Щанина Елена
Беседа с родителями «Внимание и внимательность»
Родительское собрание.
Тема: «Внимание и внимательность»
Задачи собрания:
1. Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания.
2. Познакомить родителей с методами и приёмами развития внимания младших школьников.
Вопросы для обсуждения:
1. Значение внимания для результативности учебной деятельности.
2. Приёмы развития внимания ребёнка дома.
Публикация «Беседа с родителями „Внимание и внимательность“» размещена в разделах
Ход собрания.
Наша встреча сегодня посвящена проблемам, связанным с успешностью учебной деятельности ваших детей. Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют способность к интеллектуальной деятельности младших школьников.
С проблемой невнимательности детей чаще всего сталкиваются родители, чьи дети приступили к систематическому школьному обучению. И это вполне понятно, поскольку учебная деятельность требует от ребёнка новых, более высоких форм произвольного поведения, способности управлять своими психическими процессами, в том числе и вниманием.
Как правило, родители прекрасно понимают, что хорошее внимание является одним из важнейших условий успешного обучения. Именно поэтому, отправляя ребёнка в школу, вы говорите ему: «Будь внимательным! Не отвлекайся на уроке! Хорошо слушай учителя!» Однако, если у ребёнка существуют проблемы с вниманием, одними требованиями «быть более внимательным» здесь не обойтись.
Назовём основные свойства внимания, которыми ребёнок должен владеть.
• Концентрация (удержание информации о каком-либо объекте в кратковременной памяти)
• Устойчивость (сколько времени уделяется процессу или задаче)
• Распределение (способность держать в поле внимания несколько субъектов одновременно)
• Переключение (скорость с которой объект может менять направленность действий и переходить от одного рода занятий к другому)
Умение концентрировать своё внимание помогает ребёнку сосредоточенно и, не отвлекаясь, на посторонние дела, работать на уроке, в течение длительного времени выполнять однообразную и рутинную работу. Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, предлагаемые учителем на уроке.
У младших школьников основные свойства внимания развиты слабо в силу недостаточной зрелости нейрофизиологических механизмов мозга. Наиболее слабо организовано внимание первоклассников, оно имеет небольшой объём, плохо распределяемо, неустойчиво.
На протяжении обучения в начальной школе в развитии внимания происходят существенные изменения, идё т интенсивное развитие всех его свойств: резко (более чем в 2 раза) увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.
Считается, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для целенаправленного развития внимания ребёнка.
Основной проблемой здесь является недостаточность произвольного внимания (сознательное и активное сосредоточение субъекта в данный момент времени на каком – либо реальном или идеальном объекте).
Внимание напрямую зависит от развития лобных отделов головного мозга. Если ребёнок в период своего раннего развития не получает достаточно тактильной и зрительной информации, идущей от матери, если нервные клетки не работают, то происходит их физиологическая гибель. Сейчас, к сожалению, мамы недостаточно общаются с ребёнком (их заменяют няни, телевизоры, компьютеры, бабушки, дедушки). У детей, которые довольно рано начали смотреть телевизор, не развивается речь, мышление. Ведь ребёнок воспринимает речь во взаимодействии со взрослыми и в игре.
Многочисленные исследования учёных-психологов, физиологов показали:
• Если у детей недостаточно развито произвольное внимание, то они будут заменять в письменных работах согласные или гласные буквы, близкие по звучанию. (жуки-зуки)
• Если у детей недостаточно развита устойчивость внимания, то они будут пропускать буквы в словах, предложениях и цифры в примерах. (трава-трва)
• Если ребёнок добавляет в слова гласные буквы, это связано с неустойчивостью произвольного внимания. (трава-тарава)
• Если ребёнок переставляет слоги в словах, это связано с неустойчивостью внимания.
Развитие концентрации внимания.
Концентрация внимания- это способность сосредотачиваться на каком-либо задании в течение длительного времени.
Типичная отговорка ребёнка, когда он садится за уроки- срочно захотелось попить, поесть, позвонить и т. п. Вывод таков: ребёнку трудно сосредоточиться, и он ищет любой повод, чтобы отложить нудные занятия.
Упражнение 1. Сохраняем позу. Научиться сохранять позу в течение длительного времени помогут игры: «Море волнуется», «Замри» или «Памятник»(изобразить какого-нибудь известного человека или героя и замереть без движения.)
Упражнение 2. Сбрасываем напряжение. Сделать 5-7 глубоких вдохов и выдохов; потянуться всем телом, вытягивая руки за голову, а ноги- вперёд; потереть переносицу, виски, ладонь о ладонь.
Упражнение 3. Загадочно молчим. Посторонние разговоры тоже мешают сосредоточиться. Игра в «молчанку» позволит ребёнку научиться сдерживать не относящиеся к делу реплики и возгласы. Можно поиграть всей семьёй в игру, где участники должны отгадать какое-то слово или словосочетание, которое один из игроков изображает с помощью мимики и жестов.
Упражнение 4. Направляем взор. Умение концентрировать внимание предполагает способность длительно удерживать нужный объект в поле зрения. Многим детям не хватает именно этого умения. Игры вида: точное попадание в цель- городки, стрельба в тире, набрасывание колец, дротики и т. п. В домашних условиях складывание башни из спичек, девочкам полезно вышивать, мальчикам- выжигать.
Упражнение 5. Расставьте в комнате предметы в произвольном порядке. Попросите ребёнка внимательно посмотреть и запомнить, где что находится. Затем ребёнок выходит за дверь. Пока его нет, вы переставляете или меняете 2-3 предмета. Задача вошедшего- определить, что изменилось за время отсутствия.
Упражнение 6. В печатном тексте находить и вычёркивать определённые буквы. Такие упражнения позволяют ребёнку почувствовать, что значит «быть внимательным», и развить состояние внутреннего сосредоточения. Эта работа должна проводиться ежедневно по 5 минут в день в течение 2-4 месяцев.
Увеличение объёма внимания и кратковременной памяти.
Запоминание чисел и порядка расположения предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. Постепенно число предметов увеличивается.
Тренировка распределения внимания.
Игра «Запрещённые движения», «Выполняй команду только со словом «дети», «Путаница», «Нос, пол, потолок» (взрослый умышленно путает детей неправильным показом, 1 хлопок- присесть, 2 хлопка- попрыгать, 3 хлопка- поднять руки и т. п.
Главное, занятия с ребёнком должны носить систематический характер, и не только в обязательно отведённое время, но и как бы между прочим. Например, по дороге домой, во время приготовления ужина и т. п. Поиск грибов, собирание на берегу реки камешков, выбор нужных деталей мозаики или конструктора- это тоже упражнения на тренировку внимания.
Самое главное в таких занятиях- заинтересованность взрослых, их внимание к самому ребёнку, его успехам и достижениям.
В заключение для родителей ПАМЯТКА по развитию внимания учащихся.
- Помните, что внимание- один из самых важных процессов психических процессов.
- Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности ребёнка.
- Для того, чтобы ваш ребёнок был внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание.
- В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребёнку, тем больше шансов развить произвольное внимание ребёнка.
- Развивая внимание своего ребёнка, учитывайте круг его увлечений. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям, связанным с его увлечением.
- Постоянно тренируйте внимание своего ребёнка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, поездки, походы, любую возможность.
- Наберитесь терпения, и не ждите немедленных, успешных результатов.
- Используйте специальную литературу, которая поможет вашему ребёнку достичь успехов.
Застенчивость
Застенчивость – это свойство личности, которое формируется при некоторых условиях воспитания и характеризуется отсутствием свободы общения, наличием внутренней скованности. Застенчивость проявляется в разных формах – от легкого смущения, дискомфорта, страха и тревожности до глубокого невроза.
Если стеснительность достигла такого уровня, при котором ребенок испытывает трудности при знакомстве, отказывается от приглашений в гости к своим сверстникам, тогда застенчивость перерастает в проблему, которая требует безотлагательного решения.
Игры, помогающие развивать навыки общения
Приведу примеры игр способствующих развитию основных умений общаться, которые родители могут провести дома индивидуально со своим ребенком или вместе с его друзьями. Эти игры можно разделить на несколько различных направлений:
1 направление – «Я и мое тело»
Эти упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение. Это важно, т. к. только физически свободно чувствующий себя ребенок спокоен и психологически защищен.
Игра «Походки»Ребенку предлагается изобразить походки различных людей и животных, например, походить как клоун в цирке, как лев, как котенок и т. д.
Затем вы можете предложить ребенку загадать какого-либо животного и походить его походкой, а вы по походке постараетесь угадать, кого ребенок хотел изобразить.
Игра «Колпак мой треугольный»Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с меня, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак» заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершающем повторе дети изображают только жестами всю фразу.
2 направление – «Я и мой язык»
Игры, направленные на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых, существуют и другие средства общения.
Игра «Испорченный телефон»Детям нужно по цепочке шепотом передать слово так, что бы оно не потерялось, и не изменилось. Ребенок, которому должны передать слово делает вид, что спит. Каждый передающий должен разбудить другого, делая это бережно и осторожно. Таким образом, мы тренируемся соблюдать 2 правила: никого не обижай и слушай внимательно.
Игра «Через стекло»Ребенку предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора можно предложить, например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно».
3 направление – «Я и мои эмоции»
Игры, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
Игра «Дневник настроений»
Заведите вместе с ребенком «дневник его настроений», в котором вы каждый день вместе с ним будете отмечать его настроение. Если оно в течение дня меняется, то сделайте несколько отметок. Вводятся условные обозначения:
• Веселое радостное настроение,
• Немножко грустно, хочется помолчать, подумать о чем-нибудь,
• Грустно и скучно, хочется плакать.
Вы можете вместе с ребенком придумать свои обозначения или расширить эти.
Дневник настроений усиливает внимание к своим эмоциям, настроению, дает осознание своего эмоционального состояния и умение выразить его словами.
4 направление – «Я и Я»
Здесь собраны упражнения, направленные на развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам, переживаниям.
Игра «Рисуем себя»Ребенку предлагается нарисовать цветными карандашами себя. После рисования обсудите вместе с малышом, что ему нравиться и не нравиться в себе и в своем изображении, почему. А затем попросить нарисовать ребенка себя, когда он вырастет.
Игра «Конкурс хвастунов»Взрослый предлагает ребенку посоревноваться в умении хвастаться. Они хвастаются по очереди, например, один говорит «Я красивая», другой: «А я смелый» и т. д. Необходимо стремиться к тому, чтобы сказать про себя как можно больше хорошего.
5 направление – «Я и другие»
Игры, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного, доброжелательного отношения к людям и друг к другу.
Игра «Слепой и поводырь»Ребенку завязываются глаза. Родитель должен водить «слепого» по комнате, преодолевая вместе с ним различные препятствия. Важно показать и помочь почувствовать ту ответственность, которую несет ведущий за состояние и благополучие ведомого. Затем поменяйтесь местами.
Упражнение «Рисунки на спине»Дети разбиваются на группы по три человека в каждой, образуя одну гигантскую звезду. Каждая группа становится одним из лучей этой звезды, для этого необходимо сесть на пол в один ряд, друг за другом, повернувшись спиной к ведущему. Ведущий показывает сидящим ближе всего к нему детям картинки фигур, а им необходимо будет ее нарисовать на спине сидящих перед ними ребенку. Второй ребенок в ряду постарается «прочитать» своей спиной рисунок и должен будет нарисовать то же самое на спине того, кто сидит перед ним. И так далее. Когда картинка «дойдет» до ребенка, сидящего в вершине своего луча, он должен будет нарисовать на листе бумаги, тот рисунок что «дошел» до него.
Правила воспитания общительного ребенка
Данные игры помогут ребенку преодолеть застенчивость, преобразив недостатки в достоинства. Однако родителям необходимо помнить, что неправильное воспитание и стиль общения может нивелировать полученный результат от игр. Поэтому родителям необходимо помнить :
1. Не ставьте ярлык на ребенка
Если вы назовете ребенка застенчивым, вы будете обращать внимание только на его застенчивость. Вместо этого указывайте на сильные стороны ребенка. Обращайте внимание на моменты, когда ребенок более общителен, чем на те, когда он застенчив. Кроме того, пользуйтесь описательными словами, подчеркивающими сильные стороны его поведения. Например, застенчивого человека лучше описывать как осторожного, осмотрительного.
2. Интересуйтесь его чувствами
Если он прячется за вас, вместо того, чтобы играть с друзьями, скажите: «Похоже, что ты не знаешь, хочется ли тебе сейчас играть». Подобные замечания должны быть точным отражением чувств ребенка, но не служить упреком.
3. Будьте рядом со своим ребенком
Для стеснительного ребенка общество большого количества людей может казаться пугающим. Не следует входить в комнату, полную людей, и оставлять ребенка в одиночестве. Держите его за руку пока он не почувствует себя в привычной обстановке. Пусть он сам опустит вашу руку. Подойдите к другому ребенку или группе детей и начните разговор с ними, ожидая, что ваш ребенок тоже вступит в разговор.
4. Поощряйте своего ребенка, чтобы он разговаривал дома
Установите дома ежедневное время «хороших новостей». Во время ужина или перед отходом ко сну пусть ваш ребенок поделится с вами хорошими новостями прошедшего дня. Прислушивайтесь к тому, что он рассказывает вам о самых интересных событиях, случившихся с ним в течение дня. Когда ребенка выслушивают и с уважением соглашаются с ним, это помогает повысить у него уважение к себе самому.
5. Оставайтесь спокойным, уравновешенным и невозмутимым
Даже если вы испытываете беспокойство по поводу того, как поведет себя ваш ребенок в новой ситуации, не показывайте этого, готовя ребенка к выходу в иную обстановку. Многие родители, которые сами были в прошлом застенчивыми, очень беспокоятся о том, что их ребенок повторит то же, что пережили они. Они могут проявлять такое напряжение, что оно передастся ребенку.
6. Поделитесь своим опытом
Поскольку 93 % всего населения признает, что они проявляли застенчивость, по крайней мере, иногда, у вас без сомнения есть, что рассказать своему ребенку и поделиться с ним опытом собственных переживаний. Такие рассказы помогут застенчивому ребенку чувствовать себя более уверенно в аналогичных ситуациях. Поделитесь с ребенком опытом, как вам удалось преодолеть неуверенность в себе. Детям нужно убедиться в том, что это всего лишь один аспект повседневной человеческой борьбы и что он может справиться со своими чувствами.
7. Не требуйте совершенства
Застенчивые дети должны понять, что умение дружить с другими детьми совсем не означает, что от них требуют совершенства.
Таким образом, изменение стиля общения и ежедневная организация родителями игр с детьми помогает последним развить коммуникативные умения и умения выражать эмоции, повысить самооценку, тем самым, устранив застенчивость.
Дисциплина - основополагающий момент в воспитании ребёнка. Но каким же способом добиваться дисциплины?
В общем, наиболее эффективным и ответственным методом общения с детьми является предоставление им свободы выбора во всех ситуациях, где это объективно возможно, и возможности испытывать на себе последствия избранного ими образа действий. Если дети отказываются есть, они изрядно проголодаются ко времени, когда им снова предложат поесть, если они отказываются тепло одеваться, они замёрзнут. Во всех случаях в роли учителя выступают естественные последствия принимаемых ими решений. Важно не ругать ребёнка, не придираться к нему, не угрожать, не наказывать и не улещивать.
Секрет хорошего поведения заключается в представлении детям свободы выбора образа действия (естественно, за исключением случаев, когда существует угроза их жизни и здоровью). Если они плохо себя ведут, постарайтесь воздержаться от придирок, нотаций, наказаний - предложите вместо этого выбора: «Мне не нравится, что вы шумите во время еды. Перестаньте ссориться или выйдите из-за стола!» Если они воздерживаются от выбора, следует мягко, но настойчиво вывести их из комнаты, приговаривая: «Можете вернуться обратно, как только успокоитесь» Вы всё ещё даёте им возможность выбора и демонстрируете своё уважение к ним. Очень скоро они прекрасно поймут, что любое действие приводит к определённым результатам, и научатся выбирать то, что им больше подходит.
Обучение детей на последствиях их действий - это не метод наказания. Когда родители используют последствия действий детей в качестве способа дисциплинарного воздействия, эти обстоятельства должны естественно и логично вытекать из ситуации. К примеру, если Сергей разбил окно, будет логично заставить его заплатить за новое стекло из своих карманных денег или не купить то, что он просил, но совершенно неуместно «штрафовать» его за беспорядок в его комнате - в данном случае нет никакой логической связи между деньгами и его поведением.
Чтобы обучение детей на последствиях их действий не превратилось в наказание, родителям не следует выходить из себя, напоминать, угрожать, предупреждать или использовать фразы вроде: «Может хоть это тебя чему-нибудь научить!» - само действие будет воздействовать более эффективно, чем сопровождающие его «шумовые эффекты». Важно вести себя в спокойной, но твёрдой манере - иногда может быть даже более уместно сказать ребё нку: «Давай-ка, вместе уберём это безобразие!», чем давать ему возможность выбора. В самом деле, не следует забывать о том, что целью обучения детей на последствиях их действий является оказание им помощи в выборе разумных решений, а не принуждение их к выполнению родительской воли. Поэтому этот метод дисциплинарного воздействия не должен использоваться в качестве дополнительного аргумента в пользу решения, уже принятого родителями (за исключением, разве что, ситуаций, когда данный метод используется в воспитании совсем маленьких детей). Наконец, важно привлекать детей к обсуждению важных для них решений (например, относительно того, в котором часу они должны отправиться в постель, какую работу по дому они должны выполнять и т. д.)
«Всё это, конечно, хорошо», скажут некоторые родители. «Но в большинстве ситуаций я даже не могу себе представить, что это за логические последствия, поэтому приходится прибегать к проверенным методам: отчитывать и приказывать!» Когда в голову не приходит, во что может вылиться поступок ребёнка, появляется соблазн принять волевое решение, что называется, по горячим следам. Советую вам погодить с решением и на время выйти из конфликта, особенно если ситуация накалилась. Это даст вам возможность спокойно подумать. Можно также спросить у ребёнка что, по его мнению, может произойти в результате его действия или проступка.
Использование воспитательного воздействия последствий действия детей требует от родителей определённой твёрдости и силы духа (но не грубости). Соседи, друзья, даже учителя ждут от вас, что вы будете вести себя как «хорошие» (т. е. «добренькие», но не как ответственные родители. Вас могут, например, подвергнуть критике за то, что вы не проследили, чтобы ребёнок вовремя пришёл на занятия в школу (кстати, иногда полезно обсудить ваши планы с учителем). Да и сами вы можете почувствовать себя виноватыми, если позволите детям заиграться и забыть об обеде, а потом будете вынуждены отправлять их в школу голодными. Но надо твёрдо стоять на своём. Только тогда дети чему-то научатся - и очень быстро - и вам будет приятно видеть, что они сами начинают следить за временем и т. д.
Обучая детей на последствиях их собственных поступков, необходимо проявлять определё нную гибкость и ориентиро-ваться на конкретные обстоятельства: данный метод применим к периодически возникающим проблемам, но ни в коем случае не к чрезвычайным ситуациям.
Не перебарщивайте: не следует забывать и о других методах родительского воздействия. Вряд ли вы добьётесь чего-нибудь путного, если, увлёкшись дисциплиной, начнёте муштровать детей, забывая о том, что они нуждаются вол внимании и поддержке.
Воспитание дисциплины должно опираться на пример, который подаёте вы сами. Если вы сами горазды срываться на крик, перебивать других на полуслове, распускать руки, ругаться и критиковать всех и вся, можете быть уверены в том, что ваш ребёнок всему этому научится. В то же время ваши доброта, твёрдость, честность, внимательность, способность попросить прощение и поддерживать в трудную минуту учат детей быть добрыми, твёрдыми. честными, отзывчивыми.
Детям совершенно необходимы ограничения, хотя бы для того, чтобы против них протестовать. Когда ребенок поднимает бунт против ограничений, закатывает истерики, бросает вам в лицо «Я тебя ненавижу» - не поддавайтесь панике: просто надо дать ему возможность выразить свои чувства, может быть даже обнять его, когда он пытается вас ударить и орёт благим матом, и оставаться с ним, пока он не выплачется. Вы сами сможете убедиться, какой благотворный эффект это на него окажет.
Нет готового рецепта в деле воспитания детей, разные дети, разные ситуации, разные обстоятельства требуют использования разных подходов. Например, если применение метода обучения ребёнка на последствиях его собственных действий приводит к тому, что он только озлобляется, и не даёт ожидаемых результатов, попробуйте что-нибудь ещё - может быть имеет смысл попытаться более активно использовать методы поддержки и поощрения: дети никогда не отказываются от искренней поддержки со стороны своих родителей.
И ещё. Не ставьте себе невыполнимых задач. Если вы не будете стремиться превзойти самих себя и в рекордно короткие сроки стать эталоном родительской добродетели, вы избавите себя от множества разочарований и трудностей.