Елизавета Аитова
Беседа в старшей группе на тему «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: уточнять и закреплять знания детей о характерных признаках зимы; устанавливать связи и закономерности в природе, воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: картины из серии «Времена года», фонограмма, цветные карандаши, альбомные листы.
Ход занятия:
- Воспитатель выставляет 3-4 картины из серии «Времена года» и читает стихотворение:
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит…
Воспитатель спрашивает:
- Дети, к какой картине подходит это стихотворение? Почему вы так думаете?
- На смену какому времени года приходит зима?- Осени.
- Как узнать, что наступила зима?- (По признакам – везде лежит снег, вода превратилась в лёд, мы одеваемся тепло и т. д.)
- Сколько зимних месяцев? – Три – декабрь, январь, февраль.
- Какой месяц начинает зиму? – Декабрь.
Воспитатель:
- Давайте мы с вами поиграем в игру «Какая погода?»
Как правильно сказать про погоду, если много снега – снежная.
Если мороз – морозная;
Если ветер – ветреная;
Если холод – холодная.
Воспитатель читает стихотворение И. Никитина «Встреча зимы».
…Здравствуй, гостья зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас –
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит.
А вы помните названия зимних месяцев? (декабрь, январь, февраль).
Объясните, почему в народе так говорят?
Декабрь – студень (приходит стужа, становится студёно, холодно, зимняя стужа).
Январь – лютовик (снеговик и трескун, морозный, зиме середина, январь – зимы государь).
Февраль – ветродуй (ветреный, вьюговей, бокогрей).
А сейчас поиграем в игру «Как правильно сказать?»
Мёрзнут лапки у белки. Чьи мёрзнут лапки? – беличьи.
Мёрзнут лапки у лисы. Чьи мёрзнут лапки? – лисьи.
Мёрзнут лапки у зайца. Чьи мёрзнут лапки? – заячьи.
Мёрзнут лапки у волка. Чьи мёрзнут лапки? – волчьи.
Физкультминутка.
Звучит медленная музыка. Воспитатель: - представьте, что вы – снежинки, медленно «летите» по воздуху и плавно опускаетесь на землю.
Воспитатель: а теперь послушайте пословицы о зиме.
Больше снега – больше хлеба.
В зимний холод всякий молод.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Зимнее солнце что мачеха: светит, да не греет.
Зима не лето – в шубу одета.
Зимний денёк с воробьиный скок.
Воспитатель: пришло время загадки отгадывать.
Снег на полях, лёд на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой).
На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые. (Снег).
Он вошёл – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Мороз).
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке.
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке? (Снежинки).
Поглядели мы в окно,
Аж, глазам не верится!
Всё вокруг белым – бело
И метёт… (Метелица).
Физкультминутка «Зимние забавы»
Мы бежим с тобой на лыжах (имитируется ходьба на лыжах,
Снег холодный лыжи лижет.
А потом на коньках (имитируется бег на коньках,
Но упали мы. Ах! (падают).
А потом снежки лепили («лепят» снежки,
А потом снежки катали («катят» ком снега).
А потом без сил упали (упали).
И домой мы побежали (бег по кругу).
Воспитатель: давайте вспомним сказку «Зимовье зверей».
- Какие герои собрались «от зимы лето искать? – Бык, баран, свинья, гусь, петух.
- Как они решили спастись от зимы? – Дом построить.
- Кто предложил построить дом? – Бык.
- Поддержали его братцы-товарищи? – Нет.
- Как в дом попал баран? – Разбегусь и вышибу из избы бревно.
- Как в дом попала свинья? – Столбы подрою, да твою избу сворочу.
- Как в дом попали гусь и петух? – Мох из твоих стен повыщипим.
- Почему лису привлекла избушка? – Петух стал песни распевать.
- Что придумала лиса? – Позвала медведя и волка.
- Что спасло зверей? – Дружба.
А теперь, дети, берём карандаши и нарисуем на листе свою картину зимы, как вы его представляете.
Рассматриваются нарисованные детьми работы и выставляются на стенд «Встречаем зиму».
Итог занятия.