Ирина Молоствова
Целевые ориентиры и планируемые результаты освоения программы воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №14 «Белочка»
Целевые ориентиры и планируемые результаты освоения Программы воспитания
Старший воспитатель
Молоствова И. А.
I квалификационная категория
Моршанск 2022
Публикация «Целевые ориентиры и планируемые результаты освоения программы воспитания» размещена в разделах
Рабочая программа воспитания Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №14 «Белочка» (далее – Рабочая программа воспитания, Программа воспитания) разработана в соответствии:
с требованиями Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года;
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
Примерной рабочей программы воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, разработанной сотрудниками Института стратегии развития образования РАО в рамках государственного задания и одобреной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20).
Рабочая программа воспитания является компонентом Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ №»14 «Белочка» и призвана помочь всем участникам образовательных отношений реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности. Срок реализации Рабочей программы воспитания, как и основной образовательной программы дошкольного образования пять лет. Реализуемая в ДОУ основная образовательная программа дошкольного образования разработана в соответствии с ФГОС ДО с учётом примерной
образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2019 г.
Коллектив ДОУ вправе разрабатывать и включать в Программу направления, которые помогут в наибольшей степени реализовать воспитательный потенциал детского сада с учетом имеющихся социальных, кадровых и материально-технических ресурсов.
Раздел I. Целевые ориентиры и планируемые результаты
Главная цель Программы воспитания Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №14 «Белочка» – личностное развитие ребенка дошкольного возраста, проявляющееся:
в овладении первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;
в развитии позитивного отношения к этим ценностям;
в приобретении первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
Главной задачей Программы является создание организационно-педагогических условий в части воспитания, личностного развития и социализации детей дошкольного возраста. Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода (от 1,5 до 3 лет, от 3 до 7 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными действующими нормативными правовыми документами в сфере дошкольного образования. Задачи воспитания соответствуют основным векторам воспитательной работы.
Направление
воспитания Задачи воспитания для детей
1,5-3 лет Задачи воспитания для детей 3-7 лет
Патриотическое/
Родина, природа Воспитывать привязанность,
любовь к семье, близким, окружающему миру Воспитывать любовь к своей малой родине, чувство привязанности к родному
дому, семье, близким людям.
Развивать представления о своей стране.
Социальное/
Человек, семья,
дружба,
сотрудничество Воспитывать принятие понятий, что такое «хорошо» и «плохо».
Воспитывать интерес к другим детям и способность бесконфликтно играть рядом с
ними.
Формировать проявление позиции «Я сам!».
Воспитывать доброжелательность,
проявление сочувствия, доброты.
Формировать чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны
взрослых.
Формировать способность к
самостоятельным активным действиям в общении.
Формировать способность общаться с другими людьми с помощью вербальных и невербальных средств общения. Формировать умение различать основные проявления добра и зла.
Воспитывать принятие ценностей семьи и общества и уважение к ним, правдивость, искренность, способность к сочувствию и заботе, к нравственному поступку.
Воспитывать чувство ответственности за свои действия и поведение. Воспитывать принятие и уважение к различиям между людьми.
Формировать основы речевой культуры.
Воспитывать дружелюбие и
доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, способность взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел.
Познавательное/
Знание Формировать интерес к
окружающему миру к окружающему миру и активность в поведении и деятельности. Воспитывать любознательность, наблюдательность, потребность в
самовыражении, в том числе творческом, активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой,
коммуникативной и продуктивных видах
деятельности и в самообслуживании, обладающий первичной картиной мира на
основе традиционных ценностей
российского общества.
Физическое
и
оздоровительное/
Здоровье Формировать навыки самообслуживания: моет руки, самостоятельно ест, ложится спать и т. д.
Воспитывать стремление быть
опрятным.
Формировать интерес к физической активности.
Воспитывать стремление соблюдать элементарные правила безопасности в быту, ОО, на природе. Формировать основные навыки личной и общественной гигиены, стремление соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме (в том числе в цифровой среде, природе.
Трудовое/ Труд Воспитывать умение поддерживать элементарный порядок в окружающей
обстановке. Воспитывать стремление помогать взрослому в доступных действиях. Воспитывать стремление к
самостоятельности в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных видах деятельности. Воспитывать понимание ценности труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности, трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности.
Этико
эстетическое/
Культура и красота Воспитывать эмоциональную отзывчивый к красоте. Формировать интерес и желание заниматься продуктивными видами деятельности. Воспитывать способность воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве, стремление к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, формировать зачатки художественно-эстетического вкуса.
Задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной работы. Цели и задачи воспитания реализуются в течение всего времени нахождения ребенка в детском саду, во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО). Все виды детской деятельности осуществляются в разных формах:
совместной деятельности взрослых и детей, в которых взрослые открывают ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками, реализуют культурные практики, в
которых осуществляется самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержания,
в свободной инициативной деятельности ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).
1.1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания.
В процессе освоения ценностных ориентаций личность строит определенную траекторию своего движения, сообразуясь с ценностями самопознания, самооценки и саморазвития.
Методологической основой Программы воспитания является культурно-исторический подход Л. С. Выготского и системно- деятельностный подход. Программа основывается на базовых ценностях воспитания, заложенных определении воспитания, содержащимся в Федеральном законе «Об образовании в РФ» : формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи:
• развитие субъектности и личности ребенка в деятельности;
• личностно ориентированной педагогики сотрудничества;
• развитие личности ребенка в контексте сохранения его индивидуальности; духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержания воспитания; идея об онтологической (бытийной) детерминированности воспитания;
• идея о личностном смысле и ценности воспитания, о сущности детства как сензитивном периоде воспитания;
• теории об амплификации (обогащении) развития ребёнка средствами разных «специфически детских видов деятельности».
Программа воспитания построена на основе ценностного подхода, предполагающего присвоение ребенком дошкольного возраста базовых ценностей и опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизма. Каждый ребенок имеет право на признание его в обществе как личности, как человека, являющегося высшей ценностью, уважение к его персоне, достоинству, защита его прав на свободу и развитие.
Принцип субъектности. Развитие и воспитание личности ребенка как субъекта собственной жизнедеятельности; воспитание самоуважения, привычки к заботе о себе, формирование адекватной самооценки и самосознания.
Принцип интеграции. Комплексный и системный подходы к содержанию и организации образовательного процесса. В основе систематизации содержания работы лежит идея развития базиса личностной культуры, духовное развитие детей во всех сферах и видах деятельности.
Принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение.
Принцип учета возрастных особенностей. Содержание и методы воспитательной работы должны соответствовать возрастным особенностям ребенка.
Принципы индивидуального и дифференцированного подходов. Индивидуальный подход к детям с учетом возможностей, индивидуального темпа развития, интересов. Дифференцированный подход реализуется с учетом семейных, национальных традиций и т. п.
Принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона.
Принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы
ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения.
Принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения.
Принципы инклюзивного образования. Организация образовательного процесса, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурноэтнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.
1.2. Целевые ориентиры и планируемые результаты освоения Программы воспитания
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер,
а деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов. Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии
развития не получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном развитии человека в будущем.
1.2.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и раннего возраста (до 3 лет)
Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3-м годам)
Направление воспитания Ценности Показатели
Патриотическое Родина, природа Проявляющий привязанность, любовь к семье,близким, окружающему миру.
Социальное Человек, семья,
дружба,
сотрудничество Способный понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо». Проявляющий интерес к другим детям и способный бесконфликтно играть рядом с ними. Проявляющий позицию «Я сам!». Доброжелательный, проявляющий сочувствие, доброту. Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых. Способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении. Способный общаться с другими людьми с помощью вербальных и невербальных средств общения.
Познавательное Знание Проявляющий интерес к окружающему миру и активность в поведении и деятельности.
Физическое и оздоровительное Здоровье Выполняющий действия по самообслуживанию: моет руки, самостоятельно ест, ложится спать
и т. д. Стремящийся быть опрятным. Проявляющий интерес к физической активности. Соблюдающий элементарные правила безопасности в быту, в детском саду, на природе.
Трудовое
Труд Поддерживающий элементарный порядок
в окружающей обстановке. Стремящийся помогать взрослому в доступных действиях. Стремящийся к самостоятельности в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных видах деятельности.
Этико-эстетическое Культура и красота
Эмоционально отзывчивый к красоте. Проявляющий интерес и желание заниматься продуктивными видами деятельности.
1.2.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 7 лет)
Портрет ребенка дошкольного возраста (к 7-ми годам)
Направление воспитания Ценности Показатели
Патриотическое Родина, природа Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям.
Социальное Человек, семья,
дружба,
сотрудничество Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий ценности семьи и общества; правдивый, искренний; способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку; проявляющий зачатки чувства долга: ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми. Освоивший основы речевой культуры. Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел.
Познавательное Знание Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом; проявляющий активность, самостоятельность, субъектную инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании; обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества.
Физическое и оздоровительное Здоровье Владеющий основными навыками личной и
общественной гигиены, стремящийся соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме (в том числе в цифровой среде, природе.
Трудовое
Труд Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности; проявляющий трудолюбие и субъектность при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности.
Этико-эстетическое Культура и красота
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве; стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности; обладающий зачатками художественно-эстетического вкуса.
1.3. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
1.3.1. Потенциал социокультурного пространства Тамбовской области
для воспитания детей дошкольного возраста
Тамбовская область — край живописнейшей природы, самобытной культуры
и богатых духовных традиций. Тамбовская область славится богатейшей историей, большим количеством памятников истории и культуры, а также природными заповедниками, многие из которых имеют статус памятников природы федерального и областного значения. Знакомя воспитанников с родным городом целесообразно, сначала привлечь внимание детей к тому, что они часто видят, с чем встречаются постоянно, но порой не замечают. Это позволяет раскрыть интерес дошкольников к истории и культуре родного края, города, открывает уникальные возможности для первоначальной ориентации ребёнка в мире культуры, становления его творческой индивидуальности.
Задача педагога подготовить ребёнка к этой встрече с чудом, при этом необходимо тесное сотрудничество с родителями. Формирование
патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. При внимательном отношении
родителей к вопросам патриотического воспитания к своему городу
каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств
ребёнка. Воспитание интереса и любви к родному городу обеспечивается
созданием единого воспитательного пространства, в котором
осуществляется взаимодействие различных учреждений и субъектов социальной жизни. Активное участие в воспитательной деятельности
могут принимать различные учреждения культуры музеи, библиотека, театры, почта, парки и др. Таким образом, задача образовательного учреждения заключается в обеспечении формирования у воспитанников :
• нравственной и гражданской позиции по отношению к родному краю,
городу и России;
• толерантности по отношению к ценностям различных культур.
Все аспекты воспитательного потенциала становятся реальными
ресурсами в воспитательной деятельности. Таким образом, систематическая
целенаправленная образовательная деятельность по ознакомлению
дошкольников с историей и культурой родного края оказывает
эффективную помощь в реализации задач воспитания детей дошкольного
образования.
1.3.2. Система оценки результатов освоения Программы (особенности проведения педагогической диагностики) Результаты достижений по целевым ориентирам Программы воспитания не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения за поведением детей. В фокусе педагогической диагностики находится понимание ребенком смысла конкретной ценности и ее проявление в его поведении.