Маргарита Федлева
Фотоотчет «Береги природу!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Береги природу!»
В настоящее время отмечается ухудшение экологической обстановки в мире из-за влияния техногенных факторов, многие из которых губительно действуют на окружающую среду. Негативные стороны проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии повышения качества экологической культуры и воспитанности, реализации принципов нравственно-устойчивого развития.
Публикация «Фотоотчет „Береги природу!“» размещена в разделах
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека в природе, смены ценностных ориентиров, необходимы люди с новым мышлением.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом становления экологической культуры и образованности личности, и в связи с этим экологическое образование старших дошкольников становится приоритетным направлением педагогической теории и практики на этом этапе обучения.
В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры. Мною были изучены и проанализированы разделы по экологии в программах воспитания и обучения детей в детском саду: программы экологической направленности «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Открой себя» Е. В. Релеевой», «Наш дом-природа» Н. А. Рыжовой, «Мы» Н. Н. Кондратьевой. Понимание значимости экологических проблем стало для меня приоритетным в воспитании и обучении детей.
В ДОУ проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников. В методическом кабинете имеется: литература природоведческого содержания, дидактические и наглядные пособия, карты-схемы, таблицы, экологическая игротека. В «зимнем саду» дошкольники изучают тропические растения, помогают ухаживать за аквариумными рыбками. Общение с природой оздоравливает, воспитывает, развивает детей.
Экологическое воспитание осуществляется в разных видах деятельности: НОД, совместная деятельность взрослых и детей, самостоятельная деятельность. Интеграция образовательных областей позволяет проводить обширную целенаправленную работу с детьми в данном направлении.
Формы и методы работы с детьми использую самые разнообразные:
Экологические экскурсии и прогулки, наблюдения, рассматривание картин, иллюстраций, видео и аудиозаписи, познавательные рассказы-беседы «Как человек охраняет природу».
Практическая деятельность в природе;
Участие в природоохранных акциях : «Посади свое дерево», «Елочка живи!», «Покормите птиц зимой», «Смастерим скворечник», «Чистота планеты», «Спасем наш дом», «Берегите лес от пожара», «Защитим обитателей леса», «Сдай макулатуру- спаси дерево», «Сортируем мусор», «Сбережем природу вместе».
Экологические проекты; день экологического творчества, уроки доброты;
Проведение экологических викторин, конкурсов детских рисунков;
Ведение календарей природы, картотеки комнатных растений; дневников роста рассады для огорода и цветника,
Проблемные ситуации, затрагивающие разнообразные объекты природы;
Экологические досуги;
Технологии: игровая; информационно коммуникативная; здоровье сберегающая; поисково-исследовательская; интерактивная; социально-личностная; технология развивающего обучения; технология проблемного обучения.
Летом экологическое воспитание может стать для дошкольников увлекательным приключением. На экскурсиях в лесной парк и скверы дети знакомятся с растениями, животными, насекомыми и одновременно с условиями их обитания.
Ежедневно на прогулках, обращаю внимание детей на красоту родной природы. Организую практическую и трудовую деятельность детей: высадка рассады и озеленение участка, полив растений, уборка в цветнике, сбор семян, окапывание деревьев и кустарников, игры с природным материалом, изготовление поделок. Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, снега, льда, воды, ведь каждый ребенок по своей природе – исследователь.
В «детской лаборатории» дошкольники знакомятся со свойствами воздуха, его ролью в жизни живых организмов. Расширяют знания о пользе чистого воздуха для здоровья человека. Изучают живую и неживую природу, знакомятся со свойствами песка и камня. Опыты необходимы для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.
В природном уголке нашей группы представлены разнообразные комнатные растения, за которыми дети с удовольствием ухаживают, изучают правила ухода за ними. Ведется картотека комнатных растений, а наблюдения за погодой с детьми фиксируем в календаре природы. Здесь закладываются у детей первые представления об изменениях в природе.
Круглый год выращиваем с детьми овощи: летом на грядках, в остальное время на окне «Огород на подоконнике». Выращивая культурные растения в мини-огороде, дети познают и осваивают способы ухода за рассадой. Формируются представления о зависимости роста растений, от света, тепла и влаги. Результаты своих наблюдений дети фиксируют в дневник. И самое главное достижение детского труда – сбор урожая!
В становлении экологического сознания особенное место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные нормы и правила поведения в природе. Дидактические игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы.
В группе имеется большой набор экологических дидактических игр: «Домашние животные с Матроскиным»,"Чей хвост" «Живая и неживая природа», «Береги живое», «Животные жарких стран», «Птицы», «С какой ветки детки», «Дары лета», «Деревья, плоды, листья» и т. д. А также игры, нашедшие применение в детском саду, это: игры-путешествия, игры-поручения, игры-загадки, игры-ребусы, игры-беседы.
Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Я использую литературу, рекомендованную программой детского сада – это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, Г. Скребицкого, В. Бианки, Н. Сладкого и др. После чтения с детьми проводится беседа. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших.
Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. И прежде, чем начать экологическую работу с детьми, я приступила к работе с семьями воспитанников. Работу с родителями провожу в форме родительских собраний, информационных листов, анкетирования, индивидуальных бесед и рекомендаций. Родители интересуются мероприятиями ДОУ, принимают активное участие в природоохранных акциях и экологических субботниках.
Традиционно в нашем детском саду проводятся выставки, конкурсы поделок из природного материала, выставки детских рисунков.
В результате целенаправленной работы по экологическому воспитанию и образованию произошли изменения в поступках и поведении детей. Дошкольники стали осознанно и внимательнее относиться ко всему живому, что отражается в их рисунках и рассказах. Любознательность, увлеченность детей убеждает в том, что работа по экологическому воспитанию очень важна и дает хорошие результаты. Эта работа помогает воспитывать любовь к родной природе, бережное и ответственное отношение к ней.
Литература
1. «Добро пожаловать в экологию» Воронкевич О. А., издательство «Детство - Пресс» 2-е изд. ,2006.
2. Кондрашова М. А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург,2005-116 с.
3. Каушкаль О. Н., Карпеева М. В. Учебно-Методическое пособие: Формирование целостной картины мира, 2016.
4. «Мы» -программа экологического образования детей /Н. Н. Кондратьева и др. -2-е изд. И доп. СПб: «Детство – Пресс», 2000.
5. Павлова Л. Игры как средство эколого - эстетического воспитания. Дошкольное воспитание. 2002. № 10 с. 40-49.
6. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. -М: Изд. Дом «Карапуз»,2001.
7. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Методическое пособие: Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2010.
8. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. -сост. : Л. С. Киселева и др. -М. :АРКТИ,2003.-96 с.
9. «Интеграция экологического воспитания с образовательными областями» https://pandia.ru/text/80/030/44575.php