Светлана Галеева
Особенности обучения и воспитания ребёнка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
▼ Скачать + Заказать документы
Использование искусства в коррекционной работе.
В лечебной практике очень часто применяется – арттерапия Музыкотерапия является эффективным средством развития личности ребенка, его поведения В процессе чтения или прослушивания литературного произведения дети невольно учатся понимать и распознавать поведение, чувства, поступки героев. Рисование помогает ребенку преодолеть свои недостатки, научиться управлять своими реакциями и поведением. В игре ребенок начинает исследовать систему социальных отношений, правил поведения, норм, так как они в игровых условиях представлены детям в близкой наглядно-действительной форме. Кукольные театры и эстрадные миниатюры ребёнок учится распознавать поведения героев и применять роли на себя. Педагогам и воспитателям дошкольных учреждений (и родителям тоже) важно знать правила Соблюдение режима дня, режима нагрузок и отдыха ребенка! Проводить занятия в первой половине дня, исключить во второй половине дня кружки дополнительного образования. Во время занятия ничего лишнего не должно отвлекать внимание ребенка. Снизьте требования к аккуратности в начале освоения ребенком деятельности, формируя чувство успешности.
Публикация «Особенности обучения и воспитания ребёнка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
Строить занятия с учетом потребности в движении (включать упражнения, при выполнении которого ребенок будет перемещаться, двигаться; использовать физкультминутки; давать такому малышу задания например, стереть с доски, раздать карандаши При сильном возбуждении предлагать ребенку интересные «тихие» игры. Инструкции должны быть четкими и короткими. Просите ребенка их повторить. Предлагайте ребенку игры с правилами, поощряя их выполнение. Используйте тактильный контакт (прикосновение, поглаживание) На занятиях сажайте подвижного ребенка так, чтобы он меньше попадал в поле зрения других детей (например, сбоку или позади всех) И педагогу не придётся часто делать замечания, и ребенок будет удовлетворять свою потребность в активности, не мешая никому. При этом к малышу важно часто подходить, поглаживать или похлопывать дружески по плечу (и вместо замечаний, и в качестве поддержки и внимания к нему) Количество замечаний должно быть меньше позитивных обращений к ребенку. Гиперактивные дети — очень чувствительные, они остро реагирует на замечания, запреты. Таким детям необходимо много поддержки, сочувствия, теплоты, помощи. ВАЖНО, чтобы воспитатель психологически «принимал» гиперактивного ребенка, проявлял к нему интерес и участие! Задача психолога детского сада — оказывать помощь и поддержку воспитателям и педагогам в работе с такими детьми!
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) Одно из наиболее распространенных психоневрологических расстройств. СДВГ – это самая частая причина нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном возрасте, проблем в отношении с взрослыми и сверстниками. Рекомендации для родителей детей с СДВГ: Родителям ребенка необходимо обследовать его у невролога, получить рекомендации психолога по вопросам воспитания и развития. Не стоит торопиться с определением ребенка в детский сад на полный день. Необходимо постепенное привыкание к саду, начиная с нескольких часов. До трёх лет – возможно посещение развивающие занятия вместе с мамой. В 3-4 года – 2-3 часа в мини-садике, 4-5 лет — от нескольких часов до полудня, в 5-6 лет – возможен полный день пребывания в саду, соблюдая режим нагрузок и отдыха. При проявлении ребенком признаков переутомления (трудности засыпания, снижение аппетита, усиление перевозбуждения и трудности расслабления, необходимо снизить нагрузки, делать «выходные» ребенку. Очень полезны пешие прогулки, рисование пальцами, кистью; лепка, занятия с песком, водой.
Причины (факторы) СДВГ: 1. Биологические: А) Отягощенный анамнез (ранние органические повреждения мозга в периоды беременности и родов) – 43% риска для СДВГ. Патология течения беременности: токсикозы, угрозы прерывания, анемия, хронические соматические заболевания, действие токсических факторов. Патология в период родов: преждевременные, запоздалые, быстрые роды, слабость родовой деятельности, кесарево сечение, применение акушерских пособий. Патология периода новорожденности: асфиксия, родовая травма, недоношенность, переношенность, внутриутробная гипотрофия у доношенных детей, гемолитическая болезнь, анемия, сепсис. Нарушения раннего развития: синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, умеренная задержка моторного развития В) Генетические механизмы – 16% риска для СДВГ. 2. Социально-психологические: Воспитание в неполных семьях (чаще отсутствие отца). Частые конфликты в семье. Различные подходы в воспитании. Низкий уровень образования родителей. Продолжительная разлука с родителями. Длительное тяжелое заболевание и (или) смерть одного из родителей. Повторный брак у родителей. Алкоголь Проживание в условиях недостаточной материальной обеспеченности и/или неблагополучных бытовых условиях.
3. Неблагоприятное влияние внешней среды: Антропогенное загрязнение окружающей человека природной среды, во многом связанное с микроэлементами из группы тяжелых металлов (свинца, мышьяка, ртути, кадмия, никеля и др.) 4. Пищевые: Плохое или неправильное питание, ГМО. 5. Сочетание факторов.
Современный взгляд на проблему коррекции проявлений СДВГ предусматривает комплексный подход, включающий медикаментозные и не медикаментозные методы, которым в частности относятся модификация поведения, психотерапия, педагогические и нейропсихологические коррекционные методики и др. Психотерапия: Индивидуальная, поведенческая Групповая (игровая, арт-терапия, в т. ч., например, данс-терапия); Семейная (в т. ч. игровая); Для родителей – тренинги родительских навыков и компетентности).
Педагогическая коррекция: Учебные программы, ориентированные на индивидуальные стили обучения
Нейропсихологическая коррекция: Различные методики, направленные на улучшение взаимодействия между полушариями головного мозга.
Медикаментозная и другие виды терапии