Тамара Ахполова
Быт и традиции осетин
▼ Скачать + Заказать документы
Опустошительные завоевания монголо-татар и нашествие полчищ Тимура заставили алан-осетин покинуть обжитые равнины Северного Кавказа. Они поселились в горах,в труднодоступных местах. Численность населения росла поэтому людям приходилось экономить каждый клочок земли.
Жилище осетин в горах называлось сакля. Дома находились так близко друг от друга, что одна постройка висела над другой,а крыши нижних построек служили дворами для верхних. Вместо улиц, узкие и кривые тропы, по которым зимой во время гололёда приходилось передвигаться с особой осторожностью. По традиции дома строили в один или два этажа. Нижний этаж имел хозяйственное назначение, там содержали скот. Второй этаж служил жильем для семьи. Двухэтажные дома могли себе позволить себе те, кто жил побогаче. На втором этаже жила вся семья, а на первом содержали скот и хранили хозяйственный инвентарь.
Публикация «Быт и традиции осетин» размещена в разделах
Строили дома из специального горного плоского камня. Промежутки между камнями смазывались глиной или заполнялись землей. Верх тоже засыпался глиной или землей с мелким щебнем, все это плотно утрамбовывалось. Крыша получалась ровной и служила хозяйственным двором.
Хорошо иметь такую крышу в горах. Она использовалась для молотьбы хлеба, сушки зерна, шерсти. Еще она служила танцплощадкой во время торжеств.
Полы в сакле делались земляные, реже из досок. Окнами служили небольшие отверстия,которые в холода закрывали досками,а то и просто пучком соломы. Жилище состояло из нескольких помещений. Главное жилое помещение, где горел очаг, именуемый по осетински «къона», называлось «хадзар».
До сих пор в горах можно встретить башни: сторожевые, боевые и жилые. Они свидетельство беспокойной военной жизни горцев. Башни имели форму четырёхугольной усечённой пирамиды, высотой обычно в 3-4 этажа. За постройку такого сооружения строителям платили 10,а то и более коров. Вход в башню делали на уровне второго этажа. Тяжелая массивная дверь надежно защищала от проникновения внутрь врагов. Подъём осуществляли с помощью деревянной лестницы. Когда в горах стало спокойнее, к башням стали пристраивать домики. Они служили для жилья многочисленной семьи, а также хозяйственных нужд.
Богатые семьи обносили все свои строения высокой каменной стеной. Такую крепость осетины называли «галуан».
Осетины занимались скотоводством, земледелием, кузнечным делом. **Раньше осетины жили большими семьями. Нередко в одном дворе прожи-вало до 60 человек. Такие семьи включали в себя 3-4 поколения ближайших родственников : деда, его сыновей с жёнами, внуками и правнуками. Жизнь семьи была тесно связана с «хдзаром». В таких семьях было много детей и их воспитанию предавалось очень большое значение.
После 8 лет девочек отделяли от мальчиков и учили помогать по дому, уха-живать за малышами. Девочек учили шить, вязать, вышивать, обрабатывать шерсть, играть на музыкальных инструментах и танцевать.
С 12 лет мальчиков воспитывали мужчины. Их учили работать в поле, пасти лошадей, заготавливать дрова и сено, строить и ремонтировать дом. Мальчиков учили джигитовке и владению оружием, учили петь, танцевать, играть на арфе. У осетин есть такая пословица «Лучше не иметь никакого потомства, чем иметь плохое потомство».
***
Осетинское слово «хдзар» имеет два значения, в широком смысле оно означает «дом, жилище», а в узком- главное жилое помещение, где горит очаг, именуемый по- осетински «къона».
Хдзар по линии очага делился на две части: правую (мужскую) и левую
(женскую). В мужской половине хдзара находилась большая часть мебели.
У очага стояло почетное кресло хозяина дома, деревянный диван - тахтин, стулья, а на стене висел железный светильник.
Здесь же, на колышках, вбитых в стену, вверх ножками лежал традицион-
ный трехногий столик («фынг»). На стенах мужской половины помещения
висели мужские бурки, башлыки и оружие, являвшееся главной гордостью
хозяина дома.
На женской половине дома была расставлена домашняя утварь-деревян-
ная посуда, рога для напитков, глиняные кувшины и др. У очага стояла
люлька для ребенка, ящик для хранения посуды, корыто («арынг»). Здесь
ежедневно готовили пищу, делали сыр и другие продукты длительного
хранения, ткали сукно, шили одежду и т. д. К хдзару примыкала кладовая
(«къбиц», в которой единолично распоряжалась старшая хозяйка
(«фсин»).
Женщины без особой необходимости на мужскую половину хдзара не ходили, тем более, что пищу для хозяина дома и гостей подавали младшие мужчины семьи. Не только женщина не имела права свободного входа на мужскую половину, но и мужчина также не переступал мысленную границу, делившую помещение хдзара. Подавая еду, младшие мужчины пересту-пали эту условную границу только позади очага и никогда- впереди него.
В доме было несколько опорных столбов («цджындз», центральный из
которых, как правило, был украшен резьбой.
Когда молодому человеку приходило время жениться, он пристраивал к
хдзару новое помещение- семейную комнату «уат». Здесь стояла деревян-
ная кровать, устланная войлоком или ковром. Здесь же хранились много-
численные тюфяки, одеяла и подушки.
Жилище в качестве одного из основных мест ведения хозяйства было отда-
но в почти безраздельное владение женщине. Мужчина чувствовал себя
чуть ли не гостем, несмотря на то, что в силу господствующего положения
в семье и обществе восседал в доме на почетной половине. Но, например,
находиться днем в семейной комнате считалось для мужчины позором.
**Главным был старший по возрасту мужчина. Иногда после смерти мужа главной в семье становилась его жена. Старший в доме распределял обязанности по домашнему труду и сам наравне со всеми трудился. Старшему в доме подчинялись все. Древний старец имел право отчитывать своего седовласового сына, уже дедушку,и последний выслушивал отца молча, с опущенной головой. Даже взрослые сыновья не смели сидеть в присутствии отца или деда.
Женщина, в присутствии мужчин не могла сидеть и разговаривать в при-сутствии мужчин. Заплатив за жену её родителям большой калым, муж считал её своей собственностью. Вместе с тем, в семье и в обществе женщина пользовалась особым почтением. Только женщина своим появлением в кругу разбушевавшихся мужчин могла прекратить ссору. При виде женщины на улице старики вставали, приветствуя её. Мужчины считали позором бить и оскорблять женщину. Нельзя в присутствии старших вести себя развязно, проявлять невоспитанность. Требуя все это, старшие сами служили примером для младших.
**Одежда осетин была очень бедной. Мужчины носили рубашку – бешмет (куырат, на него сверху одевали черкеску (цухъа). На груди черкески по обеим сторонам пришивали кармашки с отделениями для газырей (бари-
ига) – басырницы (бариагъуд). Черкеска перетягивалась ремнем с сереб-ряными или медными пряжками. Пояс – обязательная часть осетинской мужской одежды, на нем висел кинжал. Важными частями мужской одежды также являются: бурка (нымат, башлык (капюшон с длинными концами, войлочная шляпа (ныматхуд). Основным видом обуви были чувяки и ноговицы. Их изготавливали из цельного куска домотканного сукна или кожи.
При необходимости осетины носили шубу из овечьих шкур,бурку (къарс)
Женская одежда состояла из юбки, сшитой из шелка, шелкового нагрудника, который украшался серебряными с позолотой застежками (риуыгънаджыта). Сверху одевалось платье, имевшее сплошной разрез спереди. Платье укра-шалось узорами национального орнамента (разгамта). Обязательная при-надлежность – пояс из широкой тесьмы или серебра, у богатых – из золота.
Очень красив национальный костюм осетин сегодня.
Традиционная мужская одежда – черкеска, рубаха, шаровары, бурка, шуба из овчины.
Головные уборы – папаха из овчины или каракуля, башлык. Обувь – ногови-цы, сапоги, чувяки из кожи.
Неизменная принадлежность мужского костюма – кинжал.
Женская одежда – платье, доходившее до пят с длинными нарукавниками, под ним – шелковая юбка, носили короткий передник с широким поясом. К платью пришивались серебряные с позолотой украшения.
**Основной пищей человека являлись хлебные изделия. Самое первое место, до недавнего времени, занимал кукурузный чурек – кардзын.
Из кукурузной муки делали тесто и запекали лепешки в горячей золе. Они были очень вкусные и ели их с холодным молоком. До сих пор многие осе-тины пекут чурек. И сейчас их уже продают в хлебных магазинах.
Как раньше, так и сейчас любимой едой остаются осетинские пироги, которые делались с разной начинкой : Уалибах (с сыром,Картофджин (с картош-кой,Сахараджин (со свекольными листьями).
У осетин есть хорошая традиция – угощать гостей тремя пирогами. Эта тра-диция своими корнями уходит глубоко в древность.
Традиционная форма пирогов круглая. Круг, как символ «земли – беско-нечности – законченности). Число 3 связано с важнейшими категориями жизни: Бог, солнце, земля. Разрезают пироги двумя прямыми пересека-ющимися линиями, символизирующими крест. Это центр мира и четы-рёх направлений вселенной. Тарелку с пирогами не крутят.
После пирогов идет мясная пища: баранина, говядина.
Самое популярное мясное блюдо -это шашлык, (физонаг). Его готовили из мягких частей баранины или говядины на железном или деревянном шампуре – уахст, над раскаленными древесными углями.
Очень любят осетины готовить блюда и из курицы. На стол к трем пирогам подается отварная целиком курица.
А во время больших торжеств делается кусарт. Существует строгий порядок в подаче различных частей кусарта к столу и распределения их между сидя-щими. Самыми почетными частями считаются голова и шея. В знак уважения они подаются только старшему. Младшим подают уши, чтобы они слушали и были послушными.
Часто готовили блюда из фасоли. (Дзарна -отваривают зерна кукурузы, пше-ницы, ржи и фасоли).
Большой популярностью в осетинской кухне пользуются и молочные продукты. (кефир, масло, сыр, сметана, дзыкка).
А еще, ни один праздник, ни одно пиршество не проходило и не проходит без осетинского пива (баганы) и кваса (къуымал).
**После тяжелого труда осетины любили отдыхать. Во время отдыха они много танцевали, играли.
На праздниках часто устраивают соревнования наездников, славящихся своей смелостью и ловкостью среди джигитов.
Народ Осетии очень любит веселиться, петь танцевать. У них много разных музыкальных инструментов. На них умеют играть: взрослые и дети. На гармошке играют в основном женщины, в это время мужчины танцуют. Очень красив осетинский танец. Танцевальное искусство у осетин занимает весьма почетное место. Оно также древне, и есть какая-то особая сила в танцах и песнях осетин.
Осетины очень добрые, отзывчивые люди. Они очень дружелюбны. Они не любят, когда идет война, а любят мир и покой! Осетины очень высоко ценят дружбу.