Ольга Щиголева
Беседа в подготовительной группе «Ясная Поляна — место жизни и творчества Л. Н. Толстого»
▼ Скачать + Заказать документы
Беседа в подготовительной группе «Ясная Поляна – место жизни и творчества Л. Н. Толстого»
Подготовила воспитатель Щиголева О. А.
Цель: знакомство с творчеством Л. Н. Толстого
Задачи:
Обучающие:
- формировать представление о жизни и творчестве великого русского писателя Л. Н. Толстого;
- учить понимать и оценивать поступки литературных героев.
Закрепляющие:
Публикация «Беседа в подготовительной группе „Ясная Поляна — место жизни и творчества Л, Н, Толстого“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Толстой Л.Н.
- Темочки
- закрепить знание детей по произведениям Л. Н. Толстого;
- умение анализировать произведение, высказывая свои суждения.
Развивающие:
- развивать интерес к русской литературе;
- развивать речь детей, долговременную память, внимание.
Воспитательные:
- воспитывать нравственно-волевые качества у детей;
- чувство гордости за достижения своего народа и яркого его представителя – великого писателя.
Здоровьесберегающие:
- создать на занятии благоприятный эмоциональный настрой;
- растить адаптивного человека, способного к обучению.
Материал к занятию:
- иллюстрации картин природы; портреты писателей, книги с произведениями для детей Л. Н. Толстого; портреты Л. Н. Толстого.
Ход занятия:
Воспитатель:
Сегодня мы будем говорить о великом русском писателе Льве Николаевиче Толстом. Если посмотреть внимательно на его портрет, то можно заметить, что его высокий лоб говорит об уме, глубоко посаженные глаза – о проницательности, широкая борода – как у доброго дедушки.
Лев Толстой родился в Ясной Поляне. Какое интересное название. А что вы представляете, когда слышите это слово «Ясная»?
Ответы детей.
Лев Николаевич мало знал своих родителей, они рано умерли, и детей воспитывала тетя. Когда Лев подрос, он поступил учиться в гимназию, а затем в университет. Лев вместе с братом поступил на военную службу и поехал служить на Кавказ. Он был храбрым и мужественным военным, за что и был награжден орденом и двумя медалями. Уволившись из армии, он приехал в Ясную Поляну, где прожил почти всю жизнь.
Воспитатель:
Кто помнит, чем увлекался Лев Николаевич? Правильно, он играл в теннис, поднимал гири, ездил на велосипеде, был хорошим наездником.
Воспитатель:
А что еще делал Толстой? Посмотрите внимательно вот на этот портрет (в крестьянской одежде).
Ответы детей.
Он умел косить траву, пахать землю, разводить пчел.
Он с удовольствием трудился в саду, даже посадил яблоневый сад.
Воспитатель:
Значит, что можно сказать о писателе?
- Что он был трудолюбивый.
- Хорошо знаком с жизнью простого народа, потому что одет в крестьянскую рубаху, подпоясанную ремнем.
Воспитатель:
А еще Лев Николаевич восхищался красотами русской природы. Подойдите, пожалуйста, к выставке, рассмотрите иллюстрации картин природы. Что могло восхищать Толстого, на ваш взгляд?
Ответы детей.
- Я думаю солнечный свет.
- А мне кажется, цветущие яблони.
- Еще я думаю, нежные краски весны, пробуждение природы.
Воспитатель:
Да, вы правы. Вот, что он писал «Необыкновенная красота весны разбудит любого, я полюбил красоту эту».
Воспитатель: Толстой очень любил народную музыку, особенно игру на балалайке. Давайте послушаем и представим картины из жизни народа.
Воспитатель: Раньше в России было мало школ, и образование могли получить только дети богатых. Дети бедняков не имели возможности учиться в школе, потому что им нечем было платить. Поэтому их за небольшую плану учили дьячки в школах при церкви. Обучали в таких школах письму, счету, чтению и Закону Божьему, а за малейшую провинность секли розгами.
Толстой часто общался с крестьянскими детьми и видел, какие они смышленые, любознательные, одаренные. В своем имении Ясная Поляна он открыл бесплатную школу для крестьянских детей в маленьком доме – во флигеле, и сам учил их. Он считал, что дети должны получить широкий круг знаний. Поэтому учил с ними чтение, письмо, русскую историю, математику, естественные науки, рисование, пение, черчение.
Учебников тогда было мало, и Толстой сам составил «Азбуку», по которой учились грамоте многие поколения.
Воспитатель:
Ребята, а какие еще учебники написал Толстой? («Книги для чтения», «Арифметику»).
Ответы детей.
Игра «Живые буквы». Вам необходимо парами загадать любую букву и показать нам. А остальные дети попробуют ее угадать и назвать.
Воспитатель:
Лев Николаевич не любил, когда кто-то шалил, любил чтобы ему говорили правду. Все свои наблюдения из жизни он отражал в рассказах. Давайте вспомним его рассказ «Косточка».
- Почему Ваня не отходил от стола?
- Что он сделал?
- Как мама обнаружила пропажу?
- Что сказал отец?
- Почему Ваня не сознался сразу?
- Почему он заплакал?
- Расскажите о своем отношении к поступку Вани.
- Как вы думаете, сознался бы Ваня в своем поступке, если бы мама перед обедом не сосчитала сливы?
Воспитатель:
Ребята, перечислите, какие еще произведения Льва Николаевича Толстого вам знакомы?
Воспитатель:
Лев Николаевич стремился прививать детям трудовые навыки. Для этого он выделил участок земли, который обрабатывали школьники. А вот, что они выращивали, мы сейчас попробуем отгадать.
Загадки:
- Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что это? (репка)
- На ощупь – очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая,
По цвету – красноватая
И нравится ребятам.
Сидит в земле,
А вытащишь – на столе (морковь)
- Топили, сушили,
Колотили, рвали,
Крутили, ткали,
На стол клали (лен)
- Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались в ладони
Бусинки-дробинки (горох)
Воспитатель:
Ребята сами убирали весь выращенный урожай, работали с удовольствием. Они очень любили свою школу и своего учителя.
Лев Николаевич написал много рассказов, как для детей, так и для взрослых. Благодаря его таланту, многие поколения имели возможность знакомиться с этими замечательными литературными произведениями, учиться на примере поведения его героев. Сегодня и мы с вами прикоснулись к творчеству великого писателя, окунулись в атмосферу жизни его современников, попытались понять и почувствовать то, что испытывали люди того времени.
Итог.
Скажите, пожалуйста, что же нового вы узнали о жизни Льва Николаевича Толстого?
Какие произведения вам больше запомнились и понравились? Почему?
Молодцы, вы меня сегодня очень порадовали. Вы доказали, что стали старшими в детском саду и готовитесь к учебе в школе.
А сейчас, вы можете взять любую понравившуюся книгу Л. Н. Толстого и рассмотреть ее. Занятие окончено.