Рыбакова
Аэробика для студентов 2–4 курсов
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальной проблемой в настоящее время является сохранение, укрепление здоровья студентов школьного отделения как ценности, а также формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями, в том числе к урокам физической культуры.
Занятия аэробикой способствует гармоничному развитию, учат их красоте и выразительности движений, формируют их фигуру, развивают физическую силу, выносливость, ловкость и смелость.
Публикация «Аэробика для студентов 2–4 курсов» размещена в разделах
- Профессиональное педагогическое образование, студенты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Данная программа рассчитана для девушек студентов 2-4 курсов школьного отделения и направлена на формирование здорового образа жизни, исправление дефектов телосложения посредством аэробики, развития чувства ритма, такта и координации, что является необходимой составляющей полноценного развития личности детей. Занятия проводятся под музыку, которая создаёт особый эмоциональный фон, положительно влияющий на психологическое состояние девушек.
Цель обучения – мотивация к здоровому образу жизни студентов посредством освоения основ аэробики, умения сохранять и совершенствовать свое телесное «Я», снимать утомление, вызванное учебной деятельностью, а также содействовать самореализации и самосовершенствованию, развитию физических, интеллектуальных и нравственных качеств личности.
В соответствии с данной целью формируются задачи, решаемые в процессе реализации данной программы:
Задачи:
- обогащение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями;
- формирование музыкально-двигательных умений и навыков;
- воспитание физических качеств;
- совершенствование функциональных возможностей организма;
- повышение работоспособности и совершенствование основных физических качеств;
- укрепление здоровья, нормальное физическое и психическое развитие; формирование ценностного отношения к своему здоровью;
- увеличение посещаемости уроков физической культуры;
- проявление интереса к занятиям физической культуры;
.
Примерный тематический план
Таблица 1
Курс Часы
2 18/22 Базовая физическая культура
3 17/17 Классическая аэробика. Обучение базовым шагам и комбинациям.
4 16/12 Обучение проведению базовых шагов (девочки учатся проговаривать, показывать и управлять группой при обучении элемента набора шагов) и комбинаций аэробики.
Гимнастика способствует более быстрому приведению организма в рабочее состояние, поддержанию высокого уровня работоспособности в течение дня, совершенствованию координации нервно-мышечного аппарата, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Особенность ритмической гимнастики состоит в том, что темп движений и интенсивность выполнения упражнений задается ритмом музыкального сопровождения. В ней используется комплекс различных средств, оказывающих влияние на детский организм. Так, серии беговых и прыжковых упражнений влияют преимущественно на сердечно-сосудистую систему; наклоны и приседания — на двигательный аппарат, методы релаксации и внушения — на центральную нервную систему. Упражнения в партере развивают силу мышц и подвижность в суставах, беговые серии — выносливость, танцевальные — пластичность и т. д. В зависимости от выбора применяемых средств занятия ритмической гимнастикой могут носить преимущественно атлетический, танцевальный, психорегулирующий или смешанный характер. Характер энергообеспечения, степень усиления функций дыхания и кровообращения зависят от вида упражнений. Серия упражнений партерного характера (в положении лежа, сидя) оказывает наиболее стабильное влияние на систему кровообращения. ЧСС не превышает 130 уд. /мин., т. е. не выходит за пределы аэробной зоны. Таким образом, работа в партере носит преимущественно
аэробный характер. В серии упражнений, выполняемых в положении стоя, упражнения для верхних конечностей также вызывают увеличение ЧСС до 130 уд. /мин., танцевальные — до 150, а глобальные (наклоны, глубокие приседания) — до 160 уд. /мин. Наиболее эффективное воздействие на организм оказывают серии беговых и прыжковых упражнений.
На занятиях оздоровительной направленности выбор темпа движений и серий упражнений должен осуществляться таким образом, чтобы тренировка носила в основном аэробный характер (с увеличением ЧСС в пределах 130—150 уд. /мин.). Тогда наряду с улучшением функций опорно-двигательного аппарата (увеличением силы мышц, подвижности в суставах, гибкости) возможно и повышение уровня общей выносливости, но в значительно меньшей степени, чем при выполнении циклических упражнений.
Описанные выше формы оздоровительной физической культуры в детском саду (с использованием ациклических упражнений) не способствуют существенному росту функциональных возможностей системы кровообращения и уровня физической работоспособности, а значит, не имеют решающего значения в качестве оздоровительных программ.
Ведущая роль в этом принадлежит циклическим упражнениям, обеспечивающим развитие аэробных возможностей и общей выносливости у детей.
Аэробика — это система физических упражнений, энергообеспечение которых осуществляется за счет использования кислорода. К аэробным относятся только те циклические упражнения, в которых участвует не менее 2/3 мышечной массы. Для достижения положительного эффекта продолжительность выполнения аэробных упражнений должна быть не менее 20—30 мин. Именно для циклических упражнений, направленных на развитие общей выносливости, характерны важнейшие морфофункциональные изменения систем кровообращения и дыхания. Различия отдельных видов циклических упражнений, связанные с особенностями структуры двигательного акта и техникой его выполнения, не имеют принципиального значения для достижения профилактического и оздоровительного эффекта. Опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что все перечисленные выше формы оздоровительной физической культуры положительно влияют на организм ребенка. Но наиболее эффективно — аэробика. Занятия аэробикой доставляют детям большое удовольствие. Для того чтобы занятия были более интересными и насыщенными, изготовили для детей индивидуальные снаряды — степы.
Программа реализуется в 4 этапа:
1 год обучения – Базовый этап, стабилизация базового этапа
На этом этапе учащиеся овладевают базовыми двигательными действиями оздоровительной аэробики и шейпинга, узнают общие понятия аэробики, классификации видов аэробики, основы физиологического воздействия на организм, обучаются технике выполнения партерных упражнений, правилам составления соединений и комбинаций двигательных действий. Учащиеся совершенствуют базовые двигательные действия, выполняют партерные упражнения, узнают основы управления группой, самостоятельно составляют соединения и комбинации двигательных действий и научатся проводить занятия. Исправлять ошибки и неточность выполнения двигательного действия.
2 год обучения - Этап совершенствования базовых двигательных действий
Учащиеся повторяют и усложняют упражнения на координацию базовых двигательных действий, усложняются партерные упражнения и стретчинг; учатся использовать жестикулярно-мимические и моторные средства общения, правильно называть и показывать упражнения, объяснять технику их выполнения
3 год обучения - Этап формирующего воздействия на умения и навыки
Учащиеся овладевают правильной техникой базовых двигательных действий, повышают уровень физической подготовленности, проводят целиком и частично занятия под музыкальное сопровождение (разминку, аэробную часть, заминки, стретчинг и силовой партерный тренинг, четко подают команды и распоряжения, ведут подсчет, помогают устранить ошибки, оказывают методическую помощь друг другу по ходу занятия.
Примерные комплексы подготовительной части занятия
Комплекс № 1
I.
1–4 — Basic Step с П
5–8 — Straddle с П
II.
1–4 — V-step с П
5–8 — A-step с П
III.
1–4 — Step Touch вправо
5–8 — Basic Step + 2 Knee Up с П
IV.
1–4 — Grapewine влево
5–8 — Basic Step + 2 Leg Curl с П
V–VIII — то же в другую сторону Комплекс № 2
I.
1–4 — Open Step 1–1 с П
5–8 — Leg Curl 1–1 с П
II.
1–4 — Double Step Touch вправо
5–8 — Double Step Touch влево
III.
1–4 — Grapewine + Curl вправо
5–8 — поворот влево
IV.
1–4 — Mambo с П
5–8 — Basic Step +Kick с П
V–VIII — то же в другую сторону
Комплекс № 3
I.
1–4 — Toe Touch 1–1 с П
5–8 — Double Step Touch вправо
II.
1–4 — V-step с Л
5–8 — Step Cross с Л
III.
1–8 — Grapewine + 3 Curl влево
IV.
1–4–4 March по диагонали вперёд-вправо с П
5–6 — Twist
7–8–2 March по диагонали назад-влево с Л
V–VIII — то же в другую сторону Комплекс № 4
I.
1–4 — Leg Curl 1–1 с П
5–8 — Knee Up 1–1 с П
II.
1–4 — Mambo с Л
5–8–2 Jumping Jack
III.
1–8–2 V-step с П с поворотом на 180°
IV.
1–4 — Grapewine вправо
5–8 — Step Touch влево
V–VIII — то же в другую сторону
Комплекс № 5
I.
1–8–2 Step Touch углом вправо
II.
1–4 — Grapewine + Curl вправо
5–8 — Grapewine + Curl влево
III–IV.
1–16–4 V-step по кругу с П
V.
1–4 — Open Step 1–1 с П
5–8 — Leg Curl 1–1 с П
VI.
1–4 — Mambo с П
5–8 — Mambo Side с П
VII.
1–4 — Chasse Mambo Back вперёд-вправо
5–8 — Chasse Mambo Back назад-влево
VIII.
1–4–4 March вперёд с П
5–8 — поворот назад
IX–XVI — то же в другую сторону Комплекс № 6
I.
1–4 — Mambo с П
5–8 — Basic Step + Knee Up с П
II.
1–2–2 March вперёд с Л
3–4 — Twist
5–6 — Cha-Cha- Cha вправо
7–8 — Mambo Back с Л
III.
1–8 — Grapewine + 3 Curl влево
IV.
1–8 — Grapewine + 3 Knee Up вправо
V–VI.
1–16–4 V-step по кругу с Л
VII.
1–8–2 Basic Step с Л с поворотом на 1800
VIII.
1–2 — Kick с Л
3–4 — Change
5–8 — Step Cross с Л
IX–XVI — то же в другую сторону
Комплекс № 7
I.
1–4 — Grapewine + Curl вправо
5–6 — V-step с Л
7–8–2 прыжка на двух назад
II.
1–4 — Chasse Mambo Back влево
5–8 — Mambo Side с П
III.
1–8–2 Step Touch углом вправо
IV.
1–8–2 Leg Curl 2–2 с П
V.
1–4–4 March вперёд с П+ хлопок
5–8 — поворот назад
VI.
1–4 — V-step с П
5–8 — A-step с П
VII.
1–2 March по диагонали вперёд-вправо с П
3–4 — Twist
5–7–3 March по диагонали назад-влево с Л
8 — приставить П к Л
VIII.
1–4 — Double Step Touch вправо
5–8 — Basic Step с Л
IX–XVI — то же в другую сторону Комплекс № 8
I.
1–4 — V-step с П
5–8 — A-step с П
II.
1–8–2 Step Touch углом вправо
III.
1–4 — Grapewine + Curl вправо
5–8 — Mambo с Л
IV.
1–4 — Grapewine + Curl влево
5–8 — Mambo с П
V.
1–4 — Basic Step + Knee Up по диагонали вперёд-влево с П
5–8 — Basic Step + Curl по диагонали
вперёд-вправо с Л
VI.
1–4 — Scoop по зигзагу вперёд-вправо
5–8 — Scoop по зигзагу назад-вправо
VII.
1–4 — Step Cross с П
5–8 — Basic Step с П
VIII.
1–4 — Chasse Mambo Back вправо
5–8 — Pivot с Л
IX–XVI — то же в другую сторону
Структура занятия аэробики может иметь разные варианты в содержании и продолжительности, как отдельных частей, так и всего занятия. Общая продолжительность от 40 до 60 минут.
При проведении занятий широко используется современная музыка, на которую «накладываются» соответствующие ей по стилю движения танцевального характера. В некоторых оздоровительных занятиях музыка используется как фон для снятия монотонности от многократно повторяемых движений. В других – музыка используется как лидер, т. е. задает ритм, характер и управляет темпом движений.
Освоение материала идет последовательно, но в каждой возрастной группе предполагает повторение и закрепление уже пройденного материала, что развивает умения и навыки, закрепляет их на более высоком уровне. В каждый период обучения материал дается по основным разделам. Все разделы связаны между собой и в то же время имеют конкретное содержание и задачи по формированию знаний, умений и навыков. Теоретические занятия направлены на получение необходимых знаний в области фитнес-аэробики, без которых невозможно сознательно формировать отношение к своему здоровью. Практические занятия помогут овладеть элементами различных видов аэробики, что даст возможность формировать двигательную культуру у детей и подростков и умение владеть своим телом. Кондиционная гимнастика (упражнения на силу) поможет повысить уровень мышечной тренированности и развить физические качества.
На занятиях по фитнес-аэробике теория и практика неотделимы. На практических занятиях обязательно отводится 5-10 мин. для теории.
На уроке оздоровительной аэробики в подготовительной части используются упражнения - основные «базовые» шаги и прыжки. Упражнения аэробного воздействия несут основную функциональную нагрузку на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Базовые шаги имеют различную степень интенсивности. Добавление работы рук повышает степень физической нагрузки на организм. Таким образом, сочетая базовые движения друг с другом и с движениями рук составляют комплексы — композиции для аэробной части занятия. При составлении комплекса — композиции (комбинации) учитывают его направленность (танцевальный, силовой и т. д.). С учетом творческого подхода и методики создания соединений в комбинации выстраивают последовательность упражнений, которые имеют логический переход от одного к другому, объединяются в единое целое и накладываются на музыкальное сопровождение. Используя стандартный набор базовых элементов и сочетая их в различной последовательности можно повысить интенсивность занятия. Кроме этого, при составлении комбинации необходимо учитывать размеры спортивной площадки, зала, возможность перемещения при выполнении упражнений с правой и левой ноги. На занятиях силовой направленности большое внимание уделяется проработке основных групп мышц. Упражнения выполняются сериями по необходимому количеству повторений. Дополнительное применение инвентаря, а также различных положений туловища в пространстве при выполнении упражнений ведет к увеличению нагрузки. Для скорейшего восстановления после занятия используются элементы стретчинга, упражнения на релаксацию и дыхание.
Рефлексия
Планируемые результаты и способы их проверки В каникулярный период режим занятий изменяется, т. к. дети отъезжают в оздоровительные лагеря, за город, посещают детские мероприятия вне школы.
I год обучения студент будет знать : • единые требования о правилах поведения в спортивном коллективе; • требования к внешнему виду на занятиях; • музыкальные размеры, темп и характер музыки; • танцевальные названия изученных элементов. Учащийся будет уметь: • воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками; • владеть корпусом во время исполнения движений; • ориентироваться в пространстве; • координировать свои движения; • корректировать свою деятельность в соответствии с заданиями и замечаниями педагога; • контролировать собственное исполнение, согласовывая его с коллективным, • анализировать музыкальный материал; • самостоятельно выполнять изученные элементы танца.
II год обучения студент будет знать : • термины азбуки танца; • новые обозначения танцевально-акробатических элементов. Учащийся будет уметь: • грамотно исполнять элементы танца; • самостоятельно отрабатывать технику движений в постановках; • исполнять танцевальный номер в группе; • работать над выразительностью исполнения танцевального номера; • эмоционально и технически выступать перед зрителями.
III-IV год обучения учащийся будет знать: • названия всех танцевально-акробатических элементов и связок; • свободно и грамотно ориентироваться в терминологии танца Учащийся будет уметь: • выполнять движения и комбинации в ускоренном темпе; • согласовывать движения корпуса, рук, ног при переходе из позы позу; • владеть техникой исполнения; • технически грамотно исполнять композиции; • уверенно и эмоционально выступать на сцене перед различными категориями зрителями. Контроль знаний и умений учащихся проводится на итоговых занятиях раз в полугодие и на отчетном концерте в конце учебного года.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андерсон Н. «Sweat System» //Материалы семинара подготовки инструкторов по аэробике. М. : Национальная школа аэробики, 1990
2. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. М. : Физкультура и спорт, 1987. 191 с.
3. Морозова, Лада Владимировна. М80 Классическая аэробика : учебное пособие / Л. В. Морозова, Т. И. Мельникова, О. П. Виноградова ; Сев. Зап. ин-т управления — филиал РАН ХиГС. — Казань : Изд-во «Бук», 2017. — 102 с.
4. https://emp.vogu35.ru/vse-materialy/send/473-metodmat/15000-
5. https://zdamsam.ru/a10518.html
6. https://multiurok.ru/files/aerobika-dlia-doshkol-nikov.html