Наталья С
Буктрейлер как инструмент повышения интереса к чтению у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Современный мир диктует условия, в которых традиции чтения с каждым годом утрачивают своё значение для формирования личности ребенка. Доступные гаджеты, являясь мощным мотивационным фактором воздействия как на общество в целом, и в, частности, на развитие ребенка, вытесняют книгу, потребность и интерес к ней постепенно утрачиваются. Это является тревожной проблемой, особенно для нашей страны, где к пропаганде чтения, в особенности в разрезе детского чтения, отводится важная роль в системе обучения и воспитания. Падение интереса у населения страны к чтению литературы влечет ухудшение владения родным языком, снижается уровень грамотности у населения.
Публикация «Буктрейлер как инструмент повышения интереса к чтению у старших дошкольников» размещена в разделах
Таким образом, вопрос о значимости и приобщению детей к чтению литературы можно отнести к достаточно важным и значимым в современных условиях, когда преобладание электронных технологий превалирует. И это является достаточно серьезным тревожащим фактором, так как под воздействием новых электронных технологий, в первую очередь, страдает речевое развитие ребенка— речь становится более конкретной, более сухой, дети реже употребляют в речи прилагательные, которые насыщают нашу жизнь эмоциями.
Нельзя сказать, что оградив детей от воздействия современных гаджетов, можно будет решить проблему. Важно создать условия, которые станут основой для возникновения мотивации у ребенка по привлечению к чтению книг. Условия, в которых книга сможет соперничать с современными технологиями в глазах современного ребенка.
Создавая мотивационную привлекательность для возникновения интереса к книге, мы способствуем развитию ребенка. В процессе общения с книгою ребенок учится думать, учится анализировать, развивается творчески, формируется нравственная и культурная основа его личности.
Чтение развивает речь, делая её правильной, четкой, понятной, образной, красивой.
Чтение развивает душу, учит сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.
Что необходимо, чтобы у ребенка появилось желание прочитать книгу?
Интерес. Любопытство. Удовольствие от процесса. Осознание радости от достижения конечной цели. Потребность в новых впечатлениях.
Как создать условия, чтобы учесть все перечисленные позитивные эмоции у ребенка по отношению к процессу чтения? Эффективным средством решения этой задачи, с нашей точки зрения, можно рассматривать такую инновационную форму работы со старшими дошкольниками, как создание материала по анонсированию книги для привлечения внимания ребенка к чтению художественного произведения – это буктрейлер.
Что такое Буктрейлер? Это короткий видеоролик, созданный по мотивам книги.
Основная его задача – рассказать о книге, заинтересовать читателя, создать мотивационную интригу, которая станет толчком для возникновения интереса у ребенка к сюжету художественного произведения.
Для практикующих педагогов-дошкольников такая форма работы может рассматриваться как интересный опыт взаимодействия с дошкольниками в процессе создания творческого продукта, что является не только средством приобщения ребенка к чтению и средством развития личности ребенка, но и является средством саморазвития педагога.
В этой связи такая форма работы с дошкольниками, как реализация деятельности по созданию буктрейлера, представляет интерес в условиях дошкольного учреждения.
«Как создать буктрейлер?»
Буктрейлер – это короткий видеорассказ о книге на 2-3 минуты. Он может быть создан в формате презентации, постановочного видео или с использованием современных спецэффектов и анимации. В буктрейлере раскрываются самые яркие моменты произведения.
Цель буктрейлера – рассказать о книге. Но этот рассказ должен содержать интригу, чтобы заинтересовать зрителя, подвести его к чтению книги.
Классификации буктрейлеров :
По способу визуального воплощения текста буктрейлеры могут быть :
1) игровые (минифильм по книге);
2) неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, рисунками, фотографиями и т. п.);
3) анимационные (мультфильм по книге).
Буктрейлеры можно классифицировать и по содержанию.
1) повествовательные (презентующие основу сюжета произведения).
2) атмосферные (передающие основные настроения книги и читательские эмоции).
3) концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).
Основные этапы создания буктрейлера :
1. Выбор книги для рекламы.
Мотиваций в выборе книг для создания буктрейлера может быть множество. Это и реклама новых книг, и продвижение книг-юбиляров, и создание буктрейлеров, приуроченных к датам и событиям и др. Но самое главное: выбранную книгу надо любить.
2. Создание сценария к буктрейлеру (продумать сюжет и написать текст).
Это самая сложная задача при создании буктрейлера.
Если это повествовательный буктрейлер - важно внести интригу и выстроить сюжет таким образом, чтобы читателю непременно захотелось узнать, что же будет дальше.
Если атмосферный – надо определить, какое же настроение у этой книги, и с помощью каких средств его можно передать.
Поэтому к написанию текста сценария нужно подходить очень продумано. Стоит взвешивать не то что каждое предложение, а каждое слово.
3. Подбор материалов для видеоряда.
Подобрать картинки, отсканировать иллюстрации книги, снять свое видео или найти видео в интернете. Если книга была экранизирована, можно использовать кадры из фильмов-экранизаций, но не увлекаться, иначе будет реклама не книги, а фильма.
4. Записать озвученный текст, если это предусмотрено по сценарию. Или подобрать музыку.
5. Выбрать программу для работы с видео. Их представлено множество.
6. Работая над видеороликом, можно использовать гиф, анимацию и футажи.
7. Заключительный этап - видеомонтаж (вырезать/склеить несколько фрагментов видео, добавить звуковую дорожку, изменить размер видео, субтитры и пр., наложить эффекты, переходы, разнообразную музыку, “свести” звук, потом записать на жесткий диск ПК.
Материалы для ролика:
фото- и видеоматериалы (или свои, или скаченные из Интернета);
иллюстрации и музыка (так же – или свои, или скаченные из Сети, озвучка (если есть возможность, лучше профессиональная);
цитаты из рекламируемого произведения;
разворот обложки с аннотацией ;
план работы.
План работы должен быть ориентирован на четыре важных момента:
задача буктрейлера : на что бы вы хотели обратить внимание потенциального читателя, который смотрит ваш ролик, чем собираетесь его заинтриговать, какие эмоции вызвать, как подтолкнуть к покупке книги и ее прочтению;
определить, какие именно картинки или отрывки видео соотносятся с идеей произведения и поставленной задачей;
проверить, подойдет ли видео или иллюстративный ряд выбранной музыке (музыка обязательно должна сочетаться с информацией и картинками, положительно воздействовать на воображение зрителя);
решить, как в ролике будет представлен текст – появлением на слайдах, субтитрами или же аудиозаписью – вместо музыки.
План для буктрейлера можно создать двумя способами:
Подобрать выразительные цитаты из текста — и под них найти подходящие иллюстрации, видео или музыку.
Или сначала выбрать иллюстрации, видео и музыку — и уже ориентируясь на этот материал, написать короткий сюжетный текст или подобрать необходимые цитаты из произведения.
При этом нужно четко понимать, какой именно буктрейлер вы создаете – атмосферный или повествовательный. И, исходя из этого, подбирать и цитаты, и иллюстрации, и музыку. И в предварительном плане прописать: «картинка 1 = цитата 1 = музыкальный момент 1».
Общие принципы буктрейлера :
1. Средний интервал ролика – 1-3 минуты. Конечно, при желании можно взять и больший временной отрезок, но лишь при условии логично выстроенного и сюжетного видеоряда. Не стоит переутомлять зрителей красивой и эффектной «водой».
2. Желательно соблюдать единообразие иллюстраций: если рисованные иллюстрации – значит рисованные, если аниме – значит аниме, если фото – значит фото. При этом желательно соблюдать стилистику музыки и видеоряда.
Так, строгие картинки в стиле фэнтези вряд ли будут сочетаться с разухабистыми частушками, а классический «Вальс цветов» – с аниме.
3. Ролик должен цеплять и интриговать. Для этого важно подбирать не только яркие и эффектные картинки, но и меткие цитаты. Не стоит пересказывать смысл произведения.
Если есть сложности с написанием сценарных фраз, можно использовать, например, яркие диалоги с обрисовкой конфликта и дальнейшим представлением главных героев.
4. Акцент на качество и простоту. Аудиотрек должен быть качественным, без шумовых эффектов и с одним уровнем громкости. Иллюстрации – четкими и без чужеродных элементов.
Если вы скачали картинки из Интернета, то сопровождающую их рекламу лучше замазать (редакторы для обработки – простейший Paint). Или сразу ищите рисунки и фото без крупных значков чужой рекламы.
5. Шрифт в титрах и субтитрах должен быть разборчивым и читабельным. Лучше использовать простой и привычный TimesNewRoman, чем красивый и витиеватый готический шрифт, который не сможет прочесть никто, кроме вас. Буктрейлер создается не для себя, а для потенциальных читателей. А значит – следует избегать лишних сложностей.