Рауза Тахташева
Беседа с детьми о обитателях озёр и рек
Цель: закрепить знания детей о пресноводных обитателях озёр и рек; развивать умение классифицировать рыб и водоплавающих птиц, гнездящихся на берегу озёр и рек; совершенствовать устную речь; активизировать словарный запас детей.
Материалы: игрушечная рыбка Ёрш Ершович, рабочие листы «На воде и под водой жизнь увидим мы с тобой».
Ход беседы:
1. Воспитатель: Ребята, сегодня день необычный, день Ерша Ершовича. Давайте вспомним с вами, кто живё т с ним по соседству: рыб, птиц, зверей.
У Ерша Ершовича есть не только друзья, но и враги.
Отгадайте загадку:
Публикация «Беседа с детьми о обитателях озёр и рек» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Речные обитатели, кто живет в реке
- Темочки
Хвостом она виляет, зубаста, а не лает. Кто это? (Щука).
Молодцы, ребята. Хотите, мы поиграем с вами в игру «Ерши и щука»?
(В роли щуки в первый раз воспитатель. Дети рассказывают стихотворение Ю. Могутина «Ерши», тихонько бегают по группе и подходят к щуке. Разбегаются, щука ловит ершей. Игра повторяется 2-3 раза).
2. Воспитатель: А теперь, дети, садитесь на ковёр. Мы вспомним с вами, кто ещё живёт рядом с Ершом Ершовичем. Я загадаю вам загадки:
По дну реки гулять идёт,
И ножницы с собой несёт. (Рак)
У лошадки – жеребёнок,
А у свинки – поросёнок,
У собаки – щенок,
А у рыбки - … (малёк)
Пузырёк в воде резвился,
В лягушонка превратился. (Головастик)
Сидит Арина,
Не говорит – терпима,
А речь начнёт – досада возьмёт. (Лягушка).
Воспитатель: Ребята, а какие рыбы живут рядом с Ершом Ершовичем?
(Сом, карась, окунь, сазан, карп, лещ и др.)
Молодцы, хорошо знаете пресноводных рыб. А какие же птицы гнездятся по берегам озёр и рек? Я и о них приготовила загадки.
(Воспитатель загадывает загадки о водоплавающих птицах).
Пёстрая крякушка ловит лягушек. (Утка)
Красные лапки щиплют за пятки. (Гуси)
Улетали с севера на юг и теряли белый, белый пух. (Лебеди)
Вы отгадали все мои загадки, молодцы, дети. А сейчас я раздам вам ваши рабочие листы. Вы внимательно посмотрите, и назовите как можно больше растений, животных, рыб, насекомых, которые живут на воде и под водой.
(Дети работают с раздаточным материалом и рассказывают по очереди о том, что знают о пресноводных обитателях.)
Воспитатель: Ребята, Ёрш Ершович очень рад, что вы так много знаете о его соседях. А хотите напоследок поиграть в лягушат?
Дети читают стихотворение:
Раньше были мы икрою.
Ква - ква! (Шагают на месте, размахивая руками)
А теперь мы все - герои.
Ать – два!
Головастиками были.
Ква - ква! (Прыгают на месте.)
Дружно хвостиками били.
Ать - два!
А теперь мы – лягушата.
Ква - ква! (Прыгают на двух ногах с продвижением вперёд)
Прыгай с берега, ребята!
Ать - два!
И с хвостом, и без хвоста
Жить на свете – красота! (Шагают на месте).