Светлана Ивлева
Бумагопластика как метод и прием в формировании конструктивных умений детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
С. А. Ивлева
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №3
комбинированного вида»
г. Орла
Опыт практической деятельности показывает, что дети, пришедшие в детский сад из дома в 3-х летнем возрасте, сильно ограничены в развитии ручной моторики, работа по ее формированию ведется долго и сложно.
Публикация «Бумагопластика как метод и прием в формировании конструктивных умений детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Бумага является одним из первых материалов, с которым ребенок знакомится. Это уникальный материал для формирования сенсомоторных навыков детей. Работа обеих рук повышает активность головного мозга, развиваются психические процессы: логическое мышление, речь, воображение, внимание, совершенствуется мелкая моторика. Во время работы с бумагой происходит массаж пальцев рук. Одним из средств развития ребёнка является бумагопластика.
Бумагопластика – это создание на любой поверхности различных художественных композиций, другими словами это моделирование из бумаги. Закладывать основные знания о бумаге и ее свойствах необходимо в 3-4 летнем возрасте детей. Бумагопластика не только полезное занятие, но и интересное развлечение, в процессе которого ребенок поглощен творческой деятельностью, увлечён собственным трудом, развивается как личность, учится общаться и помогать другим детям,а так же ребенок учится обыгрывать те персонажи, которые он создает, входит в его, персонажа, образ.
Проблема формирования конструктивных умений у детей младшего дошкольного возраста посредством бумагопластики выбрана мною не случайно, так как развивающий потенциал данного направления, используемого в работе с детьми, высок.
Формирование конструктивных умений происходит в несколько этапов:
1. Знакомство детей со свойствами бумаги. Обследование бумаги как материала :
- что такое бумага?
-какая бывает бумага?
-как меняется форма бумаги при сминании?
- узнать о прочности бумаги на разрыв, сминание, скручивание и т. д.
- какие инструменты взаимодействует с бумагой (карандаш)
2. Обучение детей приёмам работы с бумагой.
Приём «сжатие».
- предлагаем детям бумажный квадрат положить на ладонь и сжать ее в кулачок;
Приём «скатывание»
- разжимаем кулачок и круговыми движениями ладоней обеих рук делаем «комочек»;
Приём «раскатывание»
- раскатываем бумажный квадрат ладонями обеих рук в удлиненную заготовку «жгут».
3. Нанесение заготовок на основу (фон, шаблон) :
Алгоритм действий
- показываем, что на шаблоне есть специально отмеченные места (кружочки, чтобы ребенку было легче ориентироваться;
- смачиваем заготовку в клее ;
- выкладываем заготовки по контуру;
- выкладываем заготовок внутри шаблона.
Работа по формированию конструктивных умений у детей младшего дошкольного возраста посредством бумагопластики ведется систематически, по авторскому плану. Опыт работы по теме был представлен в 2021-2022 учебном году на открытом мероприятии для педагогов города. Так на неделе новатора было показано занятие «Шубка для лисы», а для слушателей курсов повышения квалификации «Института развития образования» проведен мастер- класс по теме: «Кленовые листочки».
Материал мастер - класса представлен в данной статье.
«Кленовые листочки»
Цель: познакомить с одним из видов бумагопластики.
Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня наш мастер- класс будет посвящен работе с одним из доступных и пластичных материалов- бумаге.
Но прежде чем приступить к практической части, позвольте мне обратиться к истории.
В древние времена различные народы широко использовали прикладывание в украшении дома и одежды. Например, казахи украшали войлочные ковры, юрты; татары мягкие кожаные сапоги, седла; народы Севера на кожаную одежду нашивали узоры из меха; русские делали украшения из ткани. Сейчас мы то называем аппликацией- вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целы композиций из цветных кусочков ткани, меха, кожи, войлока, цветных бусин, шерстяных нитей, ну и конечно же бумаги.
Нам с вами уже давно известно, что бумага очень доступный и легкий в работе материал, его можно:
- сгибать, складывать;
- резать;
- обрывать;
-скомкивать, сминать и т. д., так появилась бумагопластика.
Бумагопластика- это создание на любой поверхности различных фигур, художественных композиций, другими словами это моделирование из бумаги.
Итак, приступим к практической части нашего мероприятия, и начать я хочу стихотворением Ю. Каспарова:
«Осенние листочки»
Листочки танцуют, листочки кружатся
И ярким ковром мне под ноги ложатся.
Как будто ужасно они занятые,
Зеленые, красные и золотые…
Листья кленовые, листья дубовые,
Пурпурные, алые, даже бардовые…
Бросаюсь я листьями вверх наугад-
Я тоже устроить могу листопад!
Я не случайно выбрала это стихотворение, мне бы хотелось вместе с вами сделать кленовые листья. Так как в этом году осенняя погода не позволила нам долго наслаждаться богатством красок, мы вместе с вами продлим осени ее очарование.
Алгоритм действий
1. Берем лист бумаги (он у вас разного цвета) складываем пополам.
2. К линии сгиба прикладываем шаблон (заранее подготовленный) прямой стороной и обводим его карандашом.
3. Вырезаем по намеченному шаблону и разворачиваем наш лист.
4. Способов сделать «гармошку» много, но я выбрала самый простой. Сейчас будем складывать от большей стороны к меньшей. Вы все это можете сделать без труда, т. к. еще в детстве мы делали себе веер, кукол и многое другое.
5. Теперь берем лист и кладем его длинной стороной вниз чтобы проволоку закрутить по середине у короткой стороны, стараемся не деформировать лист.
6. Сгибаем посередине и соединяем длинные концы клеем, хорошо прижимаем стороны, чтобы они склеились.
7. Расправляем складки, у нас получается кленовый листик.
8. И кульминационной частью является наше с вами коллективное закручивание листов к стволу, чтобы получилось осеннее дерево (каждый сам закручивает свой лист или я помогаю).
Спасибо, уважаемые коллеги, за ваш творческий потенциал, мне было очень приятно с вами сегодня работать. Надеюсь, что полученный опыт был полезен и будет использован вами в работе с детьми.
А закончить бы я хотела нашу встречу словами В. А. Сухомлинского: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев».
Творческих вам успехов!