Краморенко Аина
Беседа для средней группы «Дымковская игрушка»
▼ Скачать
по теме "Дымковская игрушка"
Автор Краморенко Аина Родионовна
Воспитатель средней группы
Цель: воспитывать интерес к народному творчеству.
Задачи:
Публикация «Беседа для средней группы „Дымковская игрушка“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
1. Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок.
2. Обратить внимание детей на образную выразительность предметов искусства.
3. Формировать представления о некоторых художественных ремеслах, знания о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера (для изготовления игрушек нужны : глина, гончарный круг, особая палочка или кисточка, чтобы рисовать узор, печь, чтобы обжигать изделие, особые краски для росписи).
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Демонстрационный материал: презентация, видео как создается дымковская игрушка.
Предварительная работа: Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством, с народными промыслами, ознакомление с дымковской игрушкой, просмотр презентации о Дымковской, рассматривание иллюстраций Дымковских игрушек. Чтение стихотворений и прибауток о Дымковских игрушках.
Ход беседы:
1. Постановка задачи.
Воспитатель:
Весёлая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбки,
А ну, отгадайте, кто я?
Много на русской земле народных мастеров и умельцев, Большое количество подделок делают они из различных материалов после чего красиво расписывают. К нам в гости пришли замечательные игрушки, сделанные своими руками русскими мастерами.
2. Основная часть.
Воспитатель: Далеко, далеко, за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу голубой реки Вятка стоит большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи и из труб домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе веселые и озорные люди. Любили они лепить из глины веселые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, веселые люди выносили свои веселые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить. Веселые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называться как? (дымковскими)
Дымковские мастера любят делать красивых нарядных барышень, веселых петушков, забавных оленей, важных индюков.
Рассматривание дымковских игрушек (барышня, лошадка, петух, индюк, олени).
1. Барышня
Дымковские барышни
Видные да статные,
Яркие, нарядные –
Воображули знатные.
На головах кокошники,
А в ушах серёжки,
Кофточки с оборками,
На ногах сапожки.
2. Лошадка.
Я лошадка серый бок
Я копытцем постучу,
Если хочешь - прокачу!
Посмотри, как я красива
Хороши и хвост, и грива
3. Петушок.
А вот дети петушок -
Ярко красный гребешок,
Хвост с оборкой золотой,
Красной, жёлтой, голубой.
4. Индюк
Индя, индя, индючек,
Ты похож на сундучок,
Сундучок не простой,
Красный, синий, золотой.
5. Олень
Через горные отроги,
Через крыши деревень
Краснорогий, желтоногий
Мчится глиняный олень.
Дымковскую игрушку разрисовывают разными элементами: кружками, кольцами, полосками, змейками.
Стандартные цвета, которые используют в дымковской игрушке : красный, оранжевый, желтый, малиновый, синий, голубой, изумрудный, зеленый и в очень малом количестве коричневый и черный.
«Разрисовывание дымковских игрушек»
(предложить детям украсить дымковские игрушки, распечатанные на листах А4)
Самостоятельная работа детей под спокойную народную музыку (помощь затрудняющимся детям, индивидуальная работа)
Готовые работы выкладывают на общий стол, дети и воспитатель их рассматривают.
Воспитатель: Какие вы все молодцы, очень красиво расписали игрушки. Ребята, а как вы думаете для чего были сделаны эти игрушки? Играли ли ими?
Дети: Одни игрушки служили для украшения дома, другие для игр.
Ребята, я предлагаю вам посмотреть, как создается игрушка?
(Дети смотрят видео, воспитатель параллельно рассказывает).
Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и полепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. А когда рождается третий раз?
Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающие еще большую нарядность игрушке. Так она рождается третий раз. Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима. Когда у мастеров игрушки были готовы, их относили на ярмарку.
Ребята, вы все большие молодцы, очень хорошо вели себя во время беседы.
3. Подведение итогов
С какими игрушками мы сегодня познакомились? Из чего сделаны данные игрушки? Какие основные цвета используются при украшении игрушки?