наталья одинцова
Семейный час «Путешествие в старину»
▼ Скачать + Заказать документы
Беседа 2. из цикла «Советы из «Горенки».
Семейный час "Путешествие в старину"
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители, дорогие дети и гости. Сегодня мы предлагаем вам отправиться в старинное царство- государство – Древнюю Русь, встретиться там с народом рукодельным и творческим. Ведь каждый грамотный человек должен знать свою историю, музыку, традиции, гордиться своей страной.
Публикация «Семейный час „Путешествие в старину“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Наши прадедушки и прабабушки не использовали специальных приемов психологии, нотаций детям не читали, а программу жизни – жить в гармонии с людьми, с природой и с самими собой, закладывали ребенку во всем укладе православной жизни: труде, песнях, рукоделии. Некоторые законы психологии, которые вытекают из нашей истории живут в нашем подсознании и когда мы используем их в жизни, на душе становиться тепло и спокойно. Может быть, когда мы смотрим на огонь, или занимаемся рукоделием или мальчик садится на коня, в нас оживает память наших далеких предков. И выдумывать ничего не надо в подходе к ребенку, стоит только остановиться, прислушаться к себе, своей душе. Но мы постоянно спешим, вокруг нас шум и суета,и мы иногда не даем ходу напоминаниям из прошлого.
И сегодня мы предлагаем вам, дорогие родители,попытаться подобрать ключик к душе вашего ребенка, через народные традиции, открыть ему этот огромный и удивительный мир во всем его многообразии и красоте. Задействовать и речь, и руки,и движения,и все органы чувств, - разбудить в ребенке волшебника, включив маленькую лампочку его саморазвития, постоянно горящую в нем и побуждающую его к творчеству. Развить в нем «родственное внимание к миру», чтобы встретив в жизни проблему ребенок не растерялся, а поставил цель ее решить, преодолеть препятствия и был уверен в том, что
«Я хочу, знаю и могу сделать это, если не умею, то смогу научиться». Вместе с нами в путешествие отправится ученый – психолог, чтобы помочь нам разобраться в тонкостях народной педагогики
Закройте глаза и послушайте. Мы предлагаем вам отправиться в мир сказки. Что вы почувствуете?
Жили- были в России – матушке люди добрые, люди добрые да веселые. В семьях жили папы с мамами, и дедушки и бабушки, да и детушек было ни один ни два, а целых пятеро. Папа с мамой целый день работали, ну а детушки чуть подрастут – учились ремеслу. Папа в годик сделал дочке прялочку, узорчатую, должна вырасти она мастерицею. Говорила ей матушка: «Это нить жизни твоей, плети ее без узелков, плавным движением и без дергания. Да не забудь на ночь посуду помыть, а то придут нечистые, любят они в грязной посуде жить.
Приберутся дети, печь истопят, сварят кашку сладенькую и сидят за самоваром с бабушкой, кушают пышки да плюшки, да бабушкины ватрушки, а как ночь придет – баюкают они своих братиков:
Баю – бай, баю – бай
Спи малышка засыпай
Будет время подрастешь,на работушку пойдешь
Будешь лес рубить, рыбку в озере ловить
Будешь всем помогать, будет некогда поспать.
Баю – баю зыбаю, отец ушел за рыбою
Мать ушла коров доить, сестра теленочка поить
Еще сестра пеленки мыть, дедушка дрова рубить
Бабушка уху варить, бабушка уху варить свою доченьку кормить
Кресна баньку топить, Ваню в банюшке мыть.
Кошка в окошке да ширинку шьет
Котик на печке да сухарики толчет
Курочка хохлатка да избу метет.
Дом их постоянно был наполнен звуками, пели для малышек целый день, ну а руки заняты работушкой. А вы слышите тихое пение? Хотелось бы вам жить в таком тереме? Да, здесь у нас лад и гладь и Божья благодать.
Вдруг налетели ветры буйные, потемнело все кругом (бегут с черными тряпками). Принесли они силу нечистую, околдовала она мамочек, стали они сидеть у компьютеров безвылазно. Социальная реклама: «Итернет дороже сына», ну а дальше еще хуже, позабыли они про бабушек и дедушек, стали сдавать их в дома престарелые (очень грустное видео, позабыли они, что бабушки их нянчили, прилетел змей Горыныч о трех головах, стали курить все зелье никотиновое (Мультфильм «Иван царевич и табакерка»., ну а самый страшный змей о шести головах, он – зеленый змей, стали пить вино в России даже школьники. (фильм «Береги себя»).
Бабушка: --Что же делать, люди добрые? Как спасти Россию матушку (танец богатырей, муз. Стаса Намина).
После танца: все вместе стих: «Славу защитников не посрамим». Россия!
Тебе мы на помощь спешим, с давних времен века за веками
Родина славилась богатырями!
Бабушка: -Вы послушайте- ко, служивые,на краю села есть дремучий лес, а за лесом – чудесное озеро, там ваш батюшка рыбку ловил, там найдете вы то, что погубит змеев.
И пошли они к озеру с неводом, стали рыбку ловить. Первая рыбка попалась –
бисероплетение.
(Мастерица,вышивающая иконы бисером)-
--Бусинку к бусинке я подбираю, с любовью иконы мои вышиваю.
Батюшка Сергий благословил -их вышивать он мне разрешил.
Свет от икон нас оживляет,они нам добро и здоровье дарят.
Святые с икон смотрят с любовью, хотят нам сказать -забудьте все войны!
Будьте мудрее, добрее, -трудитесь, детишек растите и нам помолитесь!
Бабушка: вот вам сундучок мой сказочный, соберите вы туда всех рыбок чудесных, что помогут нам змеев победить.
Второй раз закинули невод – поймали рыбку –
лоскутная техника.
(Девочка демонстрирует лоскутное одеяло,вторая девочка идет с куклой в юбочке из лоскутков. Бабушка на фоне музыки балалайки читает стих.
-Мама шила одеяло для любимой дочки,прошивала лоскутки,вышила цветочки
Время шло-идут года,-повзрослела дочка,на лоскутном одеяле расцвели цветочки
Вот для внучки уже шьется красота цветная,подрастает наша внучка,влоскутках играя.
Вот пройдет еще чуть-чуть времени немножко,внучка тоже будет шить
Радость с лоскуточков.
Третий раз закинул он невод – достал он рыбку -
«Вязание»
.Это занятие для родителей и детей постарше. Вот, что можно сделать, умеючи вязать (играет балалайка на фоне ее стих). Взяли мы 2спицы и клубок.
Вяжем платья, кофточки, носок, вяжем мы зверьков на пальчик детям.
Ну а тут- косыночки на плечи. (3девочки показывают косынки на плечах).
Бабушка: Руки наших мастериц поселили тут жар-птиц и коней игривых с хвостиками, с гривами.
А еще одна рыбка –
народная кукла.
После свадьбы куклы кубышки набивались чем угодно: кубышка – травница, набивалась травами, зачем? Вот играет малыш с ней, запах от нее исходит – сон приходит, насморк и кашель уходит, в зависимости от того, какой лечебной травой она набита. Крупенички – набивали крупой, играли дети, массируя кончики пальцев всю зиму, а весной это зерно – в посевное высыпали, чтобы урожай был богаче. (далее воспитатели подробно рассказывают о куклах, изготовляемых в старину)
куклы -кубышки : крупеничка и травница
куколка -хороводница
неразлучники
свадебная кукла "мировое дерево"
гармоничная кукла "семья"
В старину для мальчиков тоже изготавливались игрушки. Их делала сначала мама, чтобы во время игры научить ребенка жизни. Наши предки не были учеными, а были очень мудрыми. Например, зайчик на пальчик – 1-я игрушка малыша, казалось бы настолько просто – ребенок ее уже выбросит из колыбельки и сам себя развлекает. Даже сейчас детские невропатологи смотрят, как ребенок сжимает кулачок. Если прячет большой палец внутрь или фигу складывает, это считается слабым мышечным тонусом. Наши предки не знали таких слов, но замечали, что такое положение пальца мешает освоению ремесел и надевали зайчика на мизинец. Малыш рефлекторно сжимал кулачок, и вот – большой палец остается сверху, ему некуда деться.
Позднее мальчику делали бойцов на палочках их 2. В обеих руках по одному, с мешочками в руках, которыми они дрались. А мальчику это зачем? Он с 3х летнего возраста помогал отцу плести лапти, и если у него не получалось завязывать узлы, ему говорили: «тебе еще в куклы играть надо, т. е. тренироваться».
Папа учил мальчика работе с деревом, потому что позднее ему придется учиться рубить избу, хлев, строить колодец, а сейчас пока он столярничает. (показ работ).
Собирайте-ка богатыри все, что выловили в этот чудо сундучок (собирают). Выходили тут красны девицы, кланялись в пояс нашим защитникам, да запели тут песню складную.
Песня-танец-«Пошла млада за водой»
Бабушка:Опустили они руки в тот заветный сундучок, научились шить, вязать и прясть, ну а мальчики работать с деревом, стали руки у них золотые да умелые (поднимают руки с блестками, появились на Руси умельцы народные, как увидел это все Горыныч змей- захорохорился, так все головы у него и свалилися. (падают головы у змея со стены).
Ведь кто любит трудиться – того любой змей Горыныч боится. А если мы будем петь, танцевать, шить и рисовать, строгать и пилить и некогда нам будет пить и курить. И поэтому не один змей к нам больше не залетывал, все стали слушаться папу с мамою, отца –хозяина. А все люди – царя- батюшку.
Бабушка[/i]-А царь сидит в своем дворце с грустной думой на лице.
-Столько развелось умельцев в царстве моем-рукодельниц да ремесленников,что не знаю я,кого и наградить. Награждать буду родителей за воспитание ребят в духе народных традиций.
1. Маму Димы и Олега З. за то. что приучает их она к работушке,все умеют братцы-будет в жизни им легко!
2. Бабушку и маму Олеси К. -за то,что подарили нам модельера-конструктора,за умение мамы создать лад и понимание с доченькой.
3. Бабушку Димы К. -за воспитание уважения к традициям семьи,родителей-за воспитание сдержанного и самостоятельного будущего мужчины.
4. Папу Саши К. -за то,что он чувствует вред компьютерных игр и не разрешает играть в них и за воспитание доброжелательного и внимательного сына.
5. Маму Вани П. -за неиссякаемое жизнелюбие,творческую жилку-умение из всего,что видит,делать удивительные вещи,за воспитание ребенка,полного творческих идей.
6. Маму Кирилла Ш. -за раннее приобщение к труду,умение не погасить интерес к экспериментированию со взрослым и вещами-молотком,гвоздодером.
7. Папу Арсения Д. -он у нас кузнец-молодец.
8. Бабушку Лены Ш. -за внимание и развитие творческого воображения у обеих внучек.
9. Маму и бабушку Ани У. -за воспитание художественно-одаренного ребенка,который не боится браться за любое дело (вяжет. шьет,рисует,проявляя творчество).
10. Родителей Леши и Ильи Р. -за развитие творчества и умения замечать красоту во всем,папу-за рукоделие с деревом.
11. Маму Леши и Кирилла Д. -за мягкость,нежность,доброту,умение поддержать лад в семье,как Любавушка,ведь у нее целых 3богатыря!
12. Родителей КириллаП. -за воспитание самостоятельного. активного тудолюбивого будущего солдата-защитника и артиста,а бабушку-за внимание к любой проблеме внучат.
13. Маму ОксаныП. -за золотые руки и полет фантазии в вязании, воспитание интереса к этому у дочек.
14. Маму и бабушку Наташи Т. -за воспитание скромности у девочки,бабушку –за рукоделие.
15. Маму Сережи В. -за воспитание скромного. тактичного будущего мужчины счувством юмора,замечающего боль другого.
Бабушка:А теперь поднимите руки мальчики,у которых души будут смелые, а рученьки умелые!
А теперь-девочки. у которых руки будут рукодельные,добрые и нежные,будут никого не обижать,всех жалеть и утешать!
Бабушка-Вот и сказке-конец,а кто слушал-молодец!