Татьяна Сергеева
Блок экологических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Блок экологических игр
«Погружение» в мир животных Цель - формирование у детей системы знаний об объектах природы (животные) через игру.
В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, естественным проявлением и выражением жизненного опыта. Важным средством формирования психических функций малыша, его интеллекта является игра. Знаменитый учёный Эрик Берн пишет; «Весь процесс воспитания ребенка мы рассматривание как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть». Точно так же, как взрослый человек
Публикация «Блок экологических игр» размещена в разделах
обязан работать, ребенку необходимо играть. В дошкольной педагогике игра всегда имела
большое значение при ознакомлении с природой. Дети «погружаются» в любимую
деятельность и создают благоприятно эмоциональный фонд для воспитания «природного»
содержания. Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Все, что нравится детям, все. Что их «впечатлило. преобразуется практику игры. Экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, входят в их самостоятельную игру, становятся её содержанием. лучше, чем знания, воздействие которых затрачивает лишь интеллектуальную
сферу. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать внимания на формирование у детей бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира.
Эффективным средством ознакомления детей с окружающим миром природы является дидактическая игра, в которой процесс обучения осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного материала, с которым взаимодействуют дети.
Много нового узнали На экскурсии ходили Знания не растеряли Мы их в играх закрепили
Наблюдения в природе Где, чей дом? А что за птица?
Лист желтеет, осень вроде.
Ночью, почему сове не спится
Как приспособился верблюд, чтоб жить в пустыне жаркой
Зачем растения воду «пьют»
Для нас игра - загадка
Игры в руки мы возьмем и на все ответ найдем.
Игра первая - простая Мы научимся играя Животных расселять Домашних в дом к хозяину Л диких - в лес, в природу;
Ведь звери могут выжить в любую непогоду
Вторая игра - «Мои друзья»
Мы накормим своих животных - друзей
Для каждого мы подберем любимый корм быстрей
Третья игра нам поможет узнать
Как животные в природе могут выживать
Как помогает маскировка, когда кругом опасность
Какая им нужна сноровка, чтоб не оказаться в пасти
«Отгадай, где я живу» - вот четвертая игра Здесь используем модели, их так любит детвора Принципы взаимосвязи поможем понимать Пускай будут в игры дети с удовольствием играть!
Мною представлена серия игр для формирования экологических знаний о животных. Теоретико-методической базой данных игр являются концептуальные основы программы С. Н. Николаевой «Юный эколог».
Игра дли детей младшего дошкольного возраста.
• Игра «Кого встретил Стёпка?».
Цель:
Закреплять знания детей о домашних и диких животных, воспитывать любовь к животным.
Материал к игре:
Карточки с изображением домашних и диких животных, карточки «дом», «лес».
Игровое задание:
Поместить диких животных в лес, а домашних рядом с домом.
Содержание игры:
Дом. в котором живет щенок Стёпка, находится рядом с лесом.
Однажды щенок забрел в лес (а он был очень любопытный) и заблудился.
Там ему встретились животные, которых он раньше не видел.
- Каких животных встретил в лесу щенок?
- Почему их называют дикими?
- А какие животные живут со Стёпкой?
- Почему их называют домашними?
Игра для детей среднего дошкольного возраста.
• Игра «Мои друзья».
Цель:
Учить детей определять и называть корм животных соотносить определенный корм к определённым животным, развивать наблюдательность, воспитывать заботу.
Материал к игре:
Перфокарты с изображением животных и различного корма.
Игровое действие:
Накормить своих друзей - животных, соединить линией или обозначить значками, где чей корм.
Содержание игры:
Воспитатель предлагает накормить животных.
- Каких животных мы будем кормить?
- Какой корм любят эти животные?
- Выберите для каждого животного свой корм?
Игра для детей старшего дошкольного возраста.
Игра «Маскировка».
Цель:
Помочь детям понять способность животных маскироваться, осознавать умение приспосабливаться к условиям жизни в природе, развивать мышление.
Материал к игре:
Карточки желтого, белого, зеленого, черного цветов, моделирующие пустыню, снежый покров, траву, почву; картинки с изображением животных пустыни, с севера, животных обитающих в травяном покрове, в почве.
Игровое действие:
Распределить животных в соответствии со средой обитания, учитываю окраску животных и преобладающий цветовой фон среды обитания.
Содержание игры:
Воспитатель предлагает рассмотреть и назвать животных, назвать среду их обитания. Педагог говорит, что в природе много встречается опасности, им для животных необходимо маскировать, чтобы избежать врагов.
- Что помогает животным остаться незамеченными?
- Как это можно связать с условием их обитания?
- Расселите животных в соответствии со своей средой обитания, учитывая их способность к маскировке.
• Игра «Отгадай, где я живу».
Цель:
Помочь детям осознать принципы взаимосвязи животных с условиями жизни в природных зонах; формировать экологические представления; воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Материал:
Карточки белого, желтого, зеленого, салатового цветов, размером 18x26 см., с условными изображениями воды (много, мало, достаточно, почвы (бедной, богатой, достаточной). света (много, мало, достаточно, температуры (низкой, высокой, достаточной, а также картинки с изображением животных Севера (тундры, тайги, пустыни, джунгли.
l-ый вариант игры.
Ход игры:
На столах перед каждым ребёнком разложены карточки белого, жёлтого, зелёного.
салатового цветов с условными изображениями воды, почвы, света, температуры, а также картинки с изображением животных.
Воспитатель показывает детям картинку с белочкой и говорит, что она убежала из родного дома, заблудилась и не знает, куда ей возвращаться. Нужно помочь зверьку добраться лома. Но для этого надо знать, где он живет; описать это место: много ли там воды, света, тепла, богатая ли почва? Дети должны подобрать карточку, соответствующую условиям жизни белочки и поместить ее туда.
Воспитатель показывает детям верблюда и рассказывает его историю: решил верблюд посмотреть мир и поехал на север, но оказалось, что там долгая ночь, холодно, нет колючек, которыми он питается, и захотелось ему домой вернуться. Верблюд просит помочь отыскать место, где он живет. Дети находят карточку желтого цвета обозначающего пустыню и условий жизни там (высокая температура, мало воды, много света, бедная почва). Объяснив приспособленность животного к жизни в этих условиях, помещают верблюда на место.
Далее показывают животное; северный олень, обезьяна, которая тоже заблудилась и просит помочь найти свой дом. Дети находят карточки белого и салатового цветов с изображением условий жизни в этих природных зонах и размещают северного оленя на белой карточке. А обезьяну - па салатовой. Объясняет свой выбор.
«Потерявшаяся» звери радуются, что нашли свой дом. А дети делают выбор, что. все животные приспособлены только в определенной зоне.
Воспитатель может активизировать деятельность ребят, поместив белого медведя на карточке желтого цвета. Дети сразу замечают, что этого не может быть. У бслого медведя тёплый мех и толстый слой жира. Он не может жить в пустыне, ему там слишком жарко, и он может погибнуть. Белый медведь может жить лишь на Севере.
Иногда дети так увлекаются игрой, что сами начинают предлагать новых»потерявшихся» животных, чтоб найти свой дом. Воспитатель всегда поддерживает такой интерес и помогает малышам.
Игра требует определенных знаний о природных зонах, условиях жизни в них обычно и вызывают большой интерес.
2-ой вариант игры.
На столах у детей те же карточки белого, желтого, зеленого, салатового цветов и набор картинок с изображением животных - обитателей разных природных зон.
Xo д игры:
Воспитатель просит детей выбрать из набора нескольких животных и разместить каждого на той карточке, где оно сможет жить, где есть условия для его обитания. Дети выполняют задания, объясняя свой выбор. Например, на карточке белого цвета окажутся:
белый медведь, тюлень, морж; на карточке желтого цвета - гадюка, черепаха, верблюд, ящерица; на карточке салатового цвета - обезьяна, леопард.
Воспитателю можно, как и в первом варианте, на карточку белого цвета поместить, к примеру, джейрана, сайгака. Дети тут же замечают, что это животные пустыни и они не могут жить в условиях Севера.
На протяжении всей игры поддерживается интерес ребят к поискам дома для животных. Обычно большинство воспитанников быстро и охотно справляются с заданиями, а тем. кто затрудняется. оказывают помощь другие дети совместно с воспитателем.
Итог:
Данное пособие имеет практическую значимость. Материал отличается легкостью восприятия, логичностью и последовательностью изложения.
У детей наблюдается устойчивый положительный интерес к заданиям, стремление к их выполнению, положительно - эмоциональный настрой, как на сам материал, так и на познавательное взаимодействие с педагогом. Дети хорошо ориентируются в содержании заданий игр - правильно размещают животных, устанавливают взаимосвязи животных с условиями жизни, свои действия сопровождают речевыми пояснениями. Играя, дети реализуют свою познавательную активность, что влияет на становление, формирование их познавательного отношения к миру природы.