Ирина Савченко
Беседа «В стране этикета» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«В стране этикета»
Цель: организовать деятельность детей по изучению правил этикета.
Задачи:
• познакомить с правилами этикета
• способствовать развитию у детей чувства ответственности за свое поведение.
• способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим, формированию эстетического вкуса.
Форма проведения: беседа с элементами игровой деятельности.
Публикация «Беседа „В стране этикета“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Ход занятия:
Воспитатель: Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы с вами поговорим на очень важную тему, но вот на какую, вы мне сами скажете, когда прослушаете стихотворение.
Воспитатель: Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться с взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ,
Этот самый этикет.
(А. Усачёв)
Воспитатель: О чем же мы сегодня будем говорить?
(обсуждение, в ходе которого воспитатель выводит на тему беседы)
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о вежливости, об этикете, о добром отношении к людям.
Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе — всей этой тонкой науке поведения — обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности. Сейчас правилами этикета должен владеть каждый человек.
Воспитатель: Так что же это такое-этикет? (ответы детей)
Воспитатель: «Этикет» - это установленные правила и нормы поведения в обществе.
Слово «этикет» произошло от названия карточек, «этикеток», которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На этих карточках были написаны правила поведения. В этих карточках прописано было все: как правильно говорить, одеваться, вести себя дома, и в обществе и в экстремальных ситуациях. Если человек не знает, как вести себя в обществе, он смущается, начинает нервничать, чувствует себя неуверенно. Именно поэтому осваивать основы этикета лучше с детства.
Для того чтобы стать вежливыми, нужно, как можно чаще, пользоваться вежливыми словами. От них становится радостнее, теплее, светлее. В этих словах заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Это волшебные и важные слова.
Одними из волшебных слов правил этикета являются слова – приветствия. А вы помните, как надо приветствовать своих ровесников, старших, пожилых людей? Расскажите. (Краткие рассказы ребят)
Воспитатель: В разных странах люди по-разному приветствуют друг друга. В России при встрече обмениваются пожеланием здравствовать, в Германии при встрече желают «Доброго утра» до 12 дня, «Доброго дня» с 12 до 17, позже — «Добрый вечер». В большинстве европейских стран и в Америке спрашивают: «Как дела?» В Малайзии в качестве приветствия спрашивают: «Куда ты идешь?», а китаец спросит: «Ел ли ты?»
У евреев принято пожелать: «Мир вам!», у персов — «Будь весел!» Русские, европейцы, американцы в качестве приветственного жеста обмениваются дружеским рукопожатием. Пожимающие друг другу правые руки показывают: в них нет оружия и их намерения чисты.
Есть, конечно, и экзотические знаки приветствия. Например, в Замбези люди при встрече хлопают в ладоши и делают реверанс, в африканском племени акамба в Кении плюют друг на друга.
Люди разных народов в приветствии подчеркивают, что является наиболее важным в их жизни. Для русских — здоровье («Здравствуйте!», т. е. живи в здравии, будь здоров. Для англичан и американцев — это труд. Для итальянцев — стабильность, для арабов, так же, как и для некоторых африканских народов, — мир.
Также многое могут сказать жесты:
• у нас большой палец, поднятый вверх — все хорошо, а у шведов — остановите машину;
• у нас поглаживание подбородка — удовольствие, а у итальянцев — разговор затянулся;
• у нас кивок головой вверх-вниз — да, у болгар — нет;
• у японцев — чем глубже поклон, тем более уважения к человеку;
• у нас поглаживание себя — удовольствие, у китайцев — знак приветствия.
Послушайте ребята стихотворение «Вежливые слова»
Добрый день! – тебе сказали
Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Нам желают: Доброго пути!-
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему - ни будь.
Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
Здравствуйте! – улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
За что мы говорим спасибо?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не могли бы
Кому сказали, сколько раз.
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду
И взрослых перебивать,
И, что обещал, забывать,
А если я всё же буду,
Простите, я больше не буду.
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру: «Угадай вежливое слово»
Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало.
А оно-то, как на грех,
Говориться чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом
Это слово говорят,
Если вас благодарят.
Но молчит она, как рыба,
Вместо каждого … (спасибо).
День был серый, непогожий,
Над землёй густая тень.
- Добрый день! – сказал прохожий.
Я ответил: - … (добрый день!
После этого мгновенья
До конца большого дня
Почему – то настроение
Было добрым у меня.
Наступила мышка
На ногу слону.
Две минуты с лишком
Слон не мог шагнуть
Мышка огорчилась:
-Ах, какая жалость – то!
Мышка извинилась:
-… (Простите, пожалуйста)
Слон сказал: - Ну, что же,
Ладно, уж, бывает.
Вежливость тоже от боли помогает.
Воспитатель: Теперь давайте все вместе решим задачи, и посмотрим, насколько мы усвоили правила этикета :
1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько сейчас часов?» Какие три ошибки он допустил? Ответ: (Скажите, пожалуйста, который сейчас час, спасибо).
2. Одна девочка жалуется маме: «Во дворе мальчишка такой не вежливый, зовёт меня Галькой. – А ты его как зовёшь? – спросила мама. – А я его вообще никак не зову, я ему кричу: «Эй, ты».
Скажите, права ли Галя? А мальчик?
Ответы детей. Разбор ситуаций.
Воспитатель: Сейчас, дорогие ребята мы с вами поиграем в игру «Вежливые прятки»
Дети встают в круг, водящий с завязанными глазами – в центре. Один ребёнок из круга произносит вежливое слово, а водящий по голосу должен угадать, кто сказал это слово.
Воспитатель: Итак, ребята, давайте подведём итоги нашей встречи.
Запомним правила вежливого человека:
1. В вежливости проявляется отношение к другим людям.
2. Вежливый человек не причиняет другим неприятности.
3. Вежливый человек всегда здоровается и прощается.
4. Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.
5. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
И волшебные слова вежливости:
Слова «До свиданья!»,«Спасибо», «Простите»,«Пожалуйста»,«Здравствуйте!»
Щедро дарите.
Они человеку,
Как воздух, нужны.
Без них невозможно
На свете прожить.
Слова эти надо
С улыбкой дарить.
Вежливости можно и нужно учиться. Умение вести себя в обществе, контролировать свои поступки необходимо в повседневной жизни.
Будьте всегда вежливы, и тогда всем окружающим будет приятно с вами общаться! Только к вежливому, доброму и воспитанному человеку люди относятся по-доброму. Только такого человека все любят и уважают. И у него есть верные и надёжные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно. Чаще употребляйте вежливые слова, и тогда ваши желания будут исполняться.