Получи документы

Блок осенних занятий в старшей группе «Осень в разноцветных красках»

Тамара Дмитриевна Аракелян
Блок осенних занятий в старшей группе «Осень в разноцветных красках»
▼ Скачать + Заказать документы

1-е занятие :

Программное содержание. Рассказать детям о композиторе Т. Попатенко. Вызывать эмоциональный отклик на песню печального, грустного характера, развивать умение высказываться об эмоционально-образном содержании музыки.

Ход занятия:

П е д а г о г. Дети, сегодня я сыграю вам песню композитора Тамары Александровны Попатенко. Большую часть своего творчества Т. А. Попатенко посвятила детям. Она написала множество песен, танцев, детских игр, сказок, музыку к спектаклям, мультфильмам. Ее произведения отличаются задушевностью, теплотой, похожи на русские народные песни.

Публикация «Блок осенних занятий в старшей группе „Осень в разноцветных красках“» размещена в разделах

Т. А. Попатенко изучала песни разных народов. Есть у нее и праздничные, торжественные песни, есть и шуточные, веселые. Со многими произведениями Т. А. Попатенко вы уже знакомы, например с песнями «Праздничная», «Птичка», «Елка», «Солнышко», «Машина», «Выйдем на парад» и др. Послушайте новую песню, которая называется «Листопад». Какое настроение выражено в ней, какой характер музыки? (Исполняет песню.) Д е т и. Музыка грустная, печальная.

П е д а г о г. Правильно, песня эта печальная, жалобная, хмурая. О каком времени года в ней поется?

Д е т и. Об осени.

П е д а г о г. Сейчас я исполню вам еще одну песню об осени - композитора М. И. Красева- «Падают листья». Какая она? (Исполняет песню.)

Д е т и. Ласковая, спокойная, чуть-чуть грустная.

П е д а г о г. Правильно, музыка спокойная, светлая, мягкая, нежная, задумчивая. Осень бывает разная. Вот деревья разукрашиваются желтыми и красными красками. Они переливаются на солнце. Лес становится сказочно-красивым. Это золотая осень. Но вскоре листья потемнеют, опадут, оголив деревья, все чаще и чаще будут лить дожди. Как грустно прощаться с летом, видеть, что природа увядает! Какая из песен выражает унылое настроение, передающее образ поздней осени, а какая - чувство любования, завороженности волшебной красотой золотой осени? Послушайте их еще раз (песни исполняются повторно).

Д е т и. Песня «Листопад» Т. Попатенко о поздней осени. Она печальная, жалобная, а «Падают листья» М. Красева о золотой. Она ласковая, нежная, мягкая, задумчивая.

П е д а г о г. Правильно, в песне Т. Попатенко слышится грустная мелодия, похожая на капельки осеннего дождя, а в песне М. Красева звуки мелькают, как золотой дождик из разноцветных, легких листьев. Кажется, что листочки подхватил ласковый ветер, закружил их на солнце. Мелодия поднимается вверх, кружится, спускается и опять поднимается. Какими чудесными красками наряжается природа! Послушайте обе песни еще раз (исполняет по одному куплету).

2-е занятие :

Программное содержание. Учить определять характер контрастных музыкальных произведений и связывать с ним соответствующее по настроению стихотворение (картину).

Ход занятия:

П е д а г о г. Дети, послушайте две песни об осени. Вспомните их названия, фамилии авторов и скажите, какое настроение выражено в них.

Д е т и. Песня «Листопад» Т. Попатенко грустная, печальная, ненастная, жалобная, а «Падают листья» М. Красева - светлая, мягкая, плавная, задумчивая.

Педагог. А сейчас послушайте стихи об осени (можно сравнить и две репродукции картин, например «Ранний снег» В. Поленова и «Золотая осень» И. Левитана; «Осень» М. Башкирцевой и «Золотая осень» И. Остроухова) и скажите, какой песне по настроению они соответствуют:

Небо холодное - в тучах;

Хмуры лужайки и чащи;

Слышен в березах плакучих

Ветер, уныло гудящий. (А. М. Жемчужников)

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера. (Ф. И. Тютчев)

Д е т и. В первом стихотворении настроение грустное, хмурое, как в песне «Листопад» Т. Попатенко; во втором - задумчивое, светлое, как в песне «Падают листья» М. Красева.

П е д а г о г. Послушайте песни еще раз (перед исполнением каждой читает стихотворение).

3-е занятие :

Программное содержание. Узнавать песню по вступлению, различать изобразительные моменты (капельки дождя, падающие листья, средства музыкальной выразительности (темп, динамику). Развивать образную речь детей, применяя слова из стихотворения.

Ход занятия:

П е д а г о г. Дети, послушайте фрагмент песни, вспомните ее название и автора (исполняет вступление к песне «Листопад» Т. Попатенко).

Д е т и. Это «Листопад» Т. Попатенко.

Педагог. Это вступление к песне. Как звучит музыка?

Д е т и. Печально, грустно, жалобно.

П е д а г о г. Я прочту вам стихотворение русского поэта Алексея Михайловича Жемчужникова, а вы сравните с ним по характеру песню (читает стихотворение). Обратите внимание, как поэт создает в стихотворении настроение печали, увядания природы: «небо холодное», «хмуры лужайки и чащи», «В березах плакучих», «ветер, уныло гудящий». А теперь послушайте вступление к песне (исполняет его). Какой характер музыки?

Д е т и. Унылый, грустный, печальный, хмурый.

П е д а г о г. Песня о поздней осени. Как музыка рассказала нам об этом? (Исполняет фрагмент повторно.)

Д е т и. Звуки отрывистые, легкие, тихие, как будто капает дождик, потом мягкие, плавные - это опадают листья с деревьев. Настроение грустное.

П е д а г о г. Правильно. Прислушайтесь еще раз, как в музыке изображается накрапывающий дождик. В начале и в конце вступления звуки отрывистые, тихие, как капельки дождя, а в середине плавные, скользящие, похожие на летящие листья (исполняет фрагменты). А теперь послушайте, как звучат аккорды сопровождения во вступлении (исполняет их вместе со звуком мелодии, приходящимся на каждый аккорд).

Д е т и. Легко, тихо, грустно.

П е д а г о г. Аккорды разукрашивают мелодию, звучат неуверенно, робко, вопросительно (повторяет фрагмент). А теперь послушайте мелодию песни, которая звучит после вступления. Какая она?

Д е т и. Тихая, жалобная, медленная, грустная.

П е д а г о г. Она звучит неторопливо, с остановками в конце каждой фразы, жалобно (исполняет фрагмент). Сопровождение мелодии тоже как бы сползает, будто катятся, стекают по стеклу капли дождя. Послушайте песню целиком (исполняет ее).

Листопад

Слова Е. Авдиенко, музыка Т. Попатенко

1. Тучи в небе кружатся,

Что ни шаг, то лужица,

Что ни шаг, что ни шаг,

Что ни шаг, то лужица.

2. День осенний хмурится,

Листопад на улице,

Листопад, листопад,

Листопад на улице.

3. По дороге стелется

Желтая метелица,

Желтая, желтая,

Желтая метелица.

Падают листья

Слова М. Ивенсен, музыка М. Красева

1. Падают, падают листья

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

2. Птицы на юг улетают,

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

3. В руки возьмем по корзинке,

В лес за грибами пойдем.

Пахнут пеньки и тропинки

Вкусным осенним грибком.

Музыка осени

Автор: Тучина Ирина Николаевна, Размер: 28.38 КB

Добавлен: 18.11.2013.

Цель занятия :

Формирование музыкальных и творческих способностей детей с учётом возможностей каждого ребёнка в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкальные движения, игра в оркестре, подведение детей к созданию образа осени посредством музыки, поэзии, изобразительного искусства.

Задачи занятия :

1. Образовательная – знакомство с творчеством итальянского композитора А. Вивальди; русского композитора П. И. Чайковского.

2. Развивающая – развитие вокально-хоровых навыков, умение играть на музыкальных инструментах, развитие чувства ритма.

3. Воспитательная – воспитание любви к музыке, к красоте родного края.

Тип занятия : Углубление и закрепление знаний.

Вид занятия : Урок-путешествие.

Информационно-методическое обеспечение:

презентация (репродукции картин, портреты композиторов, стихи об осени.

Содержание: «Осень» А. Вивальди

«Падают листья» Красёв

«Кукушка» Л. Дакен

«Осенняя песнь» П. И. Чайковского

«Осень наступила» Е. Ермолова

Новые понятия: арфа, оркестр, припев, куплет.

Виды и формы контроля: прослушивание,

контроль дыхания,

пение по руке,

дирижирование.

Прогнозируемые результаты:

эмоциональный отклик на музыку осени, осмысленно владеет способами певческой деятельности: подпевание, допевание, пропевание.

Ход занятия.

1. Музыкальное приветствие: “Добрый день”.

Колокольчик нам поёт,

Всех на “Музыку” зовёт.

Слышишь тонкий голосок,

Нам пора начать занятие :

Педагог аккомпанирует хоровому исполнению традиционного начала урока.

Добрый день (пропевает учитель по трезвучию до мажора - вверх)

Добрый день (пропевают ученики по трезвучию до мажора - вниз)

Говорим мы (пропевают ученики по трезвучию вверх)

Каждый день (пропевают ученики по трезвучию вниз)

Этими словами (пропевают ученики по ступеням звукоряда до 5-й ступени – вверх)

Здороваемся с вами (пропевают ученики с 5-й ступени – вниз).

Педагог: Я очень рада вас всех видеть в хорошем настроении. И сегодня я предлагаю нам всем отправиться в сказочное путешествие. Но сначала отгадайте мою загадку:

“Дождик с самого утра,

Птицам в дальний путь пора,

Громко ветер завывает,

Это всё когда бывает?” (Осенью)

Педагог: А как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке, с чем будет связано наше путешествие на уроке? Давайте прочитаем эпиграф. Как красиво в своём стихотворении поэт А. С. Пушкин говорит об осени. Вы согласны с его мнением? А вы хотите отправиться в гости к волшебнице Осени? Ну что ж, тогда в путь!

Звучит запись А. Вивальди «Осень»

Вопросы после слушания:

-Какую вы услышали осень?

-Какие картины представили?

-Вот какую осень нарисовал великий итальянский композитор А. Вивальди.

(показать портрет композитора)

(слайд, картина И. И. Левитана «Золотая осень»)

-А какие краски использует Левитан в своей картине? (ответы детей)

Учитель: -Разноцветная осень, разноцветные леса. Музыка нарисовала весёлый хоровод осенних листьев. Осенние листья радуются, как будто собираются на бал. Музыка полна радости и счастья.

Я вижу, что вы ребята выполнили домашнее. Давайте украсим нашу доску вашими рисунками и листочками.

(на доску прикалываю листочки и рисунки, рассматриваем и вместе решаем какие подходят к данной картине осени).

Посмотрите, стало ещё красивее от ваших работ.

Педагог: Все рисунки и листочки такие яркие и красивые, что даже чуть-чуть напоминают нам про лето.

На прошлом занятии мы с вами познакомились и начали разучивать песенку.

- Как она называется? («Падают листья» Красёв)

Исполнение 1 куплета песни «Падают листья» Красёв, разучивание 2 куплета.

Педагог: Ребята, а теперь давайте прислушаемся, в нашем лесу что-то происходит!

Звучит пьеса Л. Дакен «Кукушка».

Педагог: Ребята, как вы думаете, о ком рассказала нам музыка? (о кукушке) Почему вы так думаете? (слышно было, как поёт кукушка) Какая музыка по характеру? (светлая, прозрачная)

Как вы думаете, подходит ли картина этого осеннего леса под эту музыку, наполненную прозрачным голосом кукушки и голосами птиц?

-Звучание кукушки изображает инструмент «АРФА» (слайд)

Послушайте эту замечательную музыку ещё раз.

Дети слушают фрагмент из музыкального произведения. Л. К. Дакен “Кукушка”

ФИЗ. МИНУТКА.

Мелкий дождик моросит

Кап-кап-кап-кап! (ударяем пальчик о пальчик)

В листьях сада шелестит

Кап-кап-кап-кап! (шуршим ладошками)

Мокнет мячик у ворот

Кап-кап-кап-кап! (шлёпаем по коленям ладошками)

Мокнет поле, огород

Кап-кап-кап-кап! (щелчки руками или притопы ногами)

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветерок всё тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.

Педагог: Ребята, а теперь подумайте и скажите, а всегда ли осень бывает радостная, яркая, разноцветная, пышно убранная, богатая урожаем?

Какая ещё осень бывает? (ответы)

Да, оказывается, что в нашей с вами жизни есть две осени. Вы никогда не услышите, что есть две зимы, две весны, два лета. А вот две осени бывают всегда. Одна - радостная, пышно убранная, богатая урожаем и другая – невиданная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя. Первую любят за щедрость, с какой она отдаёт богатство своих полей, садов, за ясные дни, за красоту лесов. А поздняя осень – это надежда человека на то, что красота и тепло лета обязательно возвратятся, что природа вечно жива, что она замерла ненадолго. Без поздней осени не наступит зима,

(- а для чего нужна зима? чтоб природа отдохнула, не наступит весна

Давайте мы сейчас с вами вспомним все краски уходящей осени. Если бы вы были художниками, то какие цвета красок использовали для изображения поздней осени? (ответы)

Давайте посмотрим, а какие цвета красок использовал художник И. И. Левитан в своей картине «Поздняя осень».

Учитель: Ребята, кроме рисунков и осенних листочков было дано домашнее – выучить стихотворение об осени? Кто из вас выучил?

Слушание стихотворений (определяем вместе с детьми с какой картиной созвучно данное стихотворение)

А какая осень у нас сейчас? (поздняя)

Учитель: А если бы вы были композиторами, какую бы по характеру музыку сочинили для данной картины? (ответы детей)

П. И. Чайковский. «Осенняя песнь» / слушание/

Учитель: Какими звуками рисует П. И. Чайковский осень?

-А знакома ли вам эта мелодия? (наигрываю мелодию «Падают листья»)

-Как называется песня?

-Созвучна ли она произведению П. И. Чайковского «Осенняя песнь» и картине «Поздняя осень» И. И. Левитана?

Разучивание 2 куплета песни. Вокально-хоровая работа.

Исполнение в характере.

Вместе с музыкой ушли красота и тепло. Но вы не грустите, вы уже знаете, что всё возвращается. Да, зимой природа замирает, но весной возвратятся вновь и яблони в цвету, и птицы из тёплых краёв, и появятся улыбчивые, добрые лица цветов. Всему своё время. Нам же с вами нужно научиться просто ждать. Давайте в заключении нашего путешествия споём знакомую нам песенку «Осень наступила». Но сначала мы с вами отработаем новый ритм в песенке (там, где у нас звучит музыка без слов – это называется проигрыш).

Работа над ритмическим рисунком в проигрыше с колокольчиками.

Небо часто хмуриться,

Дождь идёт на улице.

Колокольчики возьмём,

И про дождик мы споём

Исполнение детьми песни «Осень наступила».

(со звучанием определённого ритма колокольчиками в проигрыше)

Педагог: Ну что ж, ребята, вот и пришла пора прощаться с волшебным осенним лесом.

- узнали ли вы что-то новое сегодня на занятии?

- что больше всего вам понравилось на занятии?

- а что для вас было наиболее трудным?

(отметить детей, которые активно проявляли себя на уроке)

Всего вам доброго! До свидания!

Выход детей под музыку.

Публикации по теме:

«Ещё немного о красках осени». Галерея моих осенних фотографий«Ещё немного о красках осени». Галерея моих осенних фотографий Наступил последний месяц осени – ноябрь. Как-то хмуро он к нам пришёл. Первый день принёс пасмурную погоду и снежную крупу к концу дня.

«Осень, Осень, в гости просим!» Сценарий осеннего праздника в средне-старшей группе "Осень, Осень, в гости просим!" Сценарий осеннего праздника в средне - старшей группе. Цель. Способствовать созданию эмоционально яркой.

«Совместный с дворником труд по уборке участка осенью» с детьми старшей группы (Блок совместной деятельности) ФГОС»«Совместный с дворником труд по уборке участка осенью» с детьми старшей группы (Блок совместной деятельности) ФГОС» Стажировочная площадка ДОУ. Труд провела 6 октября 2015 года. Присутствовали 35 воспитателей из детских садов города. Программное содержание.

Фотоотчет о новогоднем празднике в средней группе «Новогодняя сказка о красках»Фотоотчет о новогоднем празднике в средней группе «Новогодняя сказка о красках» Дети, взявшись за руки под музыку Черчилля входят друг за другом в зал и выполняют выход - танец. Родители накануне очень постарались,.

Фотоотчет о реализации проекта «Осень, осень в гости просим» в старшей группеФотоотчет о реализации проекта «Осень, осень в гости просим» в старшей группе Осень - удивительная пора. Ни в какую другую пору года человеческая душа так не трепещет и не стремится творить, как осенью. Этот душевный.

Занятие по аппликации «Елочка из разноцветных полосок» в средне-старшей группеЗанятие по аппликации «Елочка из разноцветных полосок» в средне-старшей группе Задачи: учить детей из разноцветных полосок разного цвета и длины выкладывать елочку, передавая ее строение; учить выкладывать и наклеивать.

Конспект НОД по аппликации из осенних листьев в старшей коррекционной группе «Осень на пороге — не промочите ноги!»Конспект НОД по аппликации из осенних листьев в старшей коррекционной группе «Осень на пороге — не промочите ноги!» Цель: формирование умения устанавливать простейшие связи между изменениями в живой и неживой природе. Задачи: • учить детей создавать.

Мастер-класс осенних украшений «Долго в группе у меня осень не кончается»Мастер-класс осенних украшений «Долго в группе у меня осень не кончается» Сегодня мы снова займемся интересными поделками с детьми. Предлагаю вашему вниманию МАСТЕР-КЛАСС осенних украшений «Долго в группе у меня.

Мастер-класс по изготовлению разноцветных снежинок с детьми старшей группыМастер-класс по изготовлению разноцветных снежинок с детьми старшей группы Кто сказал, что снежинки должны быть белыми? В пасмурный, декабрьский, бесснежный денёк они должны быть яркими, узорными и конечно красивыми.

Сценарий новогоднего праздника в средней группе «Сказка о красках»Сценарий новогоднего праздника в средней группе «Сказка о красках» Дети празднично одетые под музыку Черчилля входят в зал друг за другом, взявшись за руки, и выполняют выход-танец. Затем дети рассказывают,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Блок осенних занятий в старшей группе «Осень в разноцветных красках»
Опубликовано: 22 сентября 2021 в 17:06
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Блок осенних занятий в старшей группе «Осень в разноцветных красках»» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Дмитриевна Аракелян в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД