конечно, ребенок должен ответить «Три кубика». Но научить относить последнее числительное во всей группе и правильно называть итоговое число бывает совсем нелегко для ребенка. Очень часто числительное «три» может быть отнесено малышом только к тому предмету, на который он сейчас показывает пальцем. Взрослый должен помочь ребенку осознать, что «три» относится ко всей группе : обвести все стоящие перед ним предметы круговым движением или взять их вместе в руки, говоря при этом «Здесь три кубика».

Получив представления о числах в пределах 10, дети должны научиться понимать отношения между последовательными числами: больше, меньше или поровну.

На наглядном же материале демонстрируется детям количественный состав числа их отдельных единиц и из двух меньших чисел. Например: три кошки-это одна кошка, одна кошка и еще одна кошка. Их можно расставить по одной в три разные стороны, или поставить одну слева, а две вместе справа.

Только после этой предварительной работы ребенка можно начать обучать составлению и решению простых арифметических задач (в начале это также делается на наглядном материале).

В дошкольный период ребенок знакомится с геометрическим формами, телами, сталкиваясь с ними в игровой ситуации и практической деятельности он должен научиться различать, и правильно называть их. Так прокатывая через ворота шар и кубик, ребенок убеждается, что шар катится, кубик нет; выкладывая мозаику, он начинает различать плоскостные формы и т. д.

Дошкольнику надо дать также элементарные пространственные (слева, справа, вверху, внизу ит. д.)и временные (день, ночь, сегодя, завтра и т. д.) ориентировки.

Внутри проблемы математического развития одно из центральных мест занимает ознакомление с величиной предметов, простейшими способами соизмерения и измерения этих величин.

Детям в этом возрасте зачастую очень трудно дифференцировать разные параметры величины, т. е. отличить длину от высоты, ширину от толщины и т. д. Чтобы дошкольник мог самостоятельно, без подсказки взрослого, решать мыслительные задачи, он должен не только овладеть дифференцированным восприятием величины предметов, но и способами соизмерения величины предметов. Поэтому формированию представлений о величине предметов и пониманию отношений «длиннее - короче», «шире - уже», «выше - ниже» - надо уделять особое внимание.

Наличие четких представлений о величине предметов помогает ребенку во многих жизненных ситуациях, облегчает ориентироваться в окружающем его мире.

Вместе с тем состояние величин предметов – это путь перехода от конкретного к абстрактному, от чувственного познания к логическому. Именно от практического сравнения величины предметов идет познание количественных отношений «больше – меньше»; равенство – неравество, это является необходимым условием развития ребенка.

Публикации по теме:

«Занимательная математика для детей дошкольного возраста» Б.  паскаль:Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным. Обучению дошкольников началам.

Сообщение на родительском собрании «Значение занимательных игр и задач для всестороннего развития детей» Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребёнок впервые годы. Период дошкольного детства относительно всей.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Чему и как мы учим детей
Опубликовано: 6 июля 2014 в 13:28
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Чему и как мы учим детей» (включая файлы) размещена пользователем Елена Лазарева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД