Любовь Кланова
Азбука развивающей предметно-пространственной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Г. Ярославль
Кланова Любовь Владимировна,
воспитатель первой категории, МДОУ д/с №18
АЗБУКА РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей. При создании РППС дошкольной образовательной организации необходимо учитывать много факторов. В этом может помочь данная АЗБУКА РППС.
Публикация «Азбука развивающей предметно-пространственной среды» размещена в разделах
А – агрессивные игрушки не должны провоцировать детей к совершению негативных
поступков, необходимо удалить их из группы.
Б – безопасность и надежность всех компонентов оборудования при использовании
согласно СанПиН.
В – вариативное использование различных пространств и материалов.
Г – гендерный подход для создания вариантов развивающей среды.
Д – динамичность элементов, что позволяет делать формы работы более
разнообразными.
Е – единство семейного и общественного воспитания, ознакомление родителей
с образовательной средой ДОО.
Ж – желательно предоставлять детям возможность свободного выбора игрушек,
материалов и средств для самостоятельной деятельности.
З – зона ближайшего развития, определяющая перспективу развития ребенка.
И – инновационные элементы, создающие оригинальность и изобретательские
мелочи, импровизацию.
К – компоненты для реализации в одной области могут использоваться в других
областях.
Л – любые игрушки, пособия не должны быть архаичны, должны нести информацию
о современном мире, стимулировать поисково-исследовательскую деятельность.
М – мобильной (разделение на зоны при помощи ширм, знаков или символов).
Н – насыщенной (ТС, расходные материалы, инвентарь, оборудование, игрушки).
О – отражать особенности каждого возрастного этапа.
П – полифункциональной (разнообразие использования составляющих предметной
среды в разных видах детской активности).
Р – равные условия для детей разных социальных и культурных слоев.
С – среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
Т – трансформируемой (изменение среды в зависимости от образовательной ситуации).
У – участие детей в создании эстетического оформления, использование элементов
творческой деятельности детей.
Ф – факторы, влияющие на восприятие (освещение, акустика, цветовая отделка
помещений) должны учитываться при оформлении пространства.
Х – хорошо, когда место для занятий по интересам имеет настенный декоративный
знак-символ.
Ц – ценностное восприятие произведений искусства, используемых в интерьере группы.
Ч – четкое представление о видах искусства, обеспечивающих полноту восприятия.
Ш – широко использовать возможности самовыражения детей, раскрытие и
совершенствование творческих возможностей.
Э - эмоциональное благополучие детей, эстетическое отношение к окружающему
миру.
Я – явления художественно- эстетической деятельности направлены ко всей личности ребенка,
показывает преемственность дошкольного обучения, предпосылок для занятий в школе
искусства.
Каждое из представленных понятий может реализовываться в группе через использование, например, таких приемов:
- оборудование полочек удивления, любования;
- коллективные творческие работы;
- картотеки по различным направлениям эстетического восприятия, музыкальная
коллекция аудиозаписей, стихов;
- тематические альбомы: портреты писателей, композиторов, иллюстрации к сказкам,
альбомы с сезонными изменениями в природе, пейзажи, натюрморты;
- музыкальные инструменты, пособия для развития слухового восприятия,
шумовые инструменты;
- выставки творчества детей и родителей, привлечение их к оформлению группы;
- создание персональных передвижных выставок детей и родителей;
- создание минимузеев;
- книги самоделки на различные темы;
- организованные центры чтения и разные виды театра (концерты, инсценировки,
литературные гостиные;
- материалы для детского творчества и многое другое.