Юлия Редькина
Беседа-диалог с элементами тренинговых упражнений «Испечем пирог дружбы»
▼ Скачать + Заказать документы
Беседа-диалог
с элементами тренинговых упражнений
Тема: "Испечем пирог дружбы"
Цель:
• Формировать представления о роли дружбы в жизни человека.
Задачи:
• Дать первоначальное представление о значении дружбы в жизни детского коллектива;
Публикация «Беседа-диалог с элементами тренинговых упражнений „Испечем пирог дружбы“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Дружба. Конспекты занятий о дружбе
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
• Развитие коммуникативных умений: умения вести себя, находясь в центре внимания; навыка самопрезентации; умения слушать, говорить другому человеку приятное, выслушивать добрые слова в свой адрес и благодарить за них;
• Сплочение детей проживающих в отделении социальной реабилитации;
• Создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом в группе.
• Развивать умение устанавливать контакт.
Необходимые материалы: листочки, фломастеры, шкатулка, музыкальное сопровождение, поднос, клубок ниток, наглядный материал, мяч.
План проведения.
Подростки садятся на расставленные по кругу стулья.
I. Вступительное слово.
Педагог-психолог: Добрый день! Я очень рада видеть вас сегодня на занятии.
Я неслучайно выбрала такую не совсем обычную форму общения – круг. Как вы думаете – почему?. Да, круг – это наиболее совершенная фигура, в кругу проще вести открытый разговор. Это ещё и возможность некоторое время быть вместе, вот так глаза в глаза, рука к руке. Ребята, а сейчас давайте вспомним правила работы в круге:
1. В кругу все равны. Можно высказывать любое мнение, не задевая при этом достоинство друг друга.
2. Правило искренности в общении.
3. Правило активности.
4. Правило умения слушать. Когда один говорит, все остальные его слушают.
5. Правило поднятой руки (если хочешь что-то сказать подними руку, если кто-то говорит, то все молчат).
Звучит песня.
Педагог-психолог: Ребята, чтобы вы догадались, о чем сегодня пойдет речь, Ксюша прочитает нам стихотворение:
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
И если и споткнется вдруг,
Всегда ему надежный друг
В беде протянет руку.
Не только в радости, но и в печали
Мы верных друзей повсюду узнавали.
Нас дружная семья недаром породнила,
Мы лучшие друзья и в этом наша сила.
Ну, что догадались о чем мы сегодня будем говорить? (Рассуждения ребят.).
Педагог-психолог сообщает тему: сегодня мы "Испечем пирог дружбы".
1. "Выпечка первого коржа"
Каждый человек стремится к общению с другими людьми. Философ Сократ говорил так: "Никакое общение с другими людьми невозможно без дружбы". А дружба возникает, если у людей есть общее дело. Согласны?
Попробуем испечь символический "пирог дружбы". Испечем первый корж. Продукты для нашего "пирога" каждый из вас закупил, как только попал к нам в центр и познакомился с нашим дружным коллективом.
Постарайтесь вспомнить, с кем из ребят вы сразу нашли общий язык, общие темы для разговора, кто помогал вам в трудных ситуациях, кто разделял ваши проблемы и радости?
Что же сближает людей? Какие черты характера должен иметь человек, чтобы его кто-то мог назвать другом? Умение дружить, качество, которым обладает не каждый. Хорошего друга ценят, им дорожат, и такой человек редко бывает одинок. А вы умеете дружить? Давайте проверим умеете ли вы дружить.
Разминка
Упражнение "Поприветствуй друга"
Ребята предлагаю вам поздороваться друг с другом в необычной форме:
• Рукопожатие;
• Плечиком;
• Коленочками;
• Головками;
• Локотками;
• Спинками.
Обсуждение:
Да ребята, доброе приветствие помогает установить дружественные отношения с собеседником, улучшить самочувствие в группе. А ведь без хороших друзей прожить просто невозможно!
"Знакомство"
Материал: клубок ниток.
Инструкция. У каждого из вас сейчас есть возможность сообщить нам свое имя и рассказать нам о дружбе? Как вы понимаете слово дружба? Много ли у вас друзей? Цените ли вы своих друзей? Есть ли у вас лучший друг? Какие качества вы цените в дружбе?
Меня зовут … и я очень … (Зажмите свободный конец нити крепко в руке и киньте клубок ребенку, сидящему напротив).
Меня зовут Юлия Евгеньевна… Дружба – это когда люди внимательно относятся друг к другу, умеют наблюдать за настроением, душевным состоянием друга, а также разделять радости и огорчения. Считаю, что в дружбе ценятся следующие качества:
• Честность;
• Справедливость;
• Надёжность;
• Верность;
• Отзывчивость.
Таким образом, клубок передается дальше и дальше, пока все дети не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. Затем поговорите с детьми обо всем, что может способствовать групповой сплоченности. Спросите их: «как вы думаете, почему мы составили такую паутину?».
Посмотрите ребята, какая у нас получалась паутина! А как вы думаете, благодаря чему или кому? Правильно ребята.
• Все мы друзья,
• Мы все живем в центре, и т. д.
После этого разговора нужно будет снова распустить паутину. Для этого каждый ребенок должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени и, может быть, пересказывая его рассказ о себе. Так продолжается до тех пор, пока клубок не вернется к вам обратно. Возможно, иногда нить будет запутываться – в таких случаях можно с юмором прокомментировать ситуацию, сказав, что члены группы уже тесно связаны между собой.
Время проведения: 10 минут
Иногда очень полезно осознать «какой я». Помните: «Дружба – это школа воспитания человеческих чувств. Дружба нужна нам не для того, чтобы заполнить время, а для того, чтобы утверждать в человеке и прежде всего в самом себе, добро».
Сейчас мы с вами опустим замечательную паутинку дружбы в первый «корж». Будем считать, что основа нашего «пирога» прочная. По законам кулинарии, чтобы пирог был сочным и вкусным, его надо хорошо промазать. Для этого предлагаю нас спеть всем нам знакомую песню.
Поём песню.
Основное содержание занятия
2 Приступаем к "выпечке второго коржа"
Ребята, вы, слышали, что иногда корж ломается. В дружбе нередко происходят ссоры. Скажите, а вы ссорились с друзьями? А как вы думаете, из-за чего происходят ссоры? Как избежать ссор? Сейчас мы с вами будем работать в парах.
Упражнение «Отражение в воде»
Упражнение выполняется в парах.
Психолог. Один из вас будет медвежонком, другой — тем, кто живет в речке. Станьте друг против друга и внимательно выполняйте мои команды:
а) Медвежонок скорчил страшную рожу.
б) Медвежонок замахнулся своей палкой.
в) Медвежонок приветливо улыбнулся тому, кто живет в речке.
Обсуждение:
— Кого увидел медвежонок в речке?
— Что ты чувствовал, когда твой партнер скорчил тебе рожу (замахнулся на тебя палкой, улыбнулся?
— Что тебе было приятнее делать: корчить рожу, замахиваться палкой, улыбаться?
Психолог. Вы знаете, что в каждой сказке есть доля правды. И наша злая, страшная рожа может испугать не только другого человека, но и нас самих. Замахиваясь на другого палкой, мы замахиваемся на себя, улыбаясь другому, мы улыбаемся сами себе.
Упражнение «Волшебное озеро»
Для упражнения понадобится шкатулка, в которую психолог заранее кладет небольшое зеркало круглой формы.
Все участники садятся в круг и закрывают глаза.
Психолог. Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в «маленьком волшебном озере», вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.
После того как в шкатулку заглянет каждый, психолог задает ребятам вопросы:
— Как вы понимаете значение слова «уникальный»? (особенный)
— Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?
— Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?
— Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?
Психолог. Мы выяснили, что каждый человек — это уникальная и неповторимая личность, одна-единственная в своем роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с добротой.
Всем спасибо за работу. У каждого из нас есть качества, которые мешают дружбе и, наверное, многие хотят от них избавиться. Предлагаю на листочках написать, от чего бы вы хотели избавиться, и опустить листочки во второй корж. Мы его хорошо пропечем, и будем считать, что вам больше ничего не мешает.
3. Приступаем к "выпечке третьего коржа"
А теперь обратимся к народной мудрости: как в народных пословицах и поговорках люди выражают своё отношение к дружбе. Сейчас я каждому раздам по пословице, а вы попробуете объяснить, как вы её понимаете. О чем говорят эти пословицы?
• Друга ищи, а найдёшь береги.
• Друзья познаются в беде.
• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
• Один за всех и все за одного.
• Дружбу помни, а зло забывай.
• Новых друзей наживай, а старых не забывай.
Обсуждение: человек должен завоевать уважение других людей к себе, уметь сочувствовать товарищу и окружающим людям, оказывать посильную помощь друзьям. Прийти на помощь именно в нужную минуту.
Положим их на второй «корж». Наш «пирог» растет и становится очень аппетитным.
4. Приступаем к "выпечке четвертого коржа"
Ребята, давайте подумаем, и каждый скажет основное правило дружбы.
Упражнение "Подари подарок"
Ведущий предлагает участникам по очереди взять из коробки сюрприз и подарить его соседу сидящему слева, но обязательно со словами: "Я дарю тебе этот сюрприз, потому что ты самый…".
Завершение
Педагог-психолог: Дорогие ребята наше занятие подошло к завершению.
Мне кажется, что у нас получился замечательный пирог. Надеюсь, что все, о чем мы с вами сегодня говорили, не пропадет даром. Пусть наш символический пирог, напоминает нам "Что без дружбы не прожить, дружбой нужно дорожить!". Спасибо за вашу искренность, открытость. Мне было очень приятно с вами работать.
Рефлексия:
"Волшебный мяч"
• Что понравилось на занятии
• Что не понравилось на занятии
Упражнения "Аплодисменты по кругу"
Инструкция: Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.
Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т. д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Памятка «Черты характера»
Азартный
Аккуратный
Активный
Благородный
Благосклонный
Быстрый
Вежливый
Веселый
Внимательный
Волевой
Гениальный
Гибкий
Голосистый
Гордый
Деликатный Деловой
Дерзкий
Добродушный
Доброжелательный
Егоза
Жалостливый
Железный характер
Заботливый
Звонкоголосый
Изящный
Интересный
Искренний
Капризуля
Красивый
Ласковый Ловкий
Любопытный
Милый
Молодец
Мужественный
Надежный
Напористый
Настойчивый
Необычный
Новый
Опрятный
Отважный
Отзывчивый
Открытый
Отчаянный Порядочный
Правдивый
Преданный
Работящий
Радостный
Разумный
Робкий
Самостоятельный
Самый-самый
Сердечный
Стойкий
Счастливый
Талантливый
Терпеливый
Трудолюбивый
Уважительный
Удачливый
Умный
Упорный
Фантазер
Физически сильный
Храбрый
Хранитель тайн
Человеколюбивый
Чудесный
Чуткий
Шаловливый
Щедрый
Эмоциональный
Юркий