Елена Петрова
Беседы о полезных свойствах воды и о людях, добывающих воду
Программное содержание: закрепить знания детей о воде, о сложностях ее добычи, о необходимости беречь воду, уточнить знания детей о профессии сантехника, о необходимых инструментах по уходу за водопроводными кранами. Воспитывать уважительное отношение к профессии сантехника, желание беречь воду.
Ход беседы.
В. Мы с вами говорили о воде, о том, как она помогает отапливать квартиры. А еще для чего нужна вода? (Ответы детей.) Вода, ребята, нужна не только человеку, но и животным, птицам, рыбам, растениям. Без воды не могут работать заводы и выпускать необходимую людям продукцию. Там, где нет воды или ее недостаточно, ее развозят на специальных машинах. На заводы вода поступает по трубам.
Публикация «Беседы о полезных свойствах воды и о людях, добывающих воду» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
А использованная вода собирается в специальные очистительные станции, например, а оттуда опять проделывает нелегкий путь к людям. Воды не бывает очень много, поэтому ее нужно экономить.
В групповую комнату заходит сантехник и здоровается с детьми, вступает с ними в диалог, показывает свои инструменты и рассказывает, для чего они нужны.
В. Вода появляется не только из крана. Сейчас я вам загадаю загадки и вы сможете узнать, как еще появляется вода.
Крыльев нет, а летит,
Ног нет, а бежит,
Не в воде, зато с водою
Отгадайте, что такое?
Над горами, над полями
Плачут горькими слезами,
Но зато наш огород
Очень-очень слез их ждет.
В. В деревнях и на даче огород поливают водой, особенно тогда, когда лето бывает сухое, солнечное, без дождей. Что же может случиться с растениями, когда дождя нет? (Ответы детей.) Да, без воды растения могут засохнуть, а люди не смогут собрать богатый урожай.
Многие крестьяне очень бережно относятся к воде, во время дождя они собирают ее в большие бочки. Бочки ставят под крышу и вода с крыш стекает в бочки. И когда нет дождя, а растения просят пить, то этой водой поливают цветы, овощи и садовые деревья. Это тоже один из способов экономии воды, человек не из крана берет воду, а собирает ее понемножку.
Если наступает зима, во что превращаются капельки дождя. (В снег.) Снег, ребята, это тоже вода и его можно и нужно использовать с хорошей целью. Машины, которые собирают снег с дорог и улиц, отвозят его за город и высыпают на поля. Снега очень много и собрать его нелегко, для этого работают и машины, и люди.
Часто снег собирают в большие сугробы, а потом, через некоторое время вывозят. На полях снег согревает ростки растений, которые появляются под снегом. А весной снег растает и превращается в воду, которая убегает в реки и озера. По краям рек человек садит деревья, которые своей тенью уберегают воду от испарения и высыхания.
Давайте поиграем в игру «Кто быстрее?»
Две команды будут собирать снег (мелкие кусочки бумаги) и относить в грузовик. Посмотрим, чья команда больше соберет снега. (Игра проводится 3—4 раза.)
Беседа «Значение воды в жизни всего живого на земле»
Программное содержание: обобщить и систематизировать знания детей о свойствах и значении воды для жизни всего живого на Земле; продолжать знакомить с глобусом (каким цветом обозначена вода, где находится, сколько воды и сколько суши); учить устанавливать зависимость роста и развития растений и жизнедеятельности животных и человека от пресной воды; научить делать выводы о необходимости заботы о чистоте рек, озер, морей и экономном расходовании пресной воды; подвести к выводу : “Вода – источник и здоровья”, поэтому вода самое большое богатство и ее нужно беречь.
Ход беседы.
- Сегодняшнее путешествие в мир природы мы посвятим одному волшебному веществу.
Игра “Вода — не вода”
- Если я называю слово, обозначающее то, что содержит воду (лужа, радуга) поднимаете обе руки; если предмет или явление имеет только отношение к воде (кораблик, дельфин) - поднимает одну руку. Если, названный предмет или явление не имеют никакой связи с водой (ветер, камень) - руки поднимать не надо. Итак, начнем:
Дождь, ручей, туча, лед, болото, океан, лужа, река, радуга, озеро, снег, родник, море, град, облако, лодка, рыба, ванна, кит, чайник, зонтик, лягушка, фонтан, лебедь, душ, поезд, луна, забор, камень, зеркало, вилка, ветер, книга.
- Вот мы и выяснили, что вода принимает разные формы и бывает в разных состояниях. Она то дождь, то снег, то облако, то спокойное озеро, то буйное море, то твердый лед. А что, если бы вдруг вода исчезла? Об этом даже подумать страшно! Не было бы дождя и снега — высохли бы реки, озера и моря, погибли бы травы и деревья. Значит, не было бы рыб, птиц, зверей и человека!
- Как вы думаете, ребята, много ли воды на нашей планете, хватает ли ее всем? Давайте посмотрим на глобус. Что такое глобус?
- Да, так выглядит наша планета Земля, только в уменьшенном виде во много-много раз.
- Каким цветом на глобусе обозначена суша? Каким цветом — вода? Чего больше: суши или воды?
- Да, много воды на нашей планете.
- Скажите, где мы встречаем соленую воду? (Показ на глобусе океанов и морей.)
- Покажите на глобусе реки, озера. Какая в них вода соленая или не соленая?
- Всякая ли вода годится для человека, для различных наших нужд?
- Да, именно пресная вода нам нужна.
- Давайте проделаем такой опыт:
Если мы представим, что вся вода нашей планеты умещается в трех-литровой банке (воспитатель показывает, то пресная вода (не соленая) уместится в половину стакана. Если я возьму 3 капельки пипеткой из этого стакана, то вот это (3 капельки) и будет вся вода рек и озер нашей планеты Земля. Видите, как мало пресной воды. Живым существам — человеку, животным и растениям нужно много воды именно пресной, но пресной воды явно недостаточно на нашей планете. Есть такие места на Земле, где воды вообще нет. (Картина “Пустыня”.)
- Можно ли что-нибудь сделать, чтобы сэкономить воду?
- Всегда ли вы плотно закрываете кран? Из плохо закрытого крана вытекает 110 капель за 1 минуту. За сутки набегает — накапывает уже 15 литров воды. Это больше вот такого ведра. И только тогда, когда вода капает по капельке!
- Что же нужно делать, чтобы такое не случилось? (Закрывать плотно кран).
(Воспитатель выставляет картинку с изображением крана с капающей водой и зачеркивает красным фломастером, превращая в запрещающий знак.)
- Вот сейчас мы и проверим, умеете ли вы хорошо закрывать кран. ( Воспитатель перед детьми ставит задачу: сразу же, палив воду в стакан, плотно закрыть кран, перелить воду в ведро так, чтобы она не расплескалась. Детей делит на 2 команды — мальчиков и девочек. Ребята каждой команды выстраиваются к 2-м умывальникам. Каждый наливает из крана воду в стакан, плотно закрывает кран и выливает воду в ведро для мытья пола.)
- Молодцы, вы умеете экономить воду. (Возвращаются в групповую комнату).
- Чтобы в кране вода всегда была чистая, многие люди вкладывают огромный труд. Чтобы человек мог пить чистую воду без вредных примесей можно купить активатор для воды или очиститель для воды.
— Дело в том, что моря, океаны и реки находятся сейчас в беде. Люди их сильно загрязнили. Часто случаются аварии — в море сливается нефть. Заводы и фабрики сбрасывают в моря и реки грязную воду, люди бросают мусор: бутылки, банки, пакеты, все, что нам не нужно, (демонстрация соответствующего иллюстрационного материала.) В результате животные и растения в морях и реках плохо себя чувствуют и даже погибают.
- Ребята, что же нужно делать, чтобы этого не происходило? Как вы думаете? (Ввести запретные меры.)
Расскажите, как нужно заботиться о чистоте рек, озер, морей, пользуясь этими “запрещающими знаками” (2—3 человека).
— Вода, которую дарит нам природа, из-за неправильного отношения людей, становится очень дорогой. Надеюсь, что вы бережно будете относиться к воде, потому что вода — наше богатство!
- О каком волшебном веществе мы сегодня говорили? Сейчас, я узнаю, что вы усвоили из нашего разговора.
- Итак, для чего нужна вода?
- Как нужно заботиться о чистоте водоемов?
- Умеешь ли ты экономить воду?
- Умеешь ли ты закаливать свой организм с помощью воды? (Дети выбирают соответствующие картинки и выставляют на доску, отвечая на вопросы.) И последний вопрос: — Выберите воду для питья. (Дети выставляют картинки с соком.) Молодцы! Справились с заданием. И я вас угощаю соком.
Беседа «Вода, вода – кругом вода»
Программное содержание: дать представление детям о значение воды в нашей жизни и о том, в каком виде существует вода в окружающей среде.
Ход беседы:
– Ребята! Чтобы узнать, что мы с вами будем изучать, вам надо отгадать загадку: Что в гору не вкатишь
В решете не удержишь
И в руках не унесешь. (Вода)
- Действительно мы будем говорить о воде. Для чего нужна вода? Как она нам помогает?
- Давайте рассмотрим с вами глобус, это модель нашей Земли.
- Какого цвета на глобусе больше?
- окажите все что выделено этим цветом?
На земном шаре воды больше, чем суши, и она изображается голубым цветом. Найдите океаны и моря. Необозримы их просторы. А главное вода в них не такая, как в реках. В реках, озерах, вода без вкуса (если она чистая). Она называется пресной. В морях и океанах вода соленая.
Кажется, что воды на Земле много – вон сколько голубой краски на глобусе! Но воды, которая нужна человеку, на самом деле очень мало.
- Какую воду мы пьем? (Соленую или пресную)
Человек не может пить соленую воду, а ее–то как раз на Земле намного больше, чем пресной. Есть такие страны, в которых людям не хватает воды даже для того, чтобы утолить жажду.
- Найдите на глобусе участки желтого цвета.
Это пустыни, где очень мало воды, поэтому там редко живут люди. Без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды – всего 3 дня.
Кроме того, сейчас на Земле осталось очень мало чистой воды. Мы, например, берем из крана чистую воду, а выливаем в раковину грязную, уже использованную, и она загрязняет водоемы. Значит, воду надо беречь. О том, как это делать, мы поговорим на следующих занятиях.
Выводы : мы не можем прожить без воды. Вода – это и озера, и реки, и океаны, и моря. Кажется, что воды на земле очень много, ее должно хватить всем. Но это не так: пресной воды, которой мы пользуемся, на нашей планете немного. И с каждым годом такой чистой воды становится все меньше, так как люди загрязняют водоемы.
Беседа «Превращения воды»
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.
Ход беседы.
- Ребята, сегодня я получила письмо и хотела бы вам его почитать. Слушайте: “Здравствуйте, ребята! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуту расчесывала косу да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. А третья успела спрятаться. И осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признавать в капельке и “паринке” родных сестер”.
- Ребята, помогите! Докажите, что мы, снежинка, капелька и “паринка” – родные сестры.
- Ребята, хотите помочь? О чем они вас просят?
Представьте, что наша комната научно–исследовательская лаборатория. Чтобы доказать, что снежинка, “паринка” и капелька родные сестры, нам нужно исследовать свойства воды. Мы сейчас проведем опыты.
Опыт № 1: “Вода не имеет формы”
Сравни форму воды в своем стакане с водой у соседа, воспитателя (воспитатель показывает, что, если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды).
– Что можно сказать о форме воды?
Опыт № 2: “Вода жидкая, может течь”
Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: “Льется вода? Почему?”. Вывод: вода жидкая, льется.
Опыт № 3: “Вода прозрачная”
Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет). Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная, прозрачная). Подумайте как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой на что– нибудь: текст, рисунок, на соседа).
Опыт № 4: “У воды нет вкуса”
Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт № 5: “У воды нет запаха”
Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт № 6: “Лед – твердая вода”
Предложить детям принести сосульки, разных размеров. И проследить, какая быстрее растает.
Можно использовать снег, а также, если теплое время года, заморозить воду в холодильнике. Вывод: лед, снег – тоже вода.
Опыт № 7: “Пар – это тоже вода”
Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало и стекло. Показать, что пар – это тоже вода.
Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и “паринка” родные сестры? (Да) Почему?
– Посмотрите на картинки и отыщите где спряталась вода.
Вывод: вода в окружающей среде бывает разной. Твердая как лед, в виде пара и жидкая. Она прозрачна, без вкуса, цвета и запаха.
Беседа «Круговорот воды»
Программное содержание: дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.
Ход беседы.
Предложить детям послушать сказку:
“Жил–был Зайчик в огромном лесу (картинка зайца на фоне леса). И путешествовал он по своему лесу, все полянки изучил, на каждую опушку запрыгнул, каждое деревце рассмотрел. Только скучно было Зайчику путешествовать одному. Сел он на камень и пригорюнился.
–Чего пригорюнился, Зайчик? – раздался веселый голос.
Зайчик осмотрелся по сторонам – откуда голос? – никого. И опять загрустил.
–Эй! Зайчик, не печалься. – Опять раздался голос, похожий на журчание ручейка. Посмотрел по сторонам Зайчик и опять никого не увидел.
– Да ты под лапы глянь! Это же я – Капелька! – задорно прожурчал голос.
Смотрит Зайчик, а из под камня, на котором он сидел, ручеек бежит, и прямо из этого ручейка на него кто–то смотрит и улыбается.
– Здравствуй, зайчик! Что пригорюнился? – спросила Капелька.
– Здравствуй, Капелька! Да вот путешествую я по лесу совсем один и поделиться не с кем своей радостью, вот и заскучал я.
– А давай путешествовать вместе! – предложила Капелька.
– Давай, – согласился с радостью Зайчик.
И отправились они по лесу вместе. С каждым цветочком поздоровались, каждому зверю лесному улыбнулись.
В полдень, когда солнце стояло высоко в небе, решили они остановиться и передохнуть. Зайчик лег в тени широкого дуба и задремал.
Проснулся зайчик, зевнул, потянулся. Солнышко уже перестало припекать. Хорошо зайчишке. Оглянулся он по сторонам, а Капельки и след простыл.
– Капелька! Капелька! – стал звать зайчик, но никто не отзывался.
Пригорюнился зайчик и сел под дубом.
– Зайчишка! – раздался звонкий голос сверху.
Посмотрел Зайчик на небо и увидел Капельку уже там. А Капелька улыбнулась.
– Ты как туда забралась? – спросил Зайка.
– Когда ты спал, солнышко припекало и я испарилась. Поднялась на небо и стала облачком. Ну что, пойдем путешествовать дальше? – спросила Капелька.
– Конечно, – обрадовался зайчик.
И стали они путешествовать дальше по лесу. Каждый листочек рассмотрели, под каждый кустик заглянули. И не заметили, как наступил вечер. Зайчишка потянулся, зевнул и решил пожелать Капельке спокойной ночи, глянул на небо, а ее там нет.
– Эй, зайчишка! Кого потерял? – раздался веселый голос.
– Друга своего, Капельку, – ответил заяц.
– Да, вот же я! Взгляни повнимательней на листочки, на травку.
Присмотрелся зайчик и действительно увидел Капельку. На каждом листочке лежала маленькая капелька росы.
– Как же так? – увидимся зайчик.
– А мы пока путешествовали, я стала тяжелой и к вечеру не смогла уже бежать облачком, вот и выпала в виде росы. А могла пролиться дождиком. Вот так–то.
– Теперь понятно! Ну, спокойной ночи, Капелька!
– Спокойной ночи, Зайчик.
Беседа.
Обсуждение с детьми, куда исчезала Капелька, что с ней происходило?
Капельки воды постоянно путешествуют: с дождем выпадают не землю, бегают в ручейках, поят растения, а затем под лучами солнца снова возвращаются домой – к тучкам, из которых когда–то пришли на землю в виде дождя.
Выводы : капельки воды в природе “ходят, движутся” по кругу. Они выпадают из туч в виде дождя (снега, путешествуют по земле, а затем под лучами солнца возвращаются обратно. Вода не исчезает, а только превращается из одного состояния в другое и путешествует.