Папки-передвижки

Целевые ориентиры и планируемые результаты освоения программы воспитания

Ирина Молоствова
Целевые ориентиры и планируемые результаты освоения программы воспитания
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №14 «Белочка»

Целевые ориентиры и планируемые результаты освоения Программы воспитания

Старший воспитатель

Молоствова И. А.

I квалификационная категория

Моршанск 2022

Публикация «Целевые ориентиры и планируемые результаты освоения программы воспитания» размещена в разделах

Рабочая программа воспитания Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №14 «Белочка» (далее – Рабочая программа воспитания, Программа воспитания) разработана в соответствии:

с требованиями Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;

с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до

2025 года;

федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

Примерной рабочей программы воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, разработанной сотрудниками Института стратегии развития образования РАО в рамках государственного задания и одобреной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20).

Рабочая программа воспитания является компонентом Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ №»14 «Белочка» и призвана помочь всем участникам образовательных отношений реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности. Срок реализации Рабочей программы воспитания, как и основной образовательной программы дошкольного образования пять лет. Реализуемая в ДОУ основная образовательная программа дошкольного образования разработана в соответствии с ФГОС ДО с учётом примерной

образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2019 г.

Коллектив ДОУ вправе разрабатывать и включать в Программу направления, которые помогут в наибольшей степени реализовать воспитательный потенциал детского сада с учетом имеющихся социальных, кадровых и материально-технических ресурсов.

Раздел I. Целевые ориентиры и планируемые результаты

Главная цель Программы воспитания Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №14 «Белочка» – личностное развитие ребенка дошкольного возраста, проявляющееся:

в овладении первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;

в развитии позитивного отношения к этим ценностям;

в приобретении первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.

Главной задачей Программы является создание организационно-педагогических условий в части воспитания, личностного развития и социализации детей дошкольного возраста. Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода (от 1,5 до 3 лет, от 3 до 7 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными действующими нормативными правовыми документами в сфере дошкольного образования. Задачи воспитания соответствуют основным векторам воспитательной работы.

Направление

воспитания Задачи воспитания для детей

1,5-3 лет Задачи воспитания для детей 3-7 лет

Патриотическое/

Родина, природа Воспитывать привязанность,

любовь к семье, близким, окружающему миру Воспитывать любовь к своей малой родине, чувство привязанности к родному

дому, семье, близким людям.

Развивать представления о своей стране.

Социальное/

Человек, семья,

дружба,

сотрудничество Воспитывать принятие понятий, что такое «хорошо» и «плохо».

Воспитывать интерес к другим детям и способность бесконфликтно играть рядом с

ними.

Формировать проявление позиции «Я сам!».

Воспитывать доброжелательность,

проявление сочувствия, доброты.

Формировать чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны

взрослых.

Формировать способность к

самостоятельным активным действиям в общении.

Формировать способность общаться с другими людьми с помощью вербальных и невербальных средств общения. Формировать умение различать основные проявления добра и зла.

Воспитывать принятие ценностей семьи и общества и уважение к ним, правдивость, искренность, способность к сочувствию и заботе, к нравственному поступку.

Воспитывать чувство ответственности за свои действия и поведение. Воспитывать принятие и уважение к различиям между людьми.

Формировать основы речевой культуры.

Воспитывать дружелюбие и

доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, способность взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел.

Познавательное/

Знание Формировать интерес к

окружающему миру к окружающему миру и активность в поведении и деятельности. Воспитывать любознательность, наблюдательность, потребность в

самовыражении, в том числе творческом, активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой,

коммуникативной и продуктивных видах

деятельности и в самообслуживании, обладающий первичной картиной мира на

основе традиционных ценностей

российского общества.

Физическое

и

оздоровительное/

Здоровье Формировать навыки самообслуживания: моет руки, самостоятельно ест, ложится спать и т. д.

Воспитывать стремление быть

опрятным.

Формировать интерес к физической активности.

Воспитывать стремление соблюдать элементарные правила безопасности в быту, ОО, на природе. Формировать основные навыки личной и общественной гигиены, стремление соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме (в том числе в цифровой среде, природе.

Трудовое/ Труд Воспитывать умение поддерживать элементарный порядок в окружающей

обстановке. Воспитывать стремление помогать взрослому в доступных действиях. Воспитывать стремление к

самостоятельности в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных видах деятельности. Воспитывать понимание ценности труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности, трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности.

Этико

эстетическое/

Культура и красота Воспитывать эмоциональную отзывчивый к красоте. Формировать интерес и желание заниматься продуктивными видами деятельности. Воспитывать способность воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве, стремление к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, формировать зачатки художественно-эстетического вкуса.

Задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной работы. Цели и задачи воспитания реализуются в течение всего времени нахождения ребенка в детском саду, во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО). Все виды детской деятельности осуществляются в разных формах:

совместной деятельности взрослых и детей, в которых взрослые открывают ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками, реализуют культурные практики, в

которых осуществляется самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержания,

в свободной инициативной деятельности ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).

1.1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания.

В процессе освоения ценностных ориентаций личность строит определенную траекторию своего движения, сообразуясь с ценностями самопознания, самооценки и саморазвития.

Методологической основой Программы воспитания является культурно-исторический подход Л. С. Выготского и системно- деятельностный подход. Программа основывается на базовых ценностях воспитания, заложенных определении воспитания, содержащимся в Федеральном законе «Об образовании в РФ» : формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному

наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи:

• развитие субъектности и личности ребенка в деятельности;

• личностно ориентированной педагогики сотрудничества;

• развитие личности ребенка в контексте сохранения его индивидуальности; духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержания воспитания; идея об онтологической (бытийной) детерминированности воспитания;

• идея о личностном смысле и ценности воспитания, о сущности детства как сензитивном периоде воспитания;

• теории об амплификации (обогащении) развития ребёнка средствами разных «специфически детских видов деятельности».

Программа воспитания построена на основе ценностного подхода, предполагающего присвоение ребенком дошкольного возраста базовых ценностей и опирается на следующие принципы:

Принцип гуманизма. Каждый ребенок имеет право на признание его в обществе как личности, как человека, являющегося высшей ценностью, уважение к его персоне, достоинству, защита его прав на свободу и развитие.

Принцип субъектности. Развитие и воспитание личности ребенка как субъекта собственной жизнедеятельности; воспитание самоуважения, привычки к заботе о себе, формирование адекватной самооценки и самосознания.

Принцип интеграции. Комплексный и системный подходы к содержанию и организации образовательного процесса. В основе систематизации содержания работы лежит идея развития базиса личностной культуры, духовное развитие детей во всех сферах и видах деятельности.

Принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение.

Принцип учета возрастных особенностей. Содержание и методы воспитательной работы должны соответствовать возрастным особенностям ребенка.

Принципы индивидуального и дифференцированного подходов. Индивидуальный подход к детям с учетом возможностей, индивидуального темпа развития, интересов. Дифференцированный подход реализуется с учетом семейных, национальных традиций и т. п.

Принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона.

Принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы

ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения.

Принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения.

Принципы инклюзивного образования. Организация образовательного процесса, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурноэтнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.

1.2. Целевые ориентиры и планируемые результаты освоения Программы воспитания

Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер,

а деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов. Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии

развития не получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном развитии человека в будущем.

1.2.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и раннего возраста (до 3 лет)

Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3-м годам)

Направление воспитания Ценности Показатели

Патриотическое Родина, природа Проявляющий привязанность, любовь к семье,близким, окружающему миру.

Социальное Человек, семья,

дружба,

сотрудничество Способный понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо». Проявляющий интерес к другим детям и способный бесконфликтно играть рядом с ними. Проявляющий позицию «Я сам!». Доброжелательный, проявляющий сочувствие, доброту. Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых. Способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении. Способный общаться с другими людьми с помощью вербальных и невербальных средств общения.

Познавательное Знание Проявляющий интерес к окружающему миру и активность в поведении и деятельности.

Физическое и оздоровительное Здоровье Выполняющий действия по самообслуживанию: моет руки, самостоятельно ест, ложится спать

и т. д. Стремящийся быть опрятным. Проявляющий интерес к физической активности. Соблюдающий элементарные правила безопасности в быту, в детском саду, на природе.

Трудовое

Труд Поддерживающий элементарный порядок

в окружающей обстановке. Стремящийся помогать взрослому в доступных действиях. Стремящийся к самостоятельности в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных видах деятельности.

Этико-эстетическое Культура и красота

Эмоционально отзывчивый к красоте. Проявляющий интерес и желание заниматься продуктивными видами деятельности.

1.2.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 7 лет)

Портрет ребенка дошкольного возраста (к 7-ми годам)

Направление воспитания Ценности Показатели

Патриотическое Родина, природа Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям.

Социальное Человек, семья,

дружба,

сотрудничество Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий ценности семьи и общества; правдивый, искренний; способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку; проявляющий зачатки чувства долга: ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми. Освоивший основы речевой культуры. Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел.

Познавательное Знание Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом; проявляющий активность, самостоятельность, субъектную инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании; обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества.

Физическое и оздоровительное Здоровье Владеющий основными навыками личной и

общественной гигиены, стремящийся соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме (в том числе в цифровой среде, природе.

Трудовое

Труд Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности; проявляющий трудолюбие и субъектность при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности.

Этико-эстетическое Культура и красота

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве; стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности; обладающий зачатками художественно-эстетического вкуса.

1.3. Часть, формируемая участниками образовательных отношений

1.3.1. Потенциал социокультурного пространства Тамбовской области

для воспитания детей дошкольного возраста

Тамбовская область — край живописнейшей природы, самобытной культуры

и богатых духовных традиций. Тамбовская область славится богатейшей историей, большим количеством памятников истории и культуры, а также природными заповедниками, многие из которых имеют статус памятников природы федерального и областного значения. Знакомя воспитанников с родным городом целесообразно, сначала привлечь внимание детей к тому, что они часто видят, с чем встречаются постоянно, но порой не замечают. Это позволяет раскрыть интерес дошкольников к истории и культуре родного края, города, открывает уникальные возможности для первоначальной ориентации ребёнка в мире культуры, становления его творческой индивидуальности.

Задача педагога подготовить ребёнка к этой встрече с чудом, при этом необходимо тесное сотрудничество с родителями. Формирование

патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. При внимательном отношении

родителей к вопросам патриотического воспитания к своему городу

каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств

ребёнка. Воспитание интереса и любви к родному городу обеспечивается

созданием единого воспитательного пространства, в котором

осуществляется взаимодействие различных учреждений и субъектов социальной жизни. Активное участие в воспитательной деятельности

могут принимать различные учреждения культуры музеи, библиотека, театры, почта, парки и др. Таким образом, задача образовательного учреждения заключается в обеспечении формирования у воспитанников :

• нравственной и гражданской позиции по отношению к родному краю,

городу и России;

• толерантности по отношению к ценностям различных культур.

Все аспекты воспитательного потенциала становятся реальными

ресурсами в воспитательной деятельности. Таким образом, систематическая

целенаправленная образовательная деятельность по ознакомлению

дошкольников с историей и культурой родного края оказывает

эффективную помощь в реализации задач воспитания детей дошкольного

образования.

1.3.2. Система оценки результатов освоения Программы (особенности проведения педагогической диагностики) Результаты достижений по целевым ориентирам Программы воспитания не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения за поведением детей. В фокусе педагогической диагностики находится понимание ребенком смысла конкретной ценности и ее проявление в его поведении.

Публикации по теме:

«Плюсы и минусы программы «Первые шаги» и основные её отличия от программы «От рождения до школы»» В 2019-2020 учебном году на базе нашего МДОУ № 49 В группе № 14 была создана пилотная площадка, которая является Федеральной пилотной площадкой.

Результаты освоения воспитанниками образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией Критерий 1 "Результаты освоения воспитанниками образовательных про-грамм по итогам мониторингов, проводимых организацией" (по результатам.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 5. Планируемые результаты 1.2. Планируемые результаты освоения Программы Объясняет экологические зависимости; устанавливает причинно-следственные связи.

Фото и видеоотчет «Целевые зимние прогулки с детьми ОВЗ разновозрастной группы«Фото и видеоотчет «Целевые зимние прогулки с детьми ОВЗ разновозрастной группы« Про прогулку рассказать очень хочется опять! Чтоб у всех на удивленье повышалось настроение! Прогулки в холодное время года бывают не менее.

Фотоотчёт «Форум «Ориентиры детства 2.0». Часть 1Фотоотчёт «Форум «Ориентиры детства 2.0». Часть 1 Уважаемые педагоги, хочу предложить вам посетить всероссийский форум работников дошкольного образования, который состоялся в Москве 26.

Фотоотчёт. Форум «Ориентиры детства 2.0». Часть 2Фотоотчёт. Форум «Ориентиры детства 2.0». Часть 2 Состоявшийся в Москве 26 августа форум помогает педагогам выстроить индивидуальную траекторию развития собственных компетенций, обрести.

Фотоотчёт о форуме «Ориентиры детства 2.0 Николай Веракса»Фотоотчёт о форуме «Ориентиры детства 2.0 Николай Веракса» Уважаемые педагоги, представляю вашему вниманию лекцию ректора Международной педагогической академии дошкольного образования (МПАДО,.

Фотоотчёт о форуме «Ориентиры детства 2.0». Спикеры форумаФотоотчёт о форуме «Ориентиры детства 2.0». Спикеры форума Спикеры форума – ведущие эксперты в образовании, психологи, педагоги – новаторы. Профессионалы дошкольного образования дали актуальные.

НОД Целевые прогулки «Наблюдения за одуванчиками».НОД Целевые прогулки «Наблюдения за одуванчиками». Содержание организованной образовательной деятельности. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская,.

Примерные ориентиры нормального развития ребенка Существуют определенные поведенческие ориентиры, позволяющие заподозрить нарушение темпа психического развития ребенка. Знание этих ориентиров.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Целевые ориентиры и планируемые результаты освоения программы воспитания
Опубликовано: 27 мая 2022 в 13:37
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Целевые ориентиры и планируемые результаты освоения программы воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Молоствова (УИ 43250) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД