МААМ-картинки

Конспект НОД «Беседа о насекомых» для детей средней группы ДОУ

Фёдорова Анна Александровна
Конспект НОД «Беседа о насекомых» для детей средней группы ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Беседа №1

Образовательная область: Познавательное развитие

Возрастная группа : Средняя (4-5 лет)

Тема: Насекомые

Цель: Формирование представлений о насекомых

Образовательные задачи: Формировать представления о насекомых

Развивать логическое мышление, связную речь

Воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование и материалы: Фотографии и иллюстрации с изображением насекомых

Когда в душистом сосняке

Присядешь летом на пеньке,

Темочки:

Внимательно вглядись вокруг –

Ты многое заметишь, друг!

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает лёгкий мотылёк,

Пьёт хоботком душистый сок,

И собирает мёд пчела.

Все заняты, у всех дела!

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь!

Ребята, о ком стихотворение? Верно! О насекомых.

Воспитатель обращает внимание на иллюстрации с насекомыми, их разнообразием.

И муравей, и божья коровка, и кузнечик, и бабочка – насекомые. Называются они так потому, что у многих из них, словно глубокими насечками, тело разделено на несколько частей.

Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на ней очень давно и хорошо приспособились к жизни на Земле.

Ребята, где живут насекомые? Правильно, в воде, в земле, в воздушном пространстве.

Вы знаете, как передвигаются насекомые?

Верно! Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать и бегать.

Многие насекомые способны ползать вниз головой.

А чем питаются насекомые?

Большинство насекомых ест зелёные листья, стебли и молодые побеги растений. Некоторые насекомые питаются созревшими плодами, опавшими листьями и хвоей.

Как вы думаете, какие насекомые питаются растениями?

Верно, гусеницы, могут соком травы питаться и кузнечики.

Есть насекомые, поедающие древесину и кору деревьев: жуки-точильщики, древоточцы.

А есть насекомые-хищники, которые охотятся на других насекомых.

Как вы думаете, кто из насекомых хищник? Верно, паук, муравей, божья коровка, стрекозы.

Многие насекомые – пчёлы, шмели, бабочки, мухи – любят медовый нектар и цветочную пыльцу.

Перелетая с цветка на цветок, они переносят пыльцу, прилипшую к брюшку, спинке, мохнатым лапкам, и опыляют растения.

Цветы привлекают насекомых яркими лепестками, сладким медовым ароматом, мелкие цветы собираются в пышные соцветия в виде корзинок, кистей, метёлок, чтобы насекомые сразу могли собрать побольше мёда и опылить несколько цветков.

В живой природе всё связано.

Без насекомых не могут существовать насекомоядные птицы. Ведь у них тонкий клюв, которым они не могут ни расколоть орешка, ни вылущивать зёрнышка. Без насекомых не могут существовать ящерицы, летучие мыши и многие другие животные.

Как насекомые спасаются от врагов?

Насекомые умеют маскироваться под цвет окружающей среды. Например, кузнечики или гусеницы невидны на травинке. Некоторые гусеницы напоминают свёрнутые в трубочки сухие листья или обломки веточек и сучков.

Иногда насекомые имеют отпугивающую окраску. На крыльях бабочек нарисованы яркие пятна и пёстрые узоры. Когда бабочка неожиданно взлетает, расправив крылышки, то может испугать врага.

Многие насекомые имеют острое жало, которым они прокалывают кожу и выпускают в ранку яд. Такие насекомые, обычно раскрашены в жёлто-оранжевый и чёрный цвета. Вспомните шмеля, осу или пчелу.

Птицы и звери знают это и стараются их не трогать.

Есть совсем безобидные мухи (их называют осовидными, у них нет жала, а вот окрашены они так же, как кусачие осы.

Несъедобные для птиц божьи коровки в случае опасности выпускают едкую пахучую жидкость. А жуки-солдатики «скопировали» у божьих коровок ярко-красную окраску спинки и чёрные точечки на ней. Птицы избегают их склёвывать, думая, что жучки невкусные.

Гусеницы бабочек шелкопряда покрыты густыми жёсткими волосками, пернатые не едят таких мохнатых гусениц. Только кукушка в огромном количестве уничтожает этих вредителей.

Многие насекомые приносят и лесам, и человеку большую пользу.

Трудолюбивые пчёлы опыляют цветы и дарят нам сладкий целебный мёд, душистый воск, и лекарственное вещество – прополис.

Бабочки тутового шелкопряда дают людям тончайшие нити, из которых получают натуральные шелка. А муравьи уничтожают тлей и других вредных насекомых, разносят по лесу семена многих лесных растений.

Среди насекомых немало и таких, которые наносят вред, поедая листья и стебли растений, прогрызая корни и древесину кустов и деревьев, уничтожая посевы. Но с ними неплохо справляются наши пернатые друзья – птицы.

Вопросы:

Где обитают насекомые?

Как передвигаются насекомые?

Что едят насекомые?

Как насекомые спасаются от врагов?

Беседа №2

Образовательная область: Познавательное развитие

Возрастная группа : Средняя (4-5 лет)

Тема: Муравей

Цель: Формирование представлений о муравье

Образовательные задачи: Формировать представления о муравье

Развивать логическое мышление, связную речь

Воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование и материалы: Фотографии и иллюстрации с изображением муравья, муравейника, схема строения муравья

Ребята, кто самый сильный на земле?

Слон? Бегемот? Нет, не угадали! Самый сильный на земле – муравей, ведь он переносит тяжести, в 10 раз больше его собственного веса! А слон, который весит 5 тонн, с трудом может поднять 1,5 тонны. Вот какой силач малютка-муравей!

Как выглядит муравей? Давайте вспомним.

У муравья утолщённое брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти, очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания (работают как наш нос, язык). Воспитатель обращает внимание детей на схему строения муравья.

А где живут муравьи?

Правильно, в муравейники!

Муравьи великолепные строители! Они строят огромные муравейники.

Муравейник

Сладко пахнут сосновой смолою

Разогретые тёмные пни.

Из иголочек высохшей хвои

Строят терем лесной муравьи.

Расторопно, с рабочей сноровкой

Ставят балки и брёвна кладут.

Дело спорится бойко и ловко,

Будут в доме тепло и уют!

Будут в тереме малые дети

Мирно спать под напевы дождей.

Для того и встаёт на рассвете

Работящий лесной муравей.

Муравьиный терем – это просторный и удобный дом с вентиляцией. Муравьи содержат свой дом в чистоте. Воспитатель демонстрирует схему строения муравейника.

Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьёй. Население одного муравейника подчас такое, как население небольшого городка – несколько сот тысяч жителей!

Муравьиная королева – главная в муравейнике. Она откладывает яйца, из которых позже появляются личинки. Заботу о подрастающем поколении берут на себя рабочие муравьи – они кормят личинок, ухаживают за куколками – переносят их или поближе к поверхности, или прячут вглубь муравейника в зависимости от погоды, помогают новорожденным выбраться из оболочки кокона.

Охраняют муравейник муравьи-солдаты.

Чем же питаются муравьи?

Муравьи – хищники, они истребляют множество насекомых. Рыжие лесные муравьи – обитатели одного муравейника уничтожают за лето около миллиона разнообразных насекомых.

Муравьи едят сладкие выделения тлей. Они «доят» их, нежно поглаживая усиками, и получают вкусную сладкую жидкость. Весной муравьи пьют целебный берёзовый и кленовый соки.

В лесу у муравьёв много врагов. Их истребляют птицы, ими лакомится медведь. Он запускает в муравейник свой длинный язык и ждёт, когда муравьи облепят его, а потом проглатывает их всех разом.

Часто нападают на муравейники и дятлы.

Некоторые птицы прилетают к муравейнику для того, чтобы очиститься от многочисленных паразитов, смазывая перья муравьиной кислотой. Например, большая серая ворона, раскопав муравейник, любит принимать «муравьиную ванну». Она ложится на муравьиную кучу, раздвинув в стороны крылья и поджав хвост. Клювом ворона давит муравьёв и смазывает перья муравьиной кислотой, содержащейся в брюшке муравья.

Вопросы:

Как выглядит муравей?

Как называется муравьиный дом?

Чем питаются муравьи?

Муравьи полезны?

Какие враги есть у муравьёв?

Беседа №3

Образовательная область: Познавательное развитие

Возрастная группа : Средняя (4-5 лет)

Тема: Пчела

Цель: Формирование представлений о пчеле, её особенностях

Образовательные задачи: Формировать представления о пчеле, её особенностях

Развивать логическое мышление, связную речь

Воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование и материалы: Фотографии и иллюстрации с изображением пчелы, улья, схема строения пчелы

Словарная работа: Жвалы, перепончатые, рой, роится, матка, пасека, пасечник

Пчёлка золотая

Над цветком порхает,

Сок душистый пьёт –

Собирает мёд.

Как выглядит пчела?

Верно! У неё есть голова, грудь, брюшко, ножки. Тело пчелы покрыто волосками чёрного и жёлтого цвета.

Как вы думаете, зачем пчеле нужны волоски?

С их помощью она переносит пыльцу с цветка на цветок. На задних ножках пчелы находятся особые корзинки для сбора пыльцы.

А какие крылышки у пчелы?

Верно! Пчелиные крылышки полупрозрачные, перепончатые. У пчелы большие глаза, которыми она прекрасно различает окраску цветов. Особенно хорошо видят пчёлы синий, фиолетовый, белый и жёлтый цвета. Сильные челюсти – их называют жвалами, помогают насекомому размягчить воск. Язычок пчелы имеет форму желобка и покрыт волосками. Язычком она всасывает сладкий цветочный нектар и воду.

В брюшке пчелы прячется острое жало. Когда пчела жалит, она не может вытащить жало и погибает.

Как живёт большая и дружная пчелиная семья?

Большую часть улья составляют рабочие пчёлы. Они добывают сладкий нектар и цветочную пыльцу, заботливо кормят подрастающих личинок, строят и ремонтируют восковые соты.

Ранним летним утром из улья вылетают пчёлы-разведчицы. Они отправляются на поиски медовых трав, полян, желтеющих одуванчиков, лугов, где раскрыли венчики душистые цветы. Потом разведчицы возвращаются в родной улей, и начинают весёлый и затейливый танец. Они жужжат, кружатся, выделяя капли нектара. Другие пчёлы наблюдают за танцующими и прекрасно понимают язык их движений.

Вскоре все рабочие пчёлы вылетают из улья и устремляются вслед за пчёлами-разведчицами.

В каждом улье есть самая крупная пчела. Это царица пчёл, её называют маткой. Пчелу-царицу окружает целая свита придворных пчёл. Они кормят матку и ухаживают за ней.

Матка никогда не покидает улей, не собирает мёд и пыльцу цветов. Она откладывает яйца. В начале лета из яиц появляются молодые пчёлы.

Когда из пчелиной куколки выводится новая матка, старая царица покидает улей. Пчёлы начинают роится. Рой напоминает большое растрёпанное жужжащее гнездо.

Как устроен улей?

Это деревянный ящик на 4-х ножках с открывающейся крышей. Внутри улья есть вертикально расположенные рамки. Внутри этих рамок пчёлы строят восковые соты. Соты располагаются в улье двумя вертикальными слоями. Некоторые из ячеек заняты мёдом, а в другие матка откладывает яйца.

Где пчёлы берут воск?

Воск выделяется из желудка пчелы.

Ульи располагаются на лугу или поляне. Это место называют пасекой. За пасекой, ульями и пчёлами, ухаживает пасечник – работник пасеки.

Осенью ульи с пасеки переносятся в тёплые сараи. Зимой пчёлы не спят, но становятся медлительными.

Вопросы:

Вопросы:

Как выглядит пчела?

Чем питаются пчёлы?

Пчёлы полезные или вредные насекомые? Почему?

Беседа №4

Образовательная область: Познавательное развитие

Возрастная группа : Средняя (4-5 лет)

Тема: Стрекоза

Цель: Формирование представлений о стрекозах, их особенностях

Образовательные задачи: Формировать представления о стрекозах, их особенностях

Развивать логическое мышление, связную речь

Воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование и материалы: Фотографии и иллюстрации с изображением стрекозы, Красная книга Иркутской области, адаптированная для детей дошкольного и младшего школьного возраста (методическая разработка воспитателя Прокопьевой Д. М.)

Воспитатель читает детям загадку:

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик

О ком загадка? Верно, это стрекоза!

Ребята, как выглядит стрекоза? У неё четыре сетчатых крыла, длинное, стройное брюшко. Огромные глаза облегают голову почти со всех сторон. Усики у стрекозы короткие, почти незаметные.

Чем питается стрекоза?

Стрекоза хищное насекомое. Она питается маленькими мошками, ловит комаров и жуков, схватывает их цепкими ногами в воздухе и поедает прямо на лету.

Стрекозы любят кружиться над болотами, скользить вдоль речных и озёрных берегов – здесь всегда вьются комары и мошки.

Как размножаются стрекозы?

Свои личинки стрекозы откладывают в воду. Буроватые или жёлто-зелёные личинки медленно и неуклюже ползают по дну или зарываются в ил. С помощью сильно развитой нижней губы личинки захватывают пищу. Они быстро растут, несколько раз линяют и после одной из линек у них появляются зачатки крыльев. Такую личинку называют нимфой. По стеблям водорослей и трав она выползает из воды и здесь линяет в последний раз: сбрасывает шкурку и из неуклюжей личинки превращается в стрекозу.

У молодой стрекозы ещё мягкие крылышки и покров тела. Она усаживается на стебле так, чтобы крылья свешивалась вниз. В таком положении крылья растягиваются, а покров тела твердеет.

Осенью, когда воздух становится холоднее, корма становится меньше, стрекозы прячутся под сухой листвой, забиваются в щели коры или в старые гнилые коряги и спят до весны.

Ребята, а вы знали, что есть стрекозы, которые занесены в Красную книгу Иркутской области? Давайте посмотрим.

Вопросы:

Как выглядит стрекоза?

На кого охотятся стрекозы?

Куда стрекоза откладывает свои личинки?

Как выглядит личинка стрекозы?

Занесены ли стрекозы в Красную книгу?

Беседа №5

Образовательная область: Познавательное развитие

Возрастная группа : Средняя (4-5 лет)

Тема: Бабочка

Цель: Формирование представлений о бабочках

Образовательные задачи: Формировать представления о бабочках

Развивать логическое мышление, связную речь

Воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование и материалы: Фотографии и иллюстрации с изображением бабочек, схема строения бабочки, макет «Жизненный цикл бабочки»

Словарная работа: Чешуекрылые

Воспитатель читает загадку:

На большой цветной ковёр

Села эскадрилья –

То раскроет, то закроет

Расписные крылья

Правильно, это бабочка!

Давайте вспомним строение бабочки. Воспитатель обращает внимание детей на схему строения бабочки.

У бабочки две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками. Поэтому бабочек называют чешуекрылыми. Тело бабочки тоже покрыто чешуйками и волосиками. У этих насекомых короткие усики и большие глаза. Спирально свёрнутый прозрачный хоботок бабочки – её рот. Когда бабочка пьёт капельки нектара, хоботок разворачивается, а потом опять сворачивается спиралью.

Перелетая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар и опыляют растения.

Как размножаются бабочки?

Летом бабочка откладывает яйцо. Кладка может иметь самую разную форму – в виде свисающих гирлянд или близко друг к другу упакованных шариков, кувшинчиков, цилиндров.

Бабочки откладывают яйца в почву, в ткани растений, некоторые покрывают их защитной плёнкой, спасающей от высыхания.

Через некоторое время из яичек появляются личинки – гусеницы. У гусеницы 3 пары грудных ножек и 2-5 – брюшных. На ногах у гусеницы есть особые крючочки, которые помогают удерживаться на стеблях растений.

Гусеницы очень прожорливы: они грызут листья и стебли растений, поедают сочные плоды или питаются другими насекомыми, например, тлями. За время роста гусеницы увеличивают свою массу в несколько тысяч раз!

Многие гусеницы покрыты густыми жёсткими волосками или имеют защитную окраску. Птицы не едят невкусных лохматых гусениц, а тех, которые окрашены так же, как стебли или ветки растений, они могут просто не заметить.

Потом гусеницы сбрасывают шкурку и окукливаются. Через некоторое время оболочка куколки разрывается на границе усиков с крыльями и головы с грудью. Через образовавшиеся щели и выбирается на волю уже взрослая бабочка.

Маленьких бабочек называют мотыльками. Когда мотыльки садятся на цветы и складывают крылышки, то становятся похожими на цветочные лепестки.

Бабочки не только украшают наши луга и поля, но и приносят человеку пользу.

Бабочки тутового шелкопряда, которые питаются листьями тутового дерева, дарят людям тончайшие нити, из которых получают натуральный шёлк.

Гусеницы тутового шелкопряда живут большими семьями и строят паутинные гнёзда в виде коконов. Люди научились разматывать коконы и получать из этих нитей тончайшие натуральные шелка.

Вопросы:

Как выглядит бабочка?

Как выглядит гусеница?

Чем питаются бабочки? А гусеницы?

Какую пользу приносят бабочки?

Публикации по теме:

Конспект итоговой интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Страна насекомых» в средней группе Цель:: уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни, о пользе и вреде насекомых. Программные задачи: Образовательные.

Беседа «Поговорим о розе» для детей средней группы. На День розы на МAAMБеседа «Поговорим о розе» для детей средней группы. На День розы на МAAM Цель: формирование начальных представлений о цветке роза. Задачи: -познакомить с особенностями строения роз; -расширять кругозор, экологическое,.

Беседа с детьми подготовительной группы «Таинственный мир насекомых»Беседа с детьми подготовительной группы «Таинственный мир насекомых» Цель: расширить представления детей о насекомых. Задачи : - вызвать интерес к окружающему нас миру, формировать реалистические представления.

Конспект НОД по математике в средней группе «Путешествие в страну насекомых»Конспект НОД по математике в средней группе «Путешествие в страну насекомых» Цель занятия: уточнить математические знание детей,знания о характерных особенностях насекомых, о домашних и диких животных, русских народных.

Конспект развлечения для детей второй младшей группы «Волшебный мир насекомых» Цель: Продолжать расширять знания детей о летних изменениях в природе; учить узнавать и называть насекомых. Задачи: Образовательные: 1.

Конспект занятия с блоками Дьенеша «Незнайка в Стране насекомых» для детей с ОВЗ подготовительной группыКонспект занятия с блоками Дьенеша «Незнайка в Стране насекомых» для детей с ОВЗ подготовительной группы Воспитатель коррекционной группы Кулагина С. В. Программные задачи: Обучающие: 1. Продолжать учить выкладывать цепочку из блоков по.

Краткосрочный проект «Путешествие в мир насекомых» для средней группыКраткосрочный проект «Путешествие в мир насекомых» для средней группы В течении двух недель мы с детьми средней группы посвящали время знакомству с многообразием мира насекомых. В рамках проекта было проведено.

Проект «Царство насекомых» для детей старшей группыПроект «Царство насекомых» для детей старшей группы Проект «Царство насекомых» для детей старшей группы. Летом мы участвовали в экологическом проекте «Царство насекомых». Тема нашего проекта.

Рекомендации по пошаговому рисованию насекомых для воспитанников средней группыРекомендации по пошаговому рисованию насекомых для воспитанников средней группы Рекомендации даются родителям воспитанников средней группы для выполнения задания по дистанционному обучени. по теме недели "Насекомые".

Творческие работы детей старшей группы «Удивительный мир насекомых»Творческие работы детей старшей группы «Удивительный мир насекомых» Уважаемые коллеги! Лето - чудесная и самая долгожданная пора для детей. Лето, дети, любят за длинные и солнечные дни. Лето – пора, когда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Беседа о насекомых» для детей средней группы ДОУ
Опубликовано: 17 мая 2021 в 09:46
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Беседа о насекомых» для детей средней группы ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Фёдорова Анна Александровна (УИ 882719) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД