анна тяпина
Конспект беседы «День снятия блокады» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
онспект беседы, посвященной «Дню снятия блокады» для старшей группы №6 МАДОУ №26
Тема беседы «День снятия блокады»
Воспитатель: Доброе утро дети.
Сегодня 27 января для всей нашей огромной страны огромный праздник – День Снятия Блокады Ленинграда. Я предлагаю почтить память погибших воинов - минутой молчания.
Много испытаний выпало на долю нашего народа в те далекие дни.
Публикация «Конспект беседы „День снятия блокады“ в старшей группе» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Блокада Ленинграда
- День Победы. Беседы к 9 мая
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Блокада…. Далеко как это слово
От наших мирных светлых дней.
Произношу его и вижу снова –
Голодных умирающих детей.
Как опустели целые кварталы,
И как трамваи мёрзли на пути,
И матерей, которые не в силах
Своих детей на кладбище нести.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое блокада?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно ребята, для жителей города – это слово в то время означало смерть. А вы знаете, сколько дней она длилась?
Ответы детей.
Воспитатель: Это были очень трудные дни и ночи.
27 января 1944 года была полностью снята блокада Ленинграда. Она продолжалась 872 дня. 29 октября 1966 года на западном берегу Ладожского озера был открыт мемориал "Разорванное кольцо".
Две железобетонные арки (вес 32 тонны, высота 7 метров) символизируют кольцо блокады, разрыв между ними — Дорогу жизни. У подножия кольца выбиты строки Бронислава Кежуна:
Потомок, знай: в суровые года,
Верны народу, долгу и Отчизне,
Через торосы ладожского льда
Отсюда мы вели дорогу Жизни,
Чтоб жизнь не умирала никогда.
Воспитатель: Скажите, мне пожалуйста, как назывался город раньше и как называется сейчас?
Ответы детей.
Воспитатель: А давайте мы вместе с вами посчитаем, сколько было имен у города? Начинаем: Петербург – один, Петроград – два, Ленинград – три, Санкт – Петербург - четыре. Молодцы, ребята, запомнили все названия – имена. А как называется город в настоящее время?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно Санкт – Петербург. А как мы называем жителей живущих в городе?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребята – жителей мы называем – петербуржцами.
Ребята, а кто помнит, когда началась война?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно, 22 июня 1941г. Фашисты окружили город со всех сторон. Началась тяжелая жизнь для нашего народа. Уходили воевать все, дети вставали к станкам, так как не кому было работать.
Воспитатель: Да, было тяжелое время, еды катастрофически не хватало. Какова была норма выдачи хлеба в то время, кто может мне сказать?
Отвечают дети.
Воспитатель: Норма была очень маленькая, всего 125 гр. Еще раз посмотрите на мольберт, как выглядел этот кусочек хлеба.
Воспитатель: Обратили внимание на то, как выглядел хлеб раньше и как сейчас. Ребята, а сейчас хлеб по вкусовым качествам такой же как и в военное время или нет?
Ответы детей.
Воспитатель: Да хлеб сейчас вкуснее. В военное время хлеб делали из овса, шелухи, солода. И мы с вами очень бережно обращаемся с хлебом.
Небольшие рассказы о блокадных днях.
ШКОЛА
В самые суровые дни блокады зимы 1941-1942 годов в осажденном городе работали 39 школ.
Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались.
Чтобы не бегать с учениками начальной школы из класса в бомбоубежище и обратно, уроки для них проводились только там. Вот удивительный экземпляр учебной тетради того времени. На ней детской рукой написана не школа, а порядковый номер бомбоубежища. Такое возможно было только в Ленинграде!
Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. Урок продолжался не более 25 минут, больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в неотапливаемых классах мерзли не только руки, но и замерзали чернила. Уроки учили наизусть. Отрывок из дневника школьника: "Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное окно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах. "
Но, несмотря на все трудности, ребята сдавали экзамены, получали оценки и переходили из класса в класс!
В сентябре 1942 года в городе вновь открылись школы. Учеников в каждом классе стало меньше, многие погибли от обстрелов и голода. В школах стало необычайно тихо, обессиленные голодные дети перестали бегать и шуметь на переменах. И в первый раз, когда двое мальчиков подрались на перемене, то учителя не отругали их, а обрадовались. «Значит, оживают наши ребятишки».
Новый год
Хотя обстановка в осажденном Ленинграде была очень тяжелой, тем не менее было принято решение о проведении школьных елок зимой 1942 года. В замерзшем темном городе звучала музыка, перед ребятами выступали артисты. Но главное, что в пригласительных билетах было написано, что их ждет обед. Ребята получали небольшую порцию супа, каши – роскошная еда по тому времени. А еще в город привезли мандарины и раздавали их детям. Это был самый лучший подарок от Деда Мороза. Его прижимая под одеждой, уносили домой – маме, младшим братьям и сестренкам.
Маленькие герои
Страдая от голода и холода жители – взрослые и дети – не сидели сложа руки, не ждали, когда их освободят, а как могли, боролись за родной город.
Не было таких событий в блокадном городе, в которых не участвовали юные ленинградцы. Они вставали к заводским станкам, заменяя погибших или ушедших на фронт взрослых. В 12-15 лет дети изготавливали детали для пулеметов, автоматов, артиллерийских снарядов. Чтобы ребята могли работать за станками, для них делали деревянные подставки. Сколько будет длиться рабочий день – никто не считал.
Дети вместе с взрослыми тушили пожары, уничтожили десятки тысяч зажигательных бомб. Разбирали завалы разрушенных зданий, очищая дороги и трамвайные пути.
С весны до поздней осени в 1942- 44 годах школьники работали на совхозных полях, чтобы обеспечить город овощами. Огороды тоже бомбили. Когда начинался налет, то по крику учителя снимали панамки и ложились лицом в землю. Было все: и жара, и дождь, и заморозки, и грязь. В два, в три раза перевыполняли норму ребята, собирали рекордные урожаи.
Школьники приходили в госпиталь к раненым. Они убирали в палатах, кормили тяжелораненных. Пели им песни, читали стихи, писали письма под диктовку. Заготавливали для госпиталя дрова. Ребята, была дорога, которая называлась «Дорога жизни», которая проходила по Ладожскому озеру. По этой дороге под огнём противника перевозили хлеб в город, а обратно везли детей, стариков, раненых. К весне поездки по льду стали опасными: часто машины шли прямо по воде, иногда проваливались.